МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ РФ В.М. ФИЛИППОВА ПЕРЕД ЖУРНАЛИСТАМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВХОДЯЩИХ В АССОЦИАЦИЮ "АРС ПРЕСС", НА ВСТРЕЧЕ, КОТОРАЯ СОСТОЯЛАСЬ В МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ 19 МАРТА 2003 ГОДА.
Иногда всю модернизацию образования сводят к нескольким известным темам: двенадцатилетка, единый государственный экзамен, какие-нибудь ГИФО - государственные именные финансовые обязательства, может, еще одна-две темы - и все. На самом деле все гораздо серьезнее. Задачи, которые поставлены перед нами, содержатся в документе "Концепция модернизации российского образования до 2010 года", который был одобрен Государственным советом 29 августа 2001 года, 25 октября он был рассмотрен на заседании Правительства РФ, а 29 декабря утвержден как официальный документ.
Все мероприятия сконцентрированы по трем основным направлениям: повышение доступности образования, повышение качества образования, повышение эффективности образования.
За словами "доступность образования", "качество образования" стоит колоссально много задач. Не случайно, решая проблему доступности образования, мы два года подряд вдвое увеличиваем ассигнования на ремонт общежитий. Мы возвращаем положение к тому, чтобы общежития опять были для проживания, а не для зарабатывания денег. На этот счет есть специальное решение. Чтобы способным детям дать возможность жить, например, в той же Москве, мы ввели социальную стипендию. Вне зависимости от оценок, лишь бы не двойки, лишь бы ты был студентом. А если ты еще и хорошо учишься, то у тебя будет одновременно и обычная стипендия. С 1 сентября этого года сумма двух стипендий будет в совокупности более тысячи рублей. Ребенку вашему, значит, можно будет прожить.
Теперь о направлениях модернизации образования.
Детские сады. Первое - будут приняты стандарты дошкольного образования. То есть будет четко прописано, чему там детей будут образовывать. Вот этому будут учить бесплатно, а что-то дополнительное (скажем, плавание или иностранный язык) - за плату. Сейчас с родителей берут деньги и за те "дополнительные" услуги в детском саду, которые вполне могут оказаться в стандартах образования. Второе - изменение системы финансирования. Сейчас действует так называемое "постановление Хасбулатова" от 1992 года, которым плата в детсады определяется в 20 процентов от стоимости. Для всех. И для богатых, и для бедных. Так дальше не будет. Схема такова: выделяется собственно дошкольное образование ребенка и содержание его в детском саду. За "стандартное" образование должно платить государство, а вот содержание оплачивают родители. Дифференцирование: кто-то -100 процентов, а кто-то - 0. Сейчас идет отработка этого механизма в трех областях: Новгородской, Московской, Самарской.
Самая сложная проблема - школа. И не случайно. Из более чем 40 миллионов учащихся и работников образования на среднюю школу приходится 23 миллиона человек. У нас в стране примерно 65 тысяч школ, из них две трети (45 тысяч) - сельские, деревенские школы. А из них очень многие - малокомплектные. Могу привести такие цифры: 5600 школ страны имеют численность учащихся менее 20 человек. И никто, замечу, не ставит вопроса об их закрытии.
Какие направления модернизации по школе? Первое и самое главное - разработка стандартов школьного образования. Чему учить? В каком объеме учить? Второе направление - изменение качества школьного образования путем введения изменений в содержание целого ряда школьных программ. Так, иностранный язык, основы владения компьютером мы намерены вводить со второго класса. Увеличили число часов до трех в неделю уроков физкультуры. Но задача состоит в том, чтобы повысить двигательную активность детей (не обязательно только на уроках физкультуры) - не меньше часа в день активного движения. Будет введено преподавание основ экономики, основ права. Подчеркиваю: не экономики или права, а именно основ, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе.
Далее. Будет введено профильное обучение в старших классах. Хочу обратить внимание: профильной школы не будет. Будет профильное обучение. Тут, как говорится, две большие разницы. Не будет отдельного здания школы по естественно-научным и отдельного - по гуманитарным дисциплинам. Профильное обучение будет строиться по следующему принципу. По каждому предмету - физике, химии, истории, математике, литературе и т.д. - будет два стандарта: первый - базовый, второй - стандарт углубленного уровня. Мальчик или девочка сами выбирают: допустим, по истории и литературе я беру углубленные курсы, а все остальное изучаю базово.
Теперь об экономике школьного образования. Благодаря позиции президента (а она, к примеру, в том, что 17 декабря 2002 года он внес в Государственную Думу соответствующий законопроект) оказывается возможным вернуть школу на государственный уровень гарантий в самом главном - в оплате труда учителей, других работников школ и в финансировании учебных расходов. По этому законопроекту две названные затратные статьи выводятся на уровень субъектов РФ. Отсюда и будут финансироваться главные расходы школы. Остальное (ремонтные, коммунальные затраты) остается на муниципальном уровне. Это очень серьезное и, надо думать, весьма непростое для президента решение. Вы же знаете главную тенденцию в межбюджетных отношениях: все больше полномочий отдается вниз. Значит, там надо оставлять и все больше собираемых налогов. А в нашем случае движение обратное. И президент пошел на это, опередив все "бюджетные" законодательные проектировки, - чтобы поднять наш самый главный, школьный, уровень образования.
О профобразовании.
Очень многое предстоит сделать, чтобы повернуть сознание людей, условно говоря, от корочек диплома о высшем образовании к реальному получению профессии, которая будет кормить человека. Сейчас это сознание катастрофически искривлено: считается, что состоявшийся человек - только человек с высшим образованием. Неважно, что он может остаться на рынке труда, либо безработным, либо с очень низкой зарплатой.
Перенасыщение московского, питерского, рынков других крупных городов людьми с высшим образованием уже давно замечено экономистами, социологами, да и для нас - не тайна. Наоборот, во многих случаях не хватает квалифицированных рабочих кадров. Например, в Санкт-Петербурге предприятия готовы их принять до 80 тысяч. Предлагаемая им зарплата в среднем вдвое выше, чем зарплата выпускников вузов. Поэтому в ближайшие годы приоритетными по финансированию и по другим поддерживающим программам будут начальное и среднее профобразование. Нам надо внедрить в головы людей понимание того, что важнее всего хорошее рабочее место, а "корочки" нужны лишь для того, чтобы получить на него право. Иначе дело может обернуться трагедией для целого поколения и для целых регионов. Ведь это подлинная трагедия, когда вследствие перепроизводства специалистов выпускник вуза не может получить работу и прокормить семью.
Проблемы высшего образования.
Их надо тоже рассматривать с трех сторон: доступность, качество и эффективность. Проблема доступности решается на основе единого государственного экзамена, хотя, как я уже говорил, и не сводится только к нему.
Сегодня во все элитарные и в большинство других вузов, включая все московские и питерские, можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через "договорные" школы, которые есть у московских и питерских вузов. И что остается на открытый и честный прием? Ничего. А что делать абитуриентам с периферии, которые не могут попасть ни к репетиторам данного вуза, ни на платные курсы, ни в "договорную" школу (в Москве, например, 100 процентов "договорных" - только столичные)? Оставлять ситуацию такой, какая она есть, нельзя. Надо вводить новую, более объективную схему приема.
Эта схема и строится на основе единого государственного экзамена. Если в позапрошлом году у нас было пять субъектов Федерации, в прошлом - шестнадцать, то нынче 48 субъектов РФ (в них более 600 тысяч выпускников - примерно половина всех выпускников одиннадцатых классов этого года) вместо выпускных экзаменов внедряют систему единого государственного экзамена.
Для тех, кто с нею пока мало знаком, напомню суть. Централизованно здесь, в Москве, готовятся пакеты с заданиями, которые рассылаются по школам. Они поступают в пакетах одноразового вскрытия - есть такие. Вскрыв, запечатать снова его невозможно. Пакет поступает в школу. В присутствии детей приезжие люди, которые проводят экзамен, вскрывают задания. Варианты раздают школьникам.
Проводятся пять экзаменов. Каждый - по 100-балльной системе. Два -обязательные: математика, русский язык и литература. Три остальных- по выбору, в зависимости от профиля института, куда школьник собирается поступать. Три или четыре часа (по разным предметам - разный регламент) ребята ищут ответы.
До окончания экзамена ученики из класса не выходят. Тут же ответы помещаются в пакеты одноразового закрытия. Дальше их направляют на проверку. Две трети работ сканируются и проверяются в Москве. Причем сканируются так, что по работе нельзя определить, чья она и откуда. Нет ни фамилии, ни названия школы - только штрих-код. Одна треть - это рукописные работы - проверяется в субъектах Федерации.
Таким образом, не учитель оценивает свой собственный труд, как это происходит во время обычного школьного экзамена, где можно подсказать ученику, подставить ему пропущенную запятую либо "завалить" неугодного и т.д. Уровень знаний определяется совершенно беспристрастно.
Далее выпускники посылают свои итоги единого государственного экзамена в выбранные ими вузы. В один, пять или 125-кто как пожелает. Вузы располагают претендентов в очередности по набранному на экзамене количеству баллов.
В 2004 году новая схема приема в вузы будет введена в экспериментальном режиме. А с 2005 года она начнет действовать в полном объеме для всех вузов страны. Работа с абитуриентами в высших учебных заведениях уже сейчас в значительной мере компьютеризирована. Добавится обязанность нажать еще одну кнопку, чтобы данные о приеме на основе единого госэкзамена оказались на сайте в Интернете. По каждому вузу страны будет видно, какие в нем специальности, кто туда прислал результаты ЕГЭ и сколько у претендента баллов. Например, по такой-то специальности план приема 100 человек. Вот фамилии и баллы приславших свои данные. Вот красная черта, которая подводится, положим, 31 июля в 24 часа. Те, кто над нею, могут считать себя принятыми. Любой выпускник школы, любой родитель по любому вузу и любой специальности легко определит, возможно поступление или нет. Оригинал документа претендент направляет в один из подтвердивших возможность вузов. Все. Более прозрачной системы придумать нельзя.
Качество высшего образования - серьезная проблема.
Журналисты уже придумали: Филиппов, мол, вводит "полицию качества". В том есть доля правды. Я -решил просто, извините за это слово, наезжать на некачественно работающие учебные заведения, которых развелось очень много. Вопреки правилу проверять раз в пять лет я ввел практику, когда у меня есть свой сайт, куда обращаются студенты, родители, педагоги и сообщают, что там-то и там-то халтурное преподавание. Раз в два месяца я собираю комиссию и представляю список, допустим, 15 вузов на внеочередную проверку. Для формирования бригад у меня есть банк данных на две тысячи профессоров. Проверка - и по материальной базе, и по квалификации преподавателей, и по библиотеке. Но самое главное: члены комиссии приезжают с тестовыми заданиями. Дают их студентам. Затем мы, а не члены бригады, проверяем знания и решаем, что делать. Уже несколько вузов лишили аккредитации, то есть права выдачи госдиплома. Некоторых рассматриваем как кандидатов на лишение лицензии. Работа эта будет продолжена.
Конечно, более системная работа заключается в том, чтобы в регионах навести больше порядка. Поскольку любой вуз, частный или государственный, по закону проходит проверку на подтверждение лицензии только раз а пять лет, из Москвы очень трудно следить, как работает, к примеру, пединститут в Благовещенске или филиал московского вуза в каком-то городе Хабаровского края. Отсюда не проверишь. Поэтому мы пошли на то, что заключаем соглашения с субъектами Федерации, передаем право текущего контроля за вузами, их филиалами советам ректоров региона и местным органам образования.
Понимаю, что это не совсем этично по отношению к филиалам "сторонних" институтов и частным вузам: региональные советы ректоров не заинтересованы в том, чтобы допускать их на местный рынок труда. На них будут давить жесткими требованиями. Мы рассудили так: ну и дай Бог, если будут требовать качества. Если в образовательном учреждении все нормально, чего еще с него потребуешь? А если нет, то региональные проверяющие сами не решают судьбу конкурента - они только представляют информацию и свое мнение нам. Решение принимает аккредитационная коллегия министерства.
Третья проблема на этом уровне - эффективность высшего образования. А на самом деле - эффективность всего профессионального образования: ПТУ, техникумов, вузов.
Сколько мы готовим специалистов? Вместо обычных планов приема мы вводим конкурсное распределение государственного задания на подготовку специалистов. Что такое план приема? Вуз принимал столько-то человек, на следующий год - чуть больше, через год - чуть меньше... В регионах структура хозяйства стала совсем другой, а план приема почти не изменился - что же это такое? В моем родном Волгограде тракторный завод наполовину рухнул, а политех как принимал, так и продолжает готовить для него специалистов. Химзавод наполовину не работает, а химический факультет так и выпускает дипломированных безработных. Потому что закрыть кафедру, специальность - дело почти невозможное. Да и вряд ли нужное. Но сокращать или изменять структуру приема - надо.
Однако при переходе к практике конкурсов на госзаказ была допущена ошибка. Чтобы определить объем государственного задания, мы запросили регионы: сколько и каких специалистов вам нужно? Вроде бы логично. Но когда посчитали заявки, то оказалось: даже если всех выпускников школ автоматически пересадить на студенческие скамьи, народу все равно не хватило бы. И это при том, что огромное число уже готовых специалистов вынуждено отправляться в туршопы, торговать на рынках, пробавляться другими случайными заработками. Почему так происходит? Ректор какого-то института присылает мне заявку на прием и прилагает согласие регионального органа по труду и занятости. Но ведь ректор в регионе - большой человек. Кто ему откажет подписать, что нужно 100 юристов, 200 экономистов и столько же химиков? Тем более, что деньги за их подготовку платит не субъект Федерации, а федеральный бюджет?
Поэтому на осень этого года готовим вопрос для рассмотрения в правительстве. Вместе с Минтруда и Минэкономразвития нам надо сделать баланс выпускников 9-11-х классов на рынке труда. Есть полная возможность на ближайшие пять лет разработать прогноз, сколько ребят после 9-го класса пойдет в ПТУ и техникумы, сколько -в 10-й класс, чтобы получить профильное школьное образование, и кто после этого будет поступать в техникумы и вузы. Это не план, это прогноз. Но когда мы его просчитаем, получим реальную картину вместо нынешней "потребности" всех выпускников школ загонять в высшее образовательное звено.
В заключение только одно. Те проблемы, о которых говорилось выше, безусловно, важны. Но для меня важны и, так сказать, вещественные, предметные признаки того, что модернизация образования уже осуществляется. Например, то, что школы становятся полноправными юридическими лицами со своими банковскими счетами. Что школы компьютеризируются. Что в этом году удалось направить в школы по сто томов русской литературы. Мы говорим о духовном возрождении и воспитании. А как их осуществлять, если в библиотеке нет книг? Или говорим о здоровом образе жизни. А откуда ему взяться, если в школах нет мячей, лыж, спортивных снарядов? То, что нынче, впервые за последние пятнадцать лет, в каждую нашу школу уйдет комплект спортивного оборудования и спортивного инвентаря, для меня много важнее всех разговоров о двигательной активности.
И. САПРОНОВА. Начальник отдела УМНС России по Орловской области., 56, стр. 3, Орловская правда
29/03/2003
|