Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


ВЫСШАЯ ШКОЛА: СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

8 февраля -День российской науки

Под таким девизом в декабре 2002 года в МГУ прошел VII съезд Российского союза ректоров высших учебных заведений. В его работе участвовало свыше 2000 человек, из них 838 первых руководителей вузов России.

Высокое собрание открыл Президент РФ Владимир Путин. Он отметил, что без успешного решения вопросов образования у страны нет перспективы. Высокий уровень российского образования - дело государственной важности. Страна нуждается в таких специалистах, которые будут востребованы обществом в будущем, в первую очередь для ТЭК и высокоемких технологий. Президент назвал благом для страны сохранение лучших классических черт российского образования. Он не согласился с теми, кто считает, что в стране сокращается бесплатное образование: "Оно даже увеличилось на четыре процента". Что же касается роста объема платного образования, то глава государства не видит в этом ничего плохого: по его мнению, плохо то, что в некоторых платных заведениях выдают лишь бумажки об окончании вуза, а образования не дают.

Фундаментальность высшего образования была, есть и должна остаться как основа российской системы высшего образования. Этот тезис был поддержан В. Путиным. Чушью назвал глава государства призывы сделать фундаментальную науку прибыльной и поддержал предложение ректоров закрепить за вузами статус научных учреждений. Понимая, что развитие научных исследований невозможно без нового оборудования, отвечающего передовым мировым достижениям науки, Президент РФ отметил, что в 2003 году финансирование на закупку оборудования для университетов и институтов будет увеличено на 68 процентов. Финансирование на обновление книжных фондов и комплектование вузовских библиотек возрастет на 243 процента.С содержательным докладом выступил президент Российского союза ректоров высших учебных заведений ректор МГУ академик РАН Виктор Садовничий. Он рассказал о традициях и современности российской высшей школы, фундаментальном образовании и других проблемах. Основными принципами высшего образования в России, по его мнению, должны быть государственность, всесословность и фундаментальность. "В отличие от других наций, мы сразу стали учить студентов мыслить целостными, фундаментальными теориями, - сказал он. - На этой основе выросли наша академическая наука, университеты, образовательная школа. В этом - одна из важнейших национальных традиций российского образования, которая сейчас оказалась под угрозой.

...К сожалению, у нас происходят процессы, приводящие к дефундаментальности образования. В школе сокращаются предметы естественнонаучного цикла, создаются какие-то "кентавры" из физики, химии, биологии. То же самое происходит в гуманитарном цикле - сконструирован некий предмет "обществоведение", склеенный из разных дисциплин. Уже подготовлены соответствующие этому видению новые образовательные стандарты. Стандарты нужны. Вопрос в том, какие? В отчете одного из местных органов образования встретилась такая фраза: "Теперь учителя нашей области должны прилагать максимум усилий, чтобы дать школьникам минимум знаний" (?!)".

Программа модернизации образования ставит задачи: более 80 процентов выпускников школ должны поступить в вузы, из них более одной трети - на платной основе. В стране следует развивать мелкосерийное "производство специалистов" на основе прогнозов в их потребности для отраслей народного хозяйства.

На съезде было отмечено, что в ходе осуществления концепции модернизации ищутся пути расширения доступности высшего образования, улучшения качества подготовки специалистов, повышения экономической и социальной эффективности работы вузов. За счет все более активной и целенаправленной деятельности на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции укрепляется экономическое положение вузов.

Съезд предостерег от поспешного, форсированного решения таких масштабных социально-экономических экспериментов, как введение единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств.

О едином государственном экзамене академик Садовничий сказал, что поиск талантливых молодых людей не может ограничиться лишь этой формой проверки знаний - необходимы олимпиады, творческие конкурсы, другие методы испытаний. Не получилось бы так, что сдавший единый госэкзамен не сможет учиться на первом курсе вуза.

Проблема, обострившаяся в последние годы, - это торговля дипломами. Борьба с теневым высшим образованием, как было отмечено в докладе, должна стать одной из основных задач, а для этого требуется прозрачность системы лицензирования и аккредитации вузов.

Самую серьезную озабоченность вызывает социальное положение профессорско-преподавательского состава, особенно очень низкие их зарплаты и пенсии. Необходимо вернуться к так называемой табели о рангах для профессоров, преподавателей и учителей, подняв их социальный статус в обществе. Россия уже утратила большое число одаренных профессоров и преподавателей, на Запад уехали целые научные школы, сложившиеся в наших университетах. Всего из страны за 90-е годы выбыло около 100 тыс. специалистов.

На цели образования выделено лишь 3,9 процента от ВВП в бюджете РФ 2003 года. Без повышения зарплаты преподавателям невозможна его модернизация. О чем можно говорить, если профессорская зарплата составляет 93 доллара США в месяц?

Продолжается процесс старения преподавательского корпуса. Так, за последние 10 лет средний возраст кандидатов наук поднялся с 44 лет до 51 года, а докторов наук -с 54 до 62 лет. В то же время в США в 1999 году была создана Национальная комиссия по обучению математике и естественным наукам в XXI веке под председательством первого американского астронавта, облетевшего Землю, и бывшего сенатора Дж. Гленна. Осенью 2000 г. эта комиссия завершила работу, представив документ под названием "Пока еще не слишком поздно" - обращение к народу, где правительству США предлагается в первый же год истратить пять миллиардов долларов на нужды образования, включая средства на подготовку учителей и оплату их труда. Этим примером хочу подчеркнуть, что в период глобализации мы должны в первую очередь заботиться о своем будущем, о молодежи, а это теснейшим образом связано с ее образованием.

Участники научного форума обеспокоены и социальными проблемами студенчества. Неудовлетворительное материальное положение значительной части студентов ведет к перегрузке молодых людей побочными заработками, пагубно сказывается на их здоровье. А это в свою очередь отражается и на обучении будущих специалистов. И при этом нельзя не отметить, что в бюджете 2003 года не предусмотрены средства на финансирование лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждений вузов.

В силу социального неблагополучия многих вузовских коллективов, крайне слабой организации в них воспитательной работы в студенческую среду все шире проникают наркотики, получает распространение асоциальное поведение.

Введение нового Налогового кодекса Российской Федерации сузило предоставлявшиеся образовательным учреждениям льготы по налогу на добавленную стоимость, а также полностью лишив их льгот по налогу на прибыль.

Съезд обратился к Президенту РФ, Правительству и Федеральному Собранию с просьбой увеличить финансирование образования, увеличить фонд оплаты труда в вузах, способствовать развитию материально-технической базы государственных высших учебных заведений, выделить средства на капремонт и оплату коммунальных услуг, увеличить размеры доплат профессорско-преподавательскому составу, надбавки за непрерывный стаж работы в вузе и молодым специалистам, изменить ряд законодательных положений, касающихся ущемления финансовой деятельности вузов.

Принципиальное значение для развития высшей школы имеет возвращение функции воспитания в вузы. Съезд считает необходимым формирование наших студентов патриотами России, гражданами, почитающими нашу историю, соблюдающими наши законы, уважающими культуру каждой нации, каждого народа Российской Федерации и других стран. Для осуществления этих целей должна быть разработана государственная политика. Забота государства о студенчестве - это забота о приемлемом размере стипендии, об охране их здоровья, доступе к современным информационным средствам, об устройстве быта в студенческих общежитиях и других практических вопросах. Это необходимая часть межгосударственной молодежной политики.

VII съезд Российского союза ректоров отметил, что становление экономики знаний, возникновение информационного общества, характерное для XXI века, объективно поднимает роль и ответственность высшей школы во всех сферах жизни. В этих условиях модернизация системы образования РФ должна в большей мере, чем сегодня, затрагивать высшие учебные заведения.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что решения съезда отражают мнение не только ректоров и других его участников. В части социальных проблем они полностью совпадают и с мнением профкомов профессорско-преподавательского состава вузов и студенческих профкомов, самых разных профсоюзов страны, о чем свидетельствует ряд других публикаций, посвященных вопросам модернизации российского образования, ранее напечатанных в журнале.

И еще. Будущим образования озабочены и в других странах СНГ. Там тоже ведется поиск путей решения этих проблем. Надеемся, что итоги нашего съезда помогут и нашим зарубежным коллегам. Государство и общество призваны полнее использовать возможности высшей школы в качестве движущей силы социально-экономического и научно-технологического прогресса. И есть все основания надеяться, что решения съезда мы претворим в жизнь.

Виктор БЕРЕЗИН, профессор МГУ, заместитель председателя Международного объединения профсоюзов образования и науки, заместитель председателя комиссии ВКП по гуманитарному сотрудничеству


Виктор БЕРЕЗИН, 2, стр. 28-29, Профсоюзы
24/02/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации