БОТАНИЧЕСКИЙ САД МГУ: ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ЕВРОПЕ И РОССИИ
Ботанический сад Московского университета "Аптекарский огород" - старейшее научно-ботаническое учреждение нашей страны, памятник истории и культуры. Для современной Москвы ландшафтно-архитектурная композиция сада представляет исключительный интерес. Она формировалась в течение трехсот лет, вобрав в себя частицы каждой эпохи.
Пережив страшный пожар 1812 г., длительные периоды разорения и упадка, Аптекарский огород сегодня предстает перед нами неотъемлемой частью столичных преобразований. Удивительно ли это? Да - удивительно! Известны многочисленные примеры запустения, обрушившегося в последние годы на ценнейшие объекты нашего культурного наследия. В жалком состоянии пребывают многие русские усадьбы - Спасское-Лутовиново, Абрамцево, Ольгово, дворцы, памятники и т.д. Да и в самой Москве, которая, казалось бы, охвачена бумом строительства и реконструкции, большинству объектов наследия ландшафтной архитектуры не уделяется должного внимания. Это и Останкинская усадьба, и Сокольнический парк, и набережные р. Яузы, и многие др.
Для сохранения ценнейших памятников русской истории нам следует внимательно изучать примеры успешного управления в области природного и культурного наследия. Одним из них, во многом знаковым примером, является Аптекарский огород Московского университета.
Во второй половине XX столетия Аптекарский огород развивался по схеме, итогом которой вполне могло стать его исчезновение. С конца 50-х и до конца 80-х гг. финансирование сада постоянно сокращалось. Коллекции сада не пополнялись, оранжереи и хозяйственные постройки достигли аварийного состояния, парк пришел в запустение. Особенно тяжелым было начало 90-х гг. Территория сада могла быть отдана под городское строительство. Однако в середине 90-х гг. по инициативе Ученого Совета МГУ было решено начать реконструкцию сада, основываясь на внебюджетных источниках финансирования.
Правительство Москвы поддержало начинание университетских ученых и приняло соответствующее постановление. С этого момента началось возрождение Ботанического сада. Была составлена Комплексная программа реконструкции сада, рассчитанная, по меньшей мере, на десятилетие вперед. Первые внебюджетные средства, необходимые для осуществления программы, были привлечены через инвестиционный проект, предусматривающий строительство ряда коммерческих офисных зданий на арендованном инвестором участке сада вдоль Грохольского переулка, где еще в 60-е гг. располагались хозяйственные постройки и жилые дома сотрудников сада. Для дальнейшего финансирования реконструкции сада был создан "Фонд поддержки", некоторые средства для осуществления научных проектов поступают от компании British Petroleum.
Различные эпохи оставили свой неповторимый след в судьбе Аптекарского огорода. Менялись его размеры и планировка. За триста лет Аптекарский огород выполнял следующие функции:
* производственную (обеспечение казенных аптек фармакологической продукцией):
* научную (Ботанический сад - центр отечественной ботаники):
* научно-просветительскую;
* историко-культурную;
* экологическую (поддержание участка природной среды в черте городской агломерации).
Характерные для каждой эпохи архитектурные стили отразились на планировочной структуре сада. Она принимала черты, свойственные русской ландшафтной архитектуре, барочной ландшафтной архитектуре, пейзажной ландшафтной архитектуре.
Эти три основных стиля и определяют современный вид Ботанического сада. До наших дней дошли некоторые элементы прошлого Аптекарского огорода. Сохранился каркас регулярной структуры посадок, пейзажные детали, исторические постройки, целый ряд уникальных деревьев 200-100-летнего возраста: лиственница сибирская (larix sibirica), посаженная Петром 1, дуб черешчатый (quercus robur), посаженный в 1866 г. Н. Кауфманом и др. "Всего в дендрарии более десятка деревьев, переживших пожар 1812 года, в то время как во всем центре Москвы их не более трех" (Ботанический сад Московского Университета. Путеводитель. М., 2000, с. 2.) .
Интересная история Аптекарского огорода и его уникальное культурное значение предопределяют во многом успех его развития. Ботанический сад Московского университета в его нынешнем виде -пример памятника, впитавшего в себя ценнейшее историческое наследие мировой ландшафтной архитектуры.
Устройство и планировка первых аптекарских огородов относится к эпохе европейского Средневековья. Крохотные участки земли, зажатые между стен феодальных замков, часто использовались для создания садов, разведения плодовых и лекарственных растений. Об их внешнем виде мы можем судить по сохранившимся средневековым миниатюрам, поскольку сами оригинальные сады до нас, к сожалению, не дошли. Несколько садов уже в современную эпоху было воссоздано по таким старинным миниатюрам. Одним из лучших примеров реставрации можно считать сады крепостного дворца Будапешта.
Русские сады, и в том числе аптекарские огороды конца XVI 1-начала XVI II вв., унаследовали свой внешний вид и планировочную структуру от садов европейского Средневековья. Их общими чертами были геометрически правильные абрисы гряд с травами, плодовых деревьев и цветников, часто имевшие шахматный тип посадки, средневековая замкнутость и изолированность. Главное же различие состоит в масштабности русских садов по сравнению с европейскими. К другим отличительным чертам относится то, что при всей этой замкнутости и изолированности русские сады часто открывались и ориентировались на особо выразительный вид города. Регулярная структура посадок нередко находилась в художественном контрасте с элементами неупорядоченного природного ландшафта - близлежащей рощей, панорамой береговых террас или открытым пространством выгонных земель.
Одним из характерных планировочных приемов была посадка крупных живописных деревьев (пихта, кедр, липа, дуб) по границам садов и на его аллеях. Это упорядочивало структуру и защищало многие более слабые растения от губительных ветров. На пересечении аллей нередко устраивались декоративные клумбы. Обязательным для любого сада того времени было наличие водоема или реки.
Утилитарная необходимость сочеталась с декоративно-художественными достоинствами. Этот принцип проводился при планировке садов вплоть до малейших деталей. Известно, что на сельскохозяйственных и аптекарских грядах достигались исключительные декоративные эффекты при сочетании цвета и фактуры близких посадок. Даже в малых аптекарских садах часто применялись приемы, создававшие выразительные композиции за счет немыслимого чередования трав, кустарников и цветов.
Уклад жизни и структура расселения, отличные от западноевропейских, предопределили появление на Руси более обширных по площади городов и монастырей с их аптекарскими огородами и садами. "В отличие от монохромности (одноцветности) и концентрированности городов на Западе, русский город строился на противопоставлении яркой полихромности (многоцветности) построек природному окружению любого времени года. Взаимоотношение город -природный ландшафт было активным, но и в то же время природа сама входила активной составной частью и в город, и в монастырь" (Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: Краткий очерк. М., 1993, с. 36.).
Московский аптекарский огород (Название сохранялось вплоть до приобретения огорода Московским Университетом.) (ныне Ботанический сад МГУ), основанный в начале XVIII в., по многим признакам можно отнести к стилистике русской ландшафтной архитектуры. В нем были отражены основные черты, свойственные садоводству того времени: обширная площадь с выразительным видом на Москву, регулярная структура посадок, открытость по отношению к близлежащим территориям и т.д.
В эпоху барокко продолжилось развитие европейских садов. Основные страны - законодатели мод того времени Франция, Англия и Германия, различные по природным условиям (рельеф, залесенность), специфике расселения, экономическим факторам формировали свои собственные школы ландшафтной архитектуры. Наиболее известная школа времен барокко -французская. Стиль барокко, широко распространенный в Европе XVII в., нашел в садово-парковом искусстве очень яркое и своеобразное воплощение. Его пышность и причудливость отразились в создании необычной искусственной природы - стриженых деревьев, боскетов, больших гладких зеркал бассейнов четкой формы, затейливых рисунков цветников.
Во Франции вырастали целые династии профессиональных садоводов, которых без малейшей натяжки можно назвать ландшафтными архитекторами. Среди них особо выделяется А. Ленотр, один из лучших мастеров садово-паркового искусства. Ленотр создал Версаль, величайшее творение ландшафтной архитектуры. Ему принадлежат такие блестящие работы, как Тюильри и Елисейские поля в Париже, Во-ле-Виконт близ г. Мен, Марли близ Лондона и многие др.
Стилистика садов центральной Европы во многом отличалась от французских садов. В Германии и Австрии XVII -XVIII вв. стремление местных феодалов (курфюрстов) перещеголять друг друга способствовало широкому строительству дворцов с парками и садами. Сами дворцы зачастую были небольшими, однако представительность и показной размах достигались за счет великолепных садов. Композиции барочных немецких парков были выразительны, но просты. "Парки были локализованы в пределах единой одноосевой системы, при этом их границы нередко очерчивались в форме правильного прямоугольника или квадрата" (Немецкие парки//Ландшафтный дизайн, 1999, N1-2, с. 23.). Прямоугольным был известный парк Херренхауз в Ганновере, Большой сад в Дрездене и др.
К характерным примерам регулярных немецких садов следует отнести сады Саксонии, созданные преимущественно во времена курфюрста Августа Сильного на рубеже XVII-XVIII вв. Наиболее интересные ансамбли связаны с именем архитектора М. Поппельмана, создавшего романтический замок Морицбург, барочный дворец в "китайском стиле" в Пильнице, Гросседлиц и дрезденский Цвингер.
Абсолютные размеры барочных садов уменьшались по ряду экономических и политических причин по мере удаления от Версаля. Тем не менее, и саксонские, и польские, и австрийские сады не производили впечатления миниатюрных. Небольшие регулярные партеры не были изолированными от прекрасных природных пейзажей, окружавших их. Плавно текущие реки, зеркальные озера, сливающиеся с горизонтом пространства полей и лесов являлись естественным продолжением парков. Масштаб партеров с прямыми дорожками и стриженой зеленью становился иллюзорным и сопоставимым с гигантскими французскими прототипами несмотря на огромную разницу в абсолютных размерах.
В России стилистическое и эстетическое наследие французских садов связано, прежде всего, с созданием Петербурга. Петр I сам участвовал в планировке Петербурга, используя опыт А. Ленотра. Основатель Северной столицы видел творения великого ландшафтного архитектора - парк в Гринвиче близ Лондона и Большой сад в Дрездене во время своего европейского путешествия 1696-1697 гг. Петра поразила "эстетика открытых пространств барочных парков с их аллеями, водными зеркалами и стрижеными стенами боскетов" (Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры, с. 103.), и он внедрил эту эстетику в свои архитектурные и градостроительные начинания.
Московский аптекарский огород был основан по инициативе Петра. Петр 1, всегда принимавший личное, самое активное участие в создании большинства садов и парков, обдумывал первоначальную планировку, расположение зданий и выбрал основные посадочные материалы. В доказательство личного участия царя в создании Московского аптекарского огорода можно привести слова одного из директоров Сада А. Фишера фон Вальдгейма: "Хвойные деревья были посажены Петром I для научения граждан в их различии" (Фишер фон Вальдгейм А.А. Одна из причин упадка наших хозяйств. Труды Вольного экономического общества. М., 1868, т. 1, с. 268.) (Петр I посадил в Саду три хвойных дерева - ель, пихту и лиственницу. Трехсотлетняя сибирская лиственница жива до сих пор).
Мы уже отмечали ранее, что Московский аптекарский огород был спланирован по принципу устроения аптекарских огородов, но принадлежал к стилистике русских садов XVII - XVIII вв. Планировка сада могла быть стилистически свойственна и европейскому барокко, в особенности "немецким садам". Насколько нам известно, создание сада не велось по какому-либо научно разработанному проекту и, скорее всего, воплотило в себе черты и европейской барочной, и самобытной русской ландшафтной архитектуры.
На смену эпохе барокко пришла эпоха романтизма. Расцветом этого нового стиля в искусстве и архитектуре принято считать середину XVI II в. В противовес барочной пышности абсолютизма выдвигаются идеи классической простоты, обращения к природе, романтизации мифических времен "золотого века" античности.
Идеализация античного искусства, привнесенные из искусства Китая и Японии принципы формирования пейзажных садов, рост промышленных городов, становившихся символом грозных сил, противопоставленных природе, -вот основные факторы, лежавшие у истоков нового стиля. И если появление романтического пейзажа в живописи происходит в середине XVII в., то первые попытки "пейзажного" мышления в ландшафтной архитектуре прослеживаются в некоторых саксонских садах уже на рубеже XVI 1-XVI II вв.
На смену четко спланированным и размещенным боскетам, партерам, бассейнам барокко пришла асимметричная планировка изогнутых линий, где все элементы сада были как бы созданы самой природой. В таких садах выстраивалась продуманная система путей, следуя которым можно увидеть последовательную смену живописных пейзажей, аллей и перспектив. К характерным примерам "английского" или пейзажного стиля относятся парк Стоув в графстве Бэкингем, парк Эрмоненвиль в окрестностях Парижа, Риджент-парк в Лондоне и др.
Уже в XVIII- XIX вв. пейзажные парки получили самое широкое распространение во Франции, Англии, России. Появились теоретические труды и практические руководства по садово-парковому искусству. К практикам и теоретикам пейзажного искусства относятся: во Франции - Р. Жирарден, в Англии-Х. Рептон, в Германии - Г. Пюклер и К. Кнобельсдорф, в США-А. Даунинг.
В области садово-паркового искусства стилистически чистые "французские" и "английские" сады были большой редкостью и остались исключительным достоянием центральной Европы. Большинство парковых ансамблей содержали в себе черты как классицизма, так и барокко. В разных странах мира входит в моду устройство пейзажных парков в английском стиле. Иногда пейзажные участки появляются в уже существующих парках. Во многих ботанических садах начинают выращивать растения для таких парков и садов, продажа которых приносит немалый доход.
С разведения растений для пейзажных парков начинается новый период в истории развития Аптекарского огорода. В 1807 г. сад стал принадлежать Московскому университету. Планировка экспозиционно-парковой зоны была подвергнута продуманной щадящей реконструкции и к концу 1807 г. представляла блестящий компромисс между старой регулярной системой и утверждающимся свободным "английским стилем".
Появление в планировке Ботанического сада пейзажных элементов объясняется не только модными веяниями на подобные изменения, но и рядом других причин. Как мы уже отмечали, многие объекты ландшафтной архитектуры времен классицизма оформлялись в свободном "английском стиле". С чем это было связано?
Приведем мнение на этот счет автора "Истории ландшафтной архитектуры" С. Ожегова: "В первой половине XIX в. стала все отчетливее осознаваться одна из самых серьезных проблем будущего века научно-технической революции - проблема взаимоотношений человека и природы. Романтическое восприятие природы, свойственное культуре и искусству XVIII в., нашло свое отражение у широко известных приверженцев так называемого утопического социализма Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Война за независимость США и Французская революция стали точкой отсчета развития социальных теорий глобального переустройства общества, в котором гармоничные отношения человеческой деятельности с природой должны были занимать одно из важнейших мест. Фурье и Оуэну принадлежали, в частности, идеи организации поселений в природе, названных Фурье фаланстерами. Любопытно, что и Фурье, и Оуэн еще до публикации своих основных работ побывали за Океаном, в США в первые годы их независимости. Возможно именно тогда, в начале XIX в. впервые встретились новые веяния, новые социально-экономические и эстетические взгляды Европы и Америки, приведшие в середине XIX в. к возникновению в США новой профессии ландшафтного архитектора" (Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры, с. 124.Эти слова не только отвечают на вопрос, почему свободные "английские" сады романтизма стали столь популярны в эпоху становления и развития новой технократической цивилизации, но и подводят нас к мысли о стремлении человека найти в природе спасение от созданного им мира. В этом мы видим основную причину появления ландшафтной архитектуры, уже не искусства, а науки, которая может способствовать восстановлению разрушенной в результате безграмотной деятельности человека природной среды.
В силу этих причин Аптекарский огород, который находится практически в самом центре Москвы, смог заинтересовать тех, кому не безразличен не только сам сад, но и люди, горожане, для которых он и существует. Новая тенденция в развитии сада - экологическая. Сад становится ландшафтным парком, активной рекреационной зоной, природоохранным участком среды в антропогенном образовании.
И.А. ГАСПАРИШВИЛИ, 1, стр. 307-314, Социально-гуманитарные знания
25/02/2003
|