МГУ И "БАУМАНКА" НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ
Владимир Филиппов МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ РФ
"По радио слышала, что Минобразование собирается присвоить статус самых престижных нескольким вузам страны. Для чего это нужно? Ведь по большому счету всем и так известно, куда было бы неплохо определить своих детей". Меркулова Наталья, Ярославль.
- Речи о том, чтобы престижность вузов определяло своим решением Министерство образования, не идет. Вопрос в том, какова должна быть государственная политика в отношении высших учебных заведений: все вузы поддерживать в равной степени или сконцентрироваться на поддержке наиболее продуктивно работающих. В условиях нехватки финансовых средств разработчиками концепции модернизации российского образования выбран второй вариант. Однако это не значит, что элитные вузы получат только финансовые привилегии. На них будут возложены и обязанности. Например, ведущие вузы страны станут центрами учебно-методических объединений по специальностям, там будут проводиться конференции по обобщению и распространению прогрессивного опыта. Планируется разбить все ведущие вузы на три категории. В первую войдут учебные заведения федерального значения типа МГУ, Санкт-Петербургского университета, Бауманского университета, которые известны всей стране. Вторая - федеральные отраслевые вузы. Это ведущие вузы, к примеру, Министерства путей сообщения, сельского хозяйства, Минздрава. И третья категория - федерально-региональные вузы, играющие первую скрипку в конкретном регионе. К слову, многие страны мира уже ввели категорию ведущих вузов. Например, в Китае из тысячи учебных Заведений ее получили 100. И в Украине пошли по тому же пути, только присвоили ведущим вузам название национальных университетов.
"Много говорят о едином экзамене. Я не понял: допустим, мы живем в ближайшем Подмосковье, многие учились в московских вузах - на дорогу тратили не многим больше, чем москвичи. Теперь, представим, мой ребенок не проходит по рейтингу в московский институт. Ему найдут подходящий по профилю где-нибудь во Владимире и предоставят общежитие? Думаю, что в нынешней ситуации безопаснее жить дома".
Воропаев Петр, Раменское.
- У ЕГЭ две основные цели. И первая из них - повысить качество школьного образования. Когда на выпускных экзаменах школьный учитель ставит "четверку" или "пятерку", фактически оценивая и свою работу, то понятно, что оценка эта недостаточно объективна. Поэтому эти баллы потом никто всерьез не принимает при поступлении в вузы или техникумы. Введение единого экзамена как раз и направлено на то, чтобы подтянуть школу до уровня требований вузов. С помощью ЕГЭ мы хотим расширить доступность высшего образования. Ведь сейчас дети из отдаленных районов страны даже не пробуют поступать в московские вузы. Во-первых, потому что у них нет денег на дорогу. А во-вторых, зачем пытаться, если в каждом вузе столицы есть платные курсы, целевой прием, договорные школы, которые забирают практически все бюджетные места. Сравните: раньше в московских вузах обучалось 75 процентов иногородних, сейчас приезжих только четверть. Но ведь МГУ, МГИМО, "Бауманка" создавались не только для москвичей. Планировалось, что здесь будут готовить высококлассных специалистов для всей страны. А позиция "раз мой ребенок живет в Московской области, обеспечьте ему учебу именно в столичном вузе" - не правильная. Поэтому поступление в лучшие вузы должно быть не по принципу "живу на соседней улице", а по знаниям. В этом суть приема в высшие учебные заведения на равных условиях и конкурсной основе.
"Недавно я участвовала в совместной конференции врачей и учителей Московской области. Выступающие предлагали устраивать в школах кабинеты массажа, залы релаксации и тому подобное. Но когда один товарищ встал и сказал, что, отбросив демагогию, нужно признать, что дети болеют из-за нечеловеческой школьной нагрузки, ему устроили овацию. Нужно что-то срочно менять. А вы как думаете?"
Коршунова Л.Г., Лыткарино.
- Я думаю абсолютно также. Вот только беда в том, что ко мне присылают петиции за подписью докторов технических наук с просьбой не выбрасывать из ныне существующей школьной программы ни одной формулы. Я и с этим согласен, однако считаю, что тонкие сложные разделы физики, химии, биологии нужно перенести в старшую профильную школу, где с ними будут знакомиться те, кому эти знания понадобятся в дальнейшем. Если ребенок выбрал гуманитарный профиль, может быть, и не все, что сейчас включено в программу по физике или математике, ему нужно учить. Речь идет как раз о том, чтобы реструктурировать содержание образования, разгрузить обязательную - с первого по девятый класс - школу, ввести здоровьесберегающие технологии, обеспечить ребенку двигательную активность. Сейчас школьная нагрузка сказывается по крайней мере фоном на здоровье детей. Малейший повод - и дети начинают болеть. Итак, пути решения проблемы: разгрузка содержания обязательного образования, введение здоровьесберегающих технологий. Они должны быть самыми разными, к примеру, можно в классе повесить турник, чтобы ребенок мог на переменке повисеть и расправить позвоночник.
Я не очень понимаю тех, кто "держится" за формулы. Ведь важно научить ребенка решать задачи, а не забить его голову понятиями и определениями, которые никогда в жизни ему не понадобятся.
"Регулируется ли каким-то образом соотношение поступающих в педвузы девушек и юношей. Психологи считают, что засилье женщин в школах пагубно влияет на подрастающее поколение".
Королева Г., Мирный.
- Это "головная боль" не только для России. Как-то во время поездки в Северную Америку в Конфедерации учителей США мне сказали, что одна из самых серьезных их проблем - это нехватка педагогов-мужчин. На вопрос: почему сильный пол игнорирует школу? - ответили: "Маленькая зарплата!" Такая же ситуация и в благополучной Швеции, где строго следят за соотношением мужского и женского состава в любой государственной структуре - начиная с парламента. Пока мы не можем привлечь мужчин высокими окладами, но есть иные возможности улучшить ситуацию. Подготовлено положение о том, что выпускники педвузов, изъявившие желание работать в сельской школе, в армию не призываются. Сейчас совместно с Министерством обороны мы прорабатываем дальнейшие шаги в этом направлении: военное ведомство определит квоту (скажем, двадцать человек на выпуск), согласно которой часть молодых специалистов, оставшихся работать и в городских школах, служить не пойдут.
Подготовила Елена НОВОСЕЛОВА., 28, стр. 2, Российская Газета
13/02/2003
|