ВИД С ВОРОБЬЕВЫХ ГОР
Чуть более недели назад студенческая Москва отпраздновала свой праздник - Татьянин день. Центром гуляний традиционно стали Воробьевы горы, а главным их событием - закладка в основание здания будущей фундаментальной библиотеки МГУ памятной капсулы с посланием потомкам. Поэтому, продолжая знакомить москвичей с районами столицы, мы и решили побеседовать с Игорем ЩЕННИКОВЫМ, главой управы Раменки, на территории которой и располагается главный российский храм науки.
- Игорь Валентинович, любой москвич знает, что МГУ находится на Воробьевых горах, а вот в каком районе столицы, думаю) - не многие. Давайте познакомим наших земляков с Раменками.
- Раменки - один из тринадцати районов Западного административного округа. По численности населения и по площади он входит в число крупнейших в округе. Совсем недавно в соответствии с решением правительства Москвы к территории района были юридически присоединены так называемые зоны особого режима, которые ранее официально в состав района не входили. Самая крупная из них - это территория Московского государственного университета как существующей, так и перспективной застройки. Правда, уже с момента создания Западной префектуры, то есть с 1991 года, мы этими специфическими территориями занимались, работали на них. Но в силу расположения там объектов федерального уровня юридически они в рамки района не входили. Кстати, и сам район Раменки был образован не в 1991 году, а в 1997-м, когда произошло слияние двух ранее существовавших муниципально-территориальных образований: районов Старые Раменки и Мосфильмовский. Решение об их объединении было обусловлено необходимостью упрощения и оптимизации схемы управления в складывающихся экономических условиях. Двум маленьким районам с их несовершенными инфраструктурами стало сложно работать в рыночных условиях. Объединение позволило расширить возможности маневра, провести реорганизацию жилищно-коммунальных служб, сократить административный аппарат районных управленческих структур.
Одна из специфических черт района, как, впрочем, и всего Западного округа, - его экологическая привлекательность. Он расположен с юго-западной розой ветров, в пойме трех рек (Москва-река, Раменка, Сетунь). Техногенная нагрузка на жителей и территорию невелика, так как нет крупных промышленных предприятий, зато много учреждений культуры, образования, медицины и науки. В расположенных в районе промзонах в основном находятся складские базы.
Одна из них, расположенная по улице Винницкой, ликвидируется в соответствии с программой реконструкции старого жилого фонда, а перспективный план развития МГУ позволяет заниматься выводом аналогичной с Ломоносовского проспекта. Таким образом район становится еще более экологически благоприятным.
Ну а если говорить о лице Раменок, то, конечно, это Воробьевы горы и расположенный здесь Московский государственный университет. Один из семи московских холмов: самый высокий, красивый и любимый москвичами, воспетый в стихах и прозе великих русских поэтов и писателей. А.П. Чехов так сказал о Воробьевых горах: "Кто хочет понять Россию, тот должен прийти сюда и посмотреть на Москву".
- Вы коснулись вопроса программы ликвидации так называемых хрущевок. Как она проходит в районе, каковы в целом перспективы строительства жилья в Раменках?
- Проанализировав складывающуюся в районе ситуацию, управа пришла к выводу, что концептуальную программу правительства Москвы по сносу определенных серий пятиэтажек, рассчитанную до 2010 года, мы вполне можем завершить уже в 2005 году. На данный момент идет снос и переселение жителей двенадцати строений. У нас по правительственной программе остается всего лишь четыре жилых дома. И конечно же это результат того, что нам удалось привлечь к строительству нового жилья очень серьезных инвесторов.
- А кто является самым крупным вашим инвестором в строительной сфере и что делается для повышения инвестиционной привлекательности района?
- До недавнего времени у нас были два основных инвестора - НПО "Гражданпроект" (руководитель г-н Хесин) и Управление внебюджетной политики Москвы (руководитель г-н Краснянский). Первый из них ведет работы по плану сноса пятиэтажек в районе Мосфильмовской улицы и возводит на их месте коммерческое жилье, а в 40-м квартале строят для нас чисто муниципальные дома. Такое разделение не случайно: условия оплаты, содержания, технического обслуживания этих двух видов жилья сегодня отличаются. Дома со смешенным видом собственности - это головная боль, причем не только для управы, но и для людей, в них проживающих. Пока нам этой ситуации удается избегать.
В отношении же Управления внебюджетной политики буквально несколько месяцев назад вышло постановление правительства Москвы, и оно разделило свою долю между несколькими соинвесторами - "Моспромстройматериалы", Управление экспериментальной застройки и т. д. Сейчас они занимаются сносом старого жилья и технической проработкой строительства V и VI кварталов по Мичуринскому проспекту с выводом оттуда промзоны. Это большая территория, на которой разместятся два квартала очень интересной современной планировки с полной инфраструктурой и зоной отдыха, которая расположится в пойме реки Раменки. Конечно, это не сегодняшний и даже не завтрашний, а послезавтрашний день, но почти всю подготовительную работу строители уже провели.В частности, они осуществили большую работу по сносу старого жилого фонда, и в данном микрорайоне остается только три старых пятиэтажных дома, планируемых к сносу до 2005 года.
Но останавливаться на достигнутом мы не намерены. В районе есть много кирпичных пятиэтажных домов, которые не подпадают под правительственную программу, но морально и физически уже устарели. Работа по ним и будет стержнем второго этапа реконструкции существующего жилого фонда. Конечно, надо будет хорошо просмотреть экономику этой ситуации. В зависимости от того, что выгоднее - проводить реконструкцию с надстройкой двух-трех этажей или снос и новое строительство, - будут приниматься решения. Мы понимаем, что при любой реконструкции уровня комфортности домов современной конструкции не достигнешь. Но, во-первых, на месте не каждого старого дома можно организовать строительную площадку для нового (из-за необходимости соблюдения санитарных и технических норм), во-вторых, потребность в относительно недорогих квартирах, расположенных в престижных районах, с каждым годом возрастает, и они необычайно ликвидны. С учетом указанных выше факторов и будет строиться план второго этапа сноса и реконструкции старого жилого фонда.
Но кроме работы по правительственной программе в районе осуществляется несколько крупных, чисто коммерческих проектов строительства жилья. Это хорошо известные и широко рекламируемые комплексы многоэтажных строений "Воробьевы горы" и "Золотые ключи на Минской", коттеджная "Сетунь", ЖСК МИД РФ по ул. Улофа Пальме. Как я уже говорил, Раменки - один из самых привлекательных для инвесторов районов Москвы. Причем в силу расположения в поймах трех рек, где запрещено многоэтажное строительство, и намечаемых работ по их благоустройству и превращению в зоны отдыха, привлекательность района будет только возрастать. Способствует инвестиционной активности строителей и обязательность администрации в выполнении оговоренных условий.
Мы открыты для партнерства и всегда готовы идти на разумные компромиссы, лишь бы предлагаемые нам программы были в интересах жителей района.
- Слова красивые, а что за ними стоит? Какие конкретные выгоды имеют жители района от инвестиционных программ, осуществляемых управой?
- А можно встречный вопрос? Что вы считаете самым главным для того, чтобы назвать жизнь человека комфортной?
- Если не углубляться в философские дебри, то основное, вероятно, это хорошая работа с достойной ее оплатой, наличие жилья и соответствующей инфраструктуры поблизости (магазины, учреждения бытового обслуживания и культуры и т. д.), возможность обучения и воспитания детей.
- Согласен. Но, конечно, вы понимаете, что первая позиция не совсем в моей компетенции, она напрямую связана с общей экономической ситуацией в стране. В силу своих возможностей мы способствуем увеличению занятости жителей района: поощряем развитие малого и среднего предпринимательства, ведем работу по трудоустройству инвалидов и пенсионеров и т. д. Однако возможности в этом вопросе у нас ограниченные, ведь район-то не промышленный, а больше тяготеющий к так называемым спальным.
Зато вторая и третья составляющие вашей формулы благополучия во многом зависят от нашей работы. Сначала несколько слов о жилье и инфраструктуре. Мы ведь так упорно и целенаправленно занимаемся программой правительства Москвы по сносу пятиэтажек именно в силу стремления как можно быстрее ликвидировать в районе очереди на улучшение жилищных условий. Основная масса очередников как раз и живут в домах, построенных в конце 50-х - начале 60-х годов, которые подпадают под программу правительства. Только активная работа по привлечению инвесторов, создание для них благоприятных условий и вместе с тем жесткий контроль за выполнением ими наших требований позволяют нам на протяжении ряда лет сокращать жилищную очередь.
Ну и конечно же инфраструктура. Только за счет средств инвесторов, без бюджетных вложений, за последние 2 - 3 года построены две общеобразовательные школы, детский сад, школа так называемого дошкольного образования. За счет того, что мы смогли договориться с НПО "Гражданпроект" о пропорциональном разделе нежилых помещений во вновь возводимых домах (1-е этажи, подвалы и т. п.), у нас создалась возможность размещения в них социальных объектов. То есть у нас появился определенный фонд помещений для работы с населением, что мы активно используем, размещая детские учреждения, магазины, объекты бытового обслуживания, общественные организации, пункты охраны порядка и т. д. Причем это не какие-то подвалы пятиэтажек, а достойные, благоустроенные помещения. По взаимной договоренности принимаем участие и в целевом использовании инвесторами коммерческих нежилых фондов: примерно в 60% из них размещаются объекты потребительского рынка.
В результате жители, получающие квартиры в строящемся 40-м квартале, имеют сегодня возможность воспользоваться необходимым минимумом социальных благ, не отходя далеко от дома, на расстоянии "шаговой доступности". Не собираемся идеализировать ситуацию, но по сравнению с построенным в конце 80-х - начале 90-х годов 39-м кварталом положительные изменения налицо. Недостаток в последнем магазинов и социальных объектов, размещение только одной школы, отсутствие детских садов не создают благоприятной среды проживания там жителей. И вот теперь с боем нам приходится у кого-то что-то отнимать, чтобы разместить хотя бы социальные объекты для детей.
Причем несмотря на то что строительство 40-го квартала не завершено, впереди еще строительство четырех жилых домов и детского сада, мы стараемся работать на перспективу. Так, открыли уже две школы. Наполняемость их пока невелика, и в мой адрес по этому поводу даже звучала мягкая критика: мол, можно было обойтись и одной. Но я уверен: если сегодня ограничиться одной, то, во-первых, вторая не появится никогда, а во-вторых, первая уже через год-полтора будет переполнена. В микрорайоне есть еще землеотводы, которые можно было бы использовать в коммерческих целях, но мы приняли решение о строительстве на них физкультурно-оздоровительных комплексов. Сейчас прорабатываем с инвесторами вопрос об ускорении этой работы. Таким образом, создается цепочка: школа - внешкольные досуговые центры - физкультурные комплексы. И все это, как я уже ранее говорил, на расстоянии "шаговой доступности".
Ну и, наконец, еще один важнейший вопрос, касающийся создания благоприятной для населения среды проживания, - развитие инфраструктуры транспорта и связи. За счет инвестиционных средств мы планировали строительство новой АТС, но затем, тщательно проработав вопрос, пришли к выводу, что выгодней на этой площадке построить жилой дом, а проблему телефонизации решить путем реконструкции и модернизации существующих АТС, с выделением им дополнительных нежилых помещений в новостройках. И, таким образом, практически ликвидировали очередь на установку телефонов. Теперь каждый новосел имеет возможность сразу телефонизировать квартиру.
Не менее важно и то, что в ходе реализации программы инвестиционного строительства жилья мы обеспечиваем развитие транспортной системы, то есть строительства новых дорог и магистралей. Наша задача закольцевать микрорайоны, расположенные вдоль Мичуринского проспекта. Для района в целом его перегруженность - это проблема из проблем. Мичуринский является осью Раменок, пронизывающей его насквозь от ул. Лобачевского до ул. Косыгина, то есть до Москвы-реки.
Интенсивность движения на проспекте сегодня такова, что даже перейти его в утренние и вечерние часы пик - целая проблема. Да и почти все маршруты общественного транспорта проходят по нему, в силу чего жителям приходится далеко идти от остановок в глубь микрорайонов. Таким образом, создавая межквартальные транспортные сети и организуя новые маршруты, преимущественно проходящие не по Мичуринскому проспекту, мы решаем две проблемы. Во-первых, снижаем нагрузку на ось, а во-вторых, приближаем остановки к жилому фонду. Безусловно, закольцевание микрорайонов позволит и владельцам частного транспорта выбирать маршруты движения, не проходящие по Мичуринскому. Облегчается работа специального автотранспорта ("скорой помощи", аварийных техничек, машин милиции и т. д.). В перспективе же после завершения строительства еще одного нового квартала, проект которого уже разрабатывается, мы сможем создать магистраль, которая станет дублером нашей осевой транспортной артерии.
Кроме того, значительно облегчит ситуацию с движением автотранспорта реализация нашего второго проекта. Согласно плану реконструкции 5-го и 6-го кварталов предусмотрено продление улицы Мосфильмовской на первом этапе до ул. Винницкой, а на втором - до ул. Лобачевского и кольцевой дороги. Это будет второй полновесный дублер Мичуринского проспекта.
Надеюсь, что вернемся мы и к плану расширения самого проспекта, от которого столица была вынуждена отказаться после передачи средств дорожного фонда из городского в федеральный бюджет. А пока приходится надеяться на проекты, о которых я вам рассказал, сроки реализации которых полностью зависят в том числе и от нашей работы с инвесторами.
Если же говорить о долгосрочной перспективе строительства жилья и создания современной инфраструктуры, то у нас на территории района не осталось белых пятен. Практически вся она закрыта теми или иными проектами и проработками. Подчеркиваю - вся.
Об одном из проектов хотелось бы рассказать особо. Это создание так называемого Юго-Западного зеленого клина. Он предусматривает сооружение зон отдыха, ландшафтных парков, культурно-социальных объектов на громадной территории от кольцевой автодороги до Москвы-реки, охватывающей ряд районов, в том числе и Раменки.
Ну а если обобщить все вышесказанное, обеспечение жителей района достойным жильем и создание благоприятной среды проживания (как с точки зрения социальной, так и экологической) - в этом вся суть проводимой управой инвестиционной политики.
- А что сулит включение в район территорий перспективной застройки МГУ?
- Еще раз хочу подчеркнуть, мы и ранее поддерживали плотный, деловой контакт с руководством университета и активно участвовали во всех мероприятиях, проводимых на его территории, высказывали свои взгляды на перспективу ее развития. Теперь же мы и юридически полноправные партнеры. Это накладывает на нас дополнительные обязанности, но и создает возможности более согласованных совместных действий. Их цель гармонично вписать программу правительства Москвы по строительству нового комплекса МГУ в существующие планы развития района. Ведь наряду с возведением фундаментальной библиотеки, новых учебных корпусов, поликлиники, предусматривается строительство жилого микрорайона. А в этом вопросе у нас накоплен богатый опыт, и есть свои резоны самым активным образом поучаствовать в этой программе.
Во-первых, район освобождается от одной из промзон, то есть становится экологически более привлекательным. Во-вторых, создаваемыми объектами здравоохранения, социальной, культурной и образовательной сфер, частью новых квартир смогут воспользоваться не только студенты и преподаватели университета, но и все жители района. Ну а в-третьих, МГУ - это символ района, да и всей столицы, и участвовать в работах по его развитию большая честь для нас, признание нашей состоятельности и самодостаточности.
Хотелось бы отметить еще один момент. У нас уже есть практика работы университета со школами района. Заключаются соответствующие договоры, и преподаватели МГУ ведут занятия со школьниками старших классов. То есть происходит сращивание высшей и средней школ, возникает определенная преемственность. Выгода взаимная. Университет имеет возможность заранее подобрать наиболее талантливых старшеклассников, а те в свою очередь реально оценить степень своей готовности и выбрать для поступления соответствующий вуз. Создание нового комплекса МГУ позволит еще более углубить эту интеграцию. Возникнет дополнительная возможность для наиболее талантливых детей пользоваться фундаментальной библиотекой и готовиться к поступлению непосредственно на университетской базе.
Еще один плюс для района - это то, что на осваиваемых под расширение МГУ землях будут проводиться большие работы по озеленению. Эта территория станет началом того самого "зеленого клина", о котором я ранее говорил.
Разговор с главой управы продолжался больше двух часов, к сожалению, газетные рамки не позволяют за один раз рассказать о том интересном, а подчас и чисто новаторском, чем занимается сегодня администрация района. Но рассказ о Раменках мы продолжим в ближайших номерах газеты.
Фото Василия ГРАЧЕВА
***
Наша справка:
Площадь района Раменки - 1876 га, население - 86,4 тыс. чел. На территории располагаются МГУ им. М. В. Ломоносова, киноконцерн "Мосфильм", 17 представительств и посольств зарубежных стран. Главный исторический памятник - храм Живоначальной Троицы в Троице-Голенищиве, история которого восходит к XVI веку.
В районе действуют: культурный центр МГУ, несколько домов культуры, выставочный зал "Галерея Раменки", Центр семейного чтения и досуга. Для любителей спорта - гольф-клуб, мотоцентр, физкультурно-оздоровительный комплекс, горно-лыжный комплекс на Воробьевых горах.
Беседу вел Михаил КИРИЛЛИН, 16, стр. 5, Тверская 13
06/02/2003
|