ВЫСШАЯ ШКОЛА: СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
8 февраля -День российской науки
Под таким девизом в декабре 2002 года в МГУ прошел VII съезд Российского союза ректоров высших учебных заведений. В его работе участвовало свыше 2000 человек, из них 838 первых руководителей вузов России.
Высокое собрание открыл Президент РФ Владимир Путин. Он отметил, что без успешного решения вопросов образования у страны нет перспективы. Высокий уровень российского образования - дело государственной важности. Страна нуждается в таких специалистах, которые будут востребованы обществом в будущем, в первую очередь для ТЭК и высокоемких технологий. Президент назвал благом для страны сохранение лучших классических черт российского образования. Он не согласился с теми, кто считает, что в стране сокращается бесплатное образование: "Оно даже увеличилось на четыре процента". Что же касается роста объема платного образования, то глава государства не видит в этом ничего плохого: по его мнению, плохо то, что в некоторых платных заведениях выдают лишь бумажки об окончании вуза, а образования не дают.
Фундаментальность высшего образования была, есть и должна остаться как основа российской системы высшего образования. Этот тезис был поддержан В. Путиным. Чушью назвал глава государства призывы сделать фундаментальную науку прибыльной и поддержал предложение ректоров закрепить за вузами статус научных учреждений. Понимая, что развитие научных исследований невозможно без нового оборудования, отвечающего передовым мировым достижениям науки, Президент РФ отметил, что в 2003 году финансирование на закупку оборудования для университетов и институтов будет увеличено на 68 процентов. Финансирование на обновление книжных фондов и комплектование вузовских библиотек возрастет на 243 процента.С содержательным докладом выступил президент Российского союза ректоров высших учебных заведений ректор МГУ академик РАН Виктор Садовничий. Он рассказал о традициях и современности российской высшей школы, фундаментальном образовании и других проблемах. Основными принципами высшего образования в России, по его мнению, должны быть государственность, всесословность и фундаментальность. "В отличие от других наций, мы сразу стали учить студентов мыслить целостными, фундаментальными теориями, - сказал он. - На этой основе выросли наша академическая наука, университеты, образовательная школа. В этом - одна из важнейших национальных традиций российского образования, которая сейчас оказалась под угрозой.
...К сожалению, у нас происходят процессы, приводящие к дефундаментальности образования. В школе сокращаются предметы естественнонаучного цикла, создаются какие-то "кентавры" из физики, химии, биологии. То же самое происходит в гуманитарном цикле - сконструирован некий предмет "обществоведение", склеенный из разных дисциплин. Уже подготовлены соответствующие этому видению новые образовательные стандарты. Стандарты нужны. Вопрос в том, какие? В отчете одного из местных органов образования встретилась такая фраза: "Теперь учителя нашей области должны прилагать максимум усилий, чтобы дать школьникам минимум знаний" (?!)".
Программа модернизации образования ставит задачи: более 80 процентов выпускников школ должны поступить в вузы, из них более одной трети - на платной основе. В стране следует развивать мелкосерийное "производство специалистов" на основе прогнозов в их потребности для отраслей народного хозяйства.
На съезде было отмечено, что в ходе осуществления концепции модернизации ищутся пути расширения доступности высшего образования, улучшения качества подготовки специалистов, повышения экономической и социальной эффективности работы вузов. За счет все более активной и целенаправленной деятельности на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции укрепляется экономическое положение вузов.
Съезд предостерег от поспешного, форсированного решения таких масштабных социально-экономических экспериментов, как введение единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств.
О едином государственном экзамене академик Садовничий сказал, что поиск талантливых молодых людей не может ограничиться лишь этой формой проверки знаний - необходимы олимпиады, творческие конкурсы, другие методы испытаний. Не получилось бы так, что сдавший единый госэкзамен не сможет учиться на первом курсе вуза.
Проблема, обострившаяся в последние годы, - это торговля дипломами. Борьба с теневым высшим образованием, как было отмечено в докладе, должна стать одной из основных задач, а для этого требуется прозрачность системы лицензирования и аккредитации вузов.
Самую серьезную озабоченность вызывает социальное положение профессорско-преподавательского состава, особенно очень низкие их зарплаты и пенсии. Необходимо вернуться к так называемой табели о рангах для профессоров, преподавателей и учителей, подняв их социальный статус в обществе. Россия уже утратила большое число одаренных профессоров и преподавателей, на Запад уехали целые научные школы, сложившиеся в наших университетах. Всего из страны за 90-е годы выбыло около 100 тыс. специалистов.
На цели образования выделено лишь 3,9 процента от ВВП в бюджете РФ 2003 года. Без повышения зарплаты преподавателям невозможна его модернизация. О чем можно говорить, если профессорская зарплата составляет 93 доллара США в месяц?
Продолжается процесс старения преподавательского корпуса. Так, за последние 10 лет средний возраст кандидатов наук поднялся с 44 лет до 51 года, а докторов наук -с 54 до 62 лет. В то же время в США в 1999 году была создана Национальная комиссия по обучению математике и естественным наукам в XXI веке под председательством первого американского астронавта, облетевшего Землю, и бывшего сенатора Дж. Гленна. Осенью 2000 г. эта комиссия завершила работу, представив документ под названием "Пока еще не слишком поздно" - обращение к народу, где правительству США предлагается в первый же год истратить пять миллиардов долларов на нужды образования, включая средства на подготовку учителей и оплату их труда. Этим примером хочу подчеркнуть, что в период глобализации мы должны в первую очередь заботиться о своем будущем, о молодежи, а это теснейшим образом связано с ее образованием.
Участники научного форума обеспокоены и социальными проблемами студенчества. Неудовлетворительное материальное положение значительной части студентов ведет к перегрузке молодых людей побочными заработками, пагубно сказывается на их здоровье. А это в свою очередь отражается и на обучении будущих специалистов. И при этом нельзя не отметить, что в бюджете 2003 года не предусмотрены средства на финансирование лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждений вузов.
В силу социального неблагополучия многих вузовских коллективов, крайне слабой организации в них воспитательной работы в студенческую среду все шире проникают наркотики, получает распространение асоциальное поведение.
Введение нового Налогового кодекса Российской Федерации сузило предоставлявшиеся образовательным учреждениям льготы по налогу на добавленную стоимость, а также полностью лишив их льгот по налогу на прибыль.
Съезд обратился к Президенту РФ, Правительству и Федеральному Собранию с просьбой увеличить финансирование образования, увеличить фонд оплаты труда в вузах, способствовать развитию материально-технической базы государственных высших учебных заведений, выделить средства на капремонт и оплату коммунальных услуг, увеличить размеры доплат профессорско-преподавательскому составу, надбавки за непрерывный стаж работы в вузе и молодым специалистам, изменить ряд законодательных положений, касающихся ущемления финансовой деятельности вузов.
Принципиальное значение для развития высшей школы имеет возвращение функции воспитания в вузы. Съезд считает необходимым формирование наших студентов патриотами России, гражданами, почитающими нашу историю, соблюдающими наши законы, уважающими культуру каждой нации, каждого народа Российской Федерации и других стран. Для осуществления этих целей должна быть разработана государственная политика. Забота государства о студенчестве - это забота о приемлемом размере стипендии, об охране их здоровья, доступе к современным информационным средствам, об устройстве быта в студенческих общежитиях и других практических вопросах. Это необходимая часть межгосударственной молодежной политики.
VII съезд Российского союза ректоров отметил, что становление экономики знаний, возникновение информационного общества, характерное для XXI века, объективно поднимает роль и ответственность высшей школы во всех сферах жизни. В этих условиях модернизация системы образования РФ должна в большей мере, чем сегодня, затрагивать высшие учебные заведения.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что решения съезда отражают мнение не только ректоров и других его участников. В части социальных проблем они полностью совпадают и с мнением профкомов профессорско-преподавательского состава вузов и студенческих профкомов, самых разных профсоюзов страны, о чем свидетельствует ряд других публикаций, посвященных вопросам модернизации российского образования, ранее напечатанных в журнале.
И еще. Будущим образования озабочены и в других странах СНГ. Там тоже ведется поиск путей решения этих проблем. Надеемся, что итоги нашего съезда помогут и нашим зарубежным коллегам. Государство и общество призваны полнее использовать возможности высшей школы в качестве движущей силы социально-экономического и научно-технологического прогресса. И есть все основания надеяться, что решения съезда мы претворим в жизнь.
Виктор БЕРЕЗИН, профессор МГУ, заместитель председателя Международного объединения профсоюзов образования и науки, заместитель председателя комиссии ВКП по гуманитарному сотрудничеству
Виктор БЕРЕЗИН, 2, стр. 28-29, Профсоюзы
24/02/2003
|