ГЛАВНОЕ - НЕ УТОНУТЬ В ЭКСПЕРИМЕНТАХ…
Что нас ждет по планам Минобразования в 2003 году
Любят отечественные реформаторы эксперименты. Вот уже несколько лет в нашем образовании - кругом опытные участки. Чтобы читатель мог иметь полную картину преобразований, мы свели в единый список все оптыты министерства. Итак...
В этом году нас ждет полномасштабный эксперимент в трех субъектах РФ (Московская, Новгородская и Самарская области) в дошкольном образовании. Цель его - повышение доступности дошкольного образования. Содержанием этих преобразований будет реформирование и модернизация системы финансирования дошкольных образовательных учреждений на основе внедрения схем долевого финансирования (из бюджетов разного уровня) образовательного процесса и затрат на содержание ребенка.
Продолжится эксперимент по единому государственному экзамену. Цель - равнодоступность высшего образования. В 2003 году более 220 вузов России из 48 субъектов РФ, подведомственных Минобразования, будут обязаны принять результаты ЕГЭ. Кроме того, в эксперименте будут участвовать все средние специальные учебные заведения России.
Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования по повышению качества, разгрузка и обновление содержание образования. В эксперименте участвует вся Россия. Выглядит он так:
в начальной школе - введение иностранного языка, информатики со 2-го класса (только там, где материальная база школ подготовлена к нововведению);
в основной школе - организация образовательного процесса с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, организация профоориентационной работы, формирование профессионально-ценностной мотивации в предпрофильном классе; в старшей школе - апробация профильного обучения.
Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской области. В эксперименте участвует 7 субъектов РФ (Краснодарский край, Ленинградская и Московская, Новосибирская и Новгородская, а также Псковская области). Цель эксперимента - повышение доступности, качества и эффективности образования сельских школьников. Будут внедрять новые технологии, например, такие, как обслуживание малокомплектных сельских школ передвижными лабораториями, компьютеризация сельских школ и так далее.
Эксперимент по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов. В эксперименте участвует 19 вузов. В настоящее время уже создано 4 университетских комплекса путем реорганизации 7 образовательных учреждений Минобразования РФ в Братске, Томске, Тюмени, Красноярске.
Эксперимент по введению зачетных единиц (учебных кредитов). Цель: развитие многоуровневой системы профессионального образования и интеграции российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего профессионального образования. У нас счет ведется в часах, за рубежом - в зачетных единицах. Надо искать "точки соприкосновения". Апробируется система перевода трудоемких основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетные единицы. В эксперименте участвуют Российский университет дружбы народов, Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, Институт бизнеса и делового администрирования Саратовского госуниверситета совместно с городом Лиде (Великобритания).
Эксперимент по внедрению в вузах рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов. Такая система помогает более объективно оценить знания студента, а от этого и верней стимулировать студенческий труд. Семинары по распространению методики пройдут в четырех регионах России (Центральном, Южном, Дальневосточном и Уральском).
Эксперимент по финансированию учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств. Финансовые обязательства получают лица, выдержавшие испытания в форме ЕГЭ. ГИФО первой категории в 2002 году составили 14 500 рублей. В ушедшем 2002 году на основе ГИФО без доплаты со стороны родителей в разные вузы страны были приняты 8407 человек.
Наталья Савицкая, # 45 (2878), Независимая газета
07/03/2003
|