МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
За <круглым столом> в Минобразования РФ - региональные журналисты. Ведущие - Софья Дубинская, исполнительный директор АRС-ПРЕСС, и Светлана Омельченко, советник министра по связям с общественностью.
На днях в Москве в Министерстве образования состоялся прямой диалог министра Владимира Филиппова с представителями шестидесяти регионов России - главными редакторами и ведущими Журналистами республиканских, Краевых и областных газет.
Разговор, длившийся свыше двух часов, получился удивительно динамичным и очень емким, безусловно полезным обеим сторонам, а главное - миллионам россиян, читающих эти издания на местах.
<Вольная Кубань> считает целесообразным донести до своих читателей максимум содержания этой плодотворной встречи.
Ибо сегодняшнее образование - это Ключ к завтрашней России. Другого пути у нас с вами попросту нет!
Поэтому предоставим сразу слово первому лицу - министру Владимиру Михайловичу Филиппову:
- Спасибо за то, что вы приехали на эту встречу. В последнее время мы стали проводить их в таком формате достаточно регулярно...
Я сейчас постараюсь назвать основные направления модернизации по уровням образования, не раскрывая их в деталях, а кого что заинтересует особенно, отвечу на любые ваши вопросы.
Сегодня различные уровни российского образования охватывают 40 миллионов 600 тысяч человек. Это дошкольное образование (детские сады), школьное, начальное профобразование (ПТУ и профлицеи), среднее профобразование (техникумы и колледжи), высшее, послевузовское образование (аспирантура и докторантура), дополнительное профессиональное образование (институты повышения квалификации - у нас их в стране 1100). По всем этим уровням предстоит предпринять систему серьезных мер для обновления образования.
Иногда всю модернизацию образования сводят к нескольким известным темам: двеннадцатилетка, единый государственный экзамен, какие-нибудь ГИФО - государственные именные финансовые обязательства, может, еще одна-две темы - и все. Я много раз говорил, что это абсолютно не так, и если бы это было так, то мы легко и быстро эти 3-5 тем реализовали бы. На самом деле все гораздо серьезнее. Задачи, которые поставлены перед нами, содержатся в концепции модернизации российского образования до 2010 года.
Все мероприятия - а их много - сконцентрированы по трем основным направлениям: повышение доступности образования, повышение качества образования, повышение эффективности образования.
Вот направления модернизации образования, начиная с дошкольного.
Детские сады. Первое - будут приняты стандарты дошкольного образования. То есть будет четко прописано, чему там детей будут учить. Вот этому будут учить бесплатно, а что-то дополнительное (скажем, плавание или иностранный язык) - за плату. Сейчас с родителей берут деньги и за те <дополнительные> услуги в детском саду, которые вполне могут оказаться в стандартах образования. Второе - изменение системы финансирования. Пока действует так называемое <постановление Хасбулатова> от 1992 года, которым плата в детсады определяется в 20 процентов от стоимости. Для всех. И для богатых, и для бедных. Так дальше не будет.
Самая сложная проблема - школа. И не случайно. Из более чем 40 миллионов учащихся и работников образования на среднюю школу приходится 23 миллиона человек. У нас в стране примерно 65 тысяч школ, из них две трети (45 тысяч) - сельские, деревенские школы. А из них очень многие - малокомплектные. Могу привести такие цифры: 5600 школ страны имеют численность учащихся с первого по последний класс менее 20 человек. И никто, замечу, не ставит вопроса об их закрытии.
Какие направления модернизации по школе? Первое и самое главное - разработка стандартов школьного образования. Чему учить? В каком объеме учить? По физике, по химии, по другим предметам.
Второе направление - изменение качества школьного образования путем введения изменений в содержание целого ряда школьных программ. Так, иностранный язык мы намерены вводить со второго класса. Основы владения компьютером - тоже со второго класса. Увеличить число часов - и уже сейчас увеличили: через день три часа в неделю - на уроки физкультуры. Будет введено преподавание основ экономики, основ права. Подчеркиваю: не экономики или права, а именно основ, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни.
Далее. Будет введено профильное обучение в старших классах. Хочу обратить внимание: профильной школы не будет. Будет профильное обучение. Тут, как говорится, две большие разницы. Не будет отдельного здания школы по естественнонаучным и отдельного - по гуманитарным дисциплинам. Профильное обучение будет на самом деле строиться по следующему принципу. По каждому предмету - физика, химия, история, математика, литература и т. д. - будет два стандарта: первый - базовый, второй - стандарт углубленного уровня. Мальчик или девочка сами выбирают: допустим, по истории и литературе углубленные курсы, а все остальное изучаю базово. Кому нравится физика - его право выбрать углубленный стандарт по ней. Дальше идут вопросы нашей педагогической технологии, как все это реализовать в классе.
Теперь об экономике школьного образования. Вы знаете, что благодаря позиции президента (а она, к примеру, в том, что 17 декабря 2002 года он внес в Государственную Думу соответствующий законопроект) оказывается возможным вернуть школу на государственный уровень гарантий в самом главном - в оплате заработка учителей, других работников школ и в финансировании учебных расходов. По этому законопроекту две названные затратные статьи выводятся на уровень субъектов РФ, то есть на уровень областей, краев, республик. Отсюда и будут финансироваться главные расходы школы. Остальное (ремонтные, коммунальные затраты) остается на местном, муниципальном уровне.
Далее - об управлении школой. К сожалению, у нас очень слабо развита общественная компонента этого управления. Надо создавать управляющие комитеты или попечительские советы при школах. В них будут входить, как правило, не представители от родителей и не сотрудники школы. Это будут в первую очередь бывшие выпускники, представители местных органов власти, местные работодатели, активисты общественности и, возможно без права голоса, директор либо иной представитель школы. Две функции у таких советов как управляющих органов: первая - привлечение в школу внебюджетных средств, вторая - контроль за укладом жизни в школе. Специально выделяю слово <уклад>. Это не только учебный процесс, а более широкое понятие: вне-учебная работа, как поставлено питание, как обеспечивается безопасность детей в школе, качество наглядной агитации и т. д. и т п.
Перейдем к профобразованию. Надо иметь в виду, что мы с вами должны сделать очень многое, чтобы повернуть сознание людей, условно говоря, от корочек диплома о высшем образовании к реальному получению той профессии, которая будет кормить человека. Сейчас это сознание катастрофически искривлено: считается, что состоявшийся человек - только человек с высшим образованием. Неважно, что он может остаться на рынке труда либо безработным, либо с очень низкой зарплатой.
Перенасыщение московского, питерского, рынков других крупных городов людьми с высшим образованием уже давно замечено экономистами, социологами, да и для нас с вами не тайна. Наоборот, во многих случаях не хватает квалифицированных рабочих кадров. Например, в Санкт-Петербурге предприятия готовы принять их до 80 тысяч. Предлагаемая им зарплата в среднем вдвое выше, чем зарплата выпускников вузов. Поэтому по концепции модернизации образования в ближайшие годы приоритетными по финансированию и по другим поддерживающим программам будут начальное и среднее профобразование. Нам надо внедрить в головы людей понимание того, что важнее всего хорошее рабочее место, а <корочки> нужны лишь для того, чтобы получить на него право.
Проблемы высшего образования надо тоже рассматривать с трех сторон: доступность, качество и эффективность.
Проблема доступности решается на основе единого государственного экзамена, хотя, как я уже говорил, и не сводится только к нему.
Сегодня во все элитарные и в большинство других вузов (а что касается Москвы и Питера, то смело можно сказать: во все московские и питерские вузы) можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через <договорные> школы, которые есть у московских и питерских вузов. И что остается на открытый и честный прием? Ничего. А что делать абитуриентам с периферии, которые не могут попасть ни к репетиторам данного вуза, ни на платные курсы, ни в <договорную> школу (в Москве, например, 100 процентов <договорных> - только столичные)? Оставлять ситуацию такой, какая она есть, нельзя. Надо вводить новую, более объективную схему приема!
Эта схема и строится на основе единого государственного экзамена. Если в позапрошлом году у нас было пять субъектов Федерации, в прошлом - шестнадцать, то нынче 48 субъектов РФ (в них более 600 тысяч выпускников - примерно половина всех выпускников одиннадцатых классов этого года) вместо выпускных экзаменов в школе внедряют систему единого государственного экзамена.
Для тех, кто с нею пока мало знаком, напомню суть. Централизованно здесь, в Москве, готовятся пакеты с заданиями, которые рассылаются по школам. Они поступают в пакетах одноразового вскрытия - есть такие. Вскрыв, запечатать снова его невозможно. Пакет поступает в школу, дети уже сидят на местах, при них приезжие люди, которые проводят экзамен, и вскрывают задания. Варианты раздают школьникам.
Проводятся пять экзаменов. Каждый - по 100-балльной системе. Два - обязательные: математика и русский язык и литература. Три остальных - по выбору, в зависимости от профиля института, куда школьник собирается поступать. Три или четыре часа (по разным предметам - разный регламент) ребята ищут ответы.
До окончания никого из класса не выпускают, тут же ответы помещаются в пакет одноразового закрытия. Дальше их направляют на проверку.
Две трети работ сканируются и проверяются в Москве. Причем сканируются так, что по работе нельзя определить, чья она и откуда. Нет ни фамилии, ни названия школы - только штрих-код. Одна треть - это рукописные работы - проверяется в субъектах Федерации. Таким образом, не учителя оценивают свой собственный труд, как это происходит во время обычного школьного экзамена, где можно подсказать ученику, поставить пропущенную запятую либо <завалить> неугодного, и т. д. Уровень знаний определяется совершенно беспристрастно. Далее выпускники посылают свои итоги единого государственного экзамена в выбранные ими вузы. В один, пять или 125 - кто как пожелает. Вузы располагают претендентов в очередности по набранному на экзамене количеству баллов.
В 2004 году новая схема приема в вузы будет введена в экспериментальном режиме. А с 2005 года она начнет действовать в полном объеме для всех вузов страны. Работа с абитуриентами в высших учебных заведениях уже сейчас в значительной мере компьютеризирована. Добавится обязанность нажать еще одну кнопку, чтобы данные о приеме на основе единого госэкзамена оказались на сайте в Интернете. По каждому вузу страны будет видно, какие в нем специальности, кто туда прислал результаты ЕГЭ и сколько у претендента баллов. Например, по такой-то специальности план приема 100 человек. Вот фамилии и баллы приславших свои данные. Вот красная черта, которая подводится, положим, 31 июля в 24 часа. Те, кто над нею, могут считать себя принятыми. Любой выпускник школы, любой родитель по любому вузу и любой специальности легко определит, возможно поступление или нет. Оригинал документа претендент направляет в один из подтвердивших возможность вузов. Все. Более прозрачной системы придумать нельзя.
Качество высшего образования - серьезная проблема. И из-за платности образования, и из-за негосударственных вузов. Планируем ужесточить эту систему. Раз в два месяца вот в этом зале я собираю комиссию и представляю список, допустим, 15 вузов на внеочередную проверку. Для формирования бригад у меня есть банк данных на две тысячи профессоров. Проверка - и по материальной базе, и по квалификации преподавателей, и по библиотеке. Но самое главное: члены комиссии приезжают с тестовыми заданиями. Дают их студентам, здесь мы, а не члены бригады, проверяем знания, а потом решаем, что делать. Уже несколько вузов лишили аккредитации, то есть права выдачи госдиплома. Некоторых рассматриваем как кандидатов на лишение лицензии. И работу эту собираемся продолжать.
Эффективность высшего образования. А на самом деле - эффективность всего профессионального образования: ПТУ, техникумов, вузов. Сколько мы готовим специалистов? Вместо обычных планов приема мы вводим конкурсное распределение государственного задания на подготовку специалистов. Что такое план приема? Вуз принимал столько-то человек, на следующий год - чуть больше, через год - чуть меньше... В ваших регионах структура хозяйства стала совсем другой, а план приема почти не изменился - что же это такое? Вместе с Минтруда и Минэкономразвития нам надо сделать баланс выпускников 9-11-х классов на рынке труда.
Те проблемы, о которых я говорил, безусловно важны, их с вашей помощью нужно обсуждать в обществе. Но лично для меня важны и, так сказать, вещественные, предметные признаки того, что модернизация образования уже осуществляется. Например, то, что школы становятся полноправными юридическими лицами со своими банковскими счетами. Что школы компьютеризируются. Что в этом году удалось направить в школы по сто томов русской литературы. Мы говорим о духовном возрождении и воспитании, а что это такое, если в библиотеке нет книг? Или говорим о здоровом образе жизни, а откуда ему взяться, если в школах нет мячей, лыж, спортивных снарядов? То, что нынче, впервые за последние пятнадцать лет, в каждую нашу школу уйдет комплект спортивного оборудования и спортивного инвентаря, для меня много важнее всех разговоров о двигательной активности.
А теперь я готов ответить на ваши вопросы.
Л. ВОХМИНА, <Тюменская правда>: Нельзя ли подробнее о едином госэкзамене при поступлении в вуз?
В. М. ФИЛИППОВ: Отрабатывается технология по двум составляющим. Первая - как составить задания (их иногда называют тестами, а на самом деле тестов там - только одна треть). Вторая - отработка организационная (как проводить единый экзамен). Где надо создавать точки, куда детей привозить. Мы идем к тому, что только в крупных городских школах выпускники будут сдавать ЕГЭ в родных стенах. В сельских (а таких, напомню, две трети) ребята в своих школах держать экзамен не будут, для них будут организованы общие точки. И далее: куда везти и как везти документы единого экзамена, где их проверять, как сканировать...
Поэтому пока никто не ставил задачу, чтобы в эксперименте участвовали все 100 процентов вузов или вуз отдавал на эксперимент все 100 процентов мест. Вот придет 2005 год - и все до единого вузы перейдут на систему единого государственного экзамена.
Г. ВОЕВОДИН, <Губерния> (Петрозаводск): Мы тоже включились в эксперимент. Но на первых же шагах - вопросы. Один из них: по объективным причинам, например из-за болезни, ребенок не может сдавать экзамен. Правда ли, что сдать его он сможет только на следующий год? Второй вопрос. Вы сказали, что в 2005 году все вузы перейдут на прием абитуриентов по единому экзамену. Означает ли это, что перейдут также МГУ и другие крупные вузы?
В. М. ФИЛИППОВ: Кстати говоря, и ректорат Петрозаводского университета, и ваш губернатор поначалу очень скептически относились к единому экзамену. К чести Виктора Николаевича Васильева, ректора университета, он решил проверить обоснованность своего критического отношения к нововведению. Был большой конкурс на юрфак, прошел традиционный экзамен по иностранному языку, комиссия поставила оценки, закрыла материалы в сейф и ушла. Он ночью взял материалы, посадил другую комиссию и попросил перепроверить работы. 90 процентов пятерок не подтвердилось, полетели сразу. Половина троек оказались натянутыми - подставлены запятые, поправлены ошибки. У вас уже об этом писали: после перепроверки члены комиссии ушли в отставку. Но деньги-то они уже получили, по несколько тысяч долларов каждый. Можно было уже уходить... Хорошо, что вы об этом написали и рассказали на всю страну.
Теперь о первом вопросе - если выпускник не может сдать экзамен по болезни. В основном все будет так же, как и сейчас. Либо он успевает с другой группой сдать пропущенный экзамен в июне, либо переносит на сентябрь. В отпускные месяцы, в июле и августе, в школе никто, как и сейчас, экзамены принимать не будет. Возможно единственное изменение, оно прорабатывается в ходе эксперимента: в июне проводим экзамен на базе школы, в июле - на базе вуза. Чтобы могли принять участие выпускники предыдущих лет или приехавшие из региона, где еще не введен единый экзамен. Словом, эти ситуации мы имеем в виду.
Хотел бы добавить два момента по отдельным вузам. Конечно же, вузы культуры, искусства, спорта помимо единого государственного будут требовать дополнительного экзамена - специального испытания. Надо же проверить, действуют ли руки-ноги у человека, который собирается посвятить себя спорту, есть ли природные задатки у будущего артиста или художника. По присланным документам этого не определишь. Далее. Пока окончательно не решено, но, может быть, на углубленные программы некоторых вузов (например, физтеха, МИФИ, мехмата МГУ, отдельных факультетов Петербургского университета) будем также допускать возможность дополнительного экзамена. Но не в целом для вуза, а только там, где предстоит углубленное изучение специальности.
В. РЕШЕТЕНЬ, <Красноярский рабочий>: Представьте, что я отслужил в армии и на едином экзамене скорее всего наберу меньше баллов, чем только что окончивший школу мальчик. Справедливо ли, что его примут, а меня - нет?
В. М. ФИЛИППОВ: Помните, была такая льгота: тебя принимали без конкурса, если отслужил в армии или если имел два года трудового стажа. В действительности сейчас льготы для отслуживших в армии намного больше, чем были в наше время. Но мы о них не слышим. Почему? Потому что в армию идут молодые люди, которые в вуз вообще не попадают. А те, которые попадают, они в вузах сплошь и рядом как раз скрываются от воинской службы. Частные вузы вводят плату за годовое обучение 300-500 долларов - вот цена за легальную возможность, как нынче выражаются, <косить> от армии. При такой стоимости явно видно, что это не обучение, а халтура. Было много разговоров о взятках в военкоматах или медикам за справки-индульгенции. Не надо никаких взяток - иди и поступай в частный вуз за меньшие деньги.
Сейчас любой, кто служил в армии, по-прежнему пользуется правом внеконкурсного приема в вузы. Тот, кто служил в боевых частях в зонах конфликтов, принимается без экзаменов.
Т. АРТЕМОВА, <Саратовские вести>: При всем том, что выпускникам с периферии действительно надо облегчать доступ в вузы, уровень их подготовленности тревожит. Пятый год преподаю на факультете журналистики и наблюдаю: присылают к нам, допустим, девочку. Мало того, что талантами не блещет, еще и успевает еле-еле. А вернется в свой отдаленный район - ее редактором сделают. Других-то дипломированных специалистов там нет...
В. М. ФИЛИППОВ: По правилу: врачом ты быть не можешь, можешь только главврачом? Да, есть известное искривление понятия <целевой прием>. В июне прошлого года принята поправка к закону об образовании. Целевой прием строится на основе договора между вузом и субъектом Федерации или муниципалитетом (не с хозяйствующими субъектами - предприятиями и организациями, как сейчас). Второе. Определяется план приема. Например, из 100 мест 30 - на целевой, 70 - на обычный бюджетный. На 30 мест проводится конкурсное поступление среди всех желающих. Но с одним условием: поступая на это место, ты берешь обязательство после учебы заключить контракт и отработать определенное время там, где надо. Врачом в районной больнице, агрономом в деревне, инженером на молокозаводе. Суть: не только выровнять возможности, но и получить специалиста в нужное время и в нужном месте. Если не приезжаешь туда на работу - верни затраченные на твою учебу деньги!
В. ЛАМЕЙКИН, <Вольная Кубань>: Концепция модернизации образования делает прозрачными перспективы для наших детей, для детей наших соседей, знакомых. Но вот о чем душа болит: что делать с сотнями бездомных ребят, которые моют машины на перекрестках Краснодара, попрошайничают на вокзалах, бомжуют на курортах Черноморья? Понимаю, что эта проблема не только Министерства образования. Но она у вас как-то учитывается?
В. М. ФИЛИППОВ: Колоссальной важности вопрос. У него, между прочим, есть и такая сторона. Мы с вами как родители часто оцениваем школу лишь по тому, хорошо или плохо она учит. И путаем два слова: образование и обучение. Первому слову дано определение в статье 1 Закона об образовании: <целенаправленный процесс воспитания и обучения>. Обучение, заметьте, стоит на втором месте. Не случайно. Для родителя действительно важнее всего, чтобы в семье были хорошие отношения, чтобы ребенок нормально встал на ноги и не <кинул> потом тебя в старости. Это гораздо важнее оценок по химии или физике.
Сейчас нам надо сделать упор на то, как школа занимается воспитанием. По разным направлениям. Первое. Мы обязательно должны в каждой школе восстанавливать должности замдиректора именно по воспитательной работе. Второе. В прошлом году у нас в школе было 20 миллионов детей, через шесть лет останется 14 миллионов. На 30 процентов их будет меньше. 500 тысяч учителей надо будет сократить. За шесть лет! Так, может, давайте не будем их сокращать, а оставим в школе? Дадим им внеурочные кружки, секции, чтобы они занимались воспитанием детей. За ту зарплату, что сейчас, заставить учителя вести еще и внеурочные занятия - не останется он в школе. Заработки, конечно, поднимутся. Но вряд ли настолько, что до конца снимем проблему. Так давайте предусмотрим это. Пусть у учителя будет не 18 часов нагрузки, а только 10. Но дадим ему еще по 6-8 часов работы с детьми в кружках, секциях. Почему я это связал с вопросом о беспризорных и безнадзорных детях? Потому, что их надо привести в школу. Но школа-то должна быть к этому готова!
Бороться с беспризорностью и безнадзорностью должны силовые структуры, в первую очередь МВД. А образование - это профилактика таких явлений. И это ответственность школы. Занимаемся ли мы этим? Начали с того, что в прошлом году восстановили учет всеобуча. Есть школа, есть закрепленный за нею микрорайон, все дети известны. Директор должен отчитаться: столько-то детей живет в микрорайоне, столько-то ходит в школу. Это мы сделали. И почему сейчас никто не пишет ни про два, ни про четыре миллиона беспризорников? Потому что сейчас точно знаем: вне стен школ (учитывая больных, переезжающих и т. д.) 55 тысяч ребят. Это на 65 тысяч школ. В среднем меньше одного человека на каждую. <Точно знаем> - сказано не для красного словца. Загляну в компьютер - и могу пофамильно назвать, кто и где не ходит в школу.
Все это - не к тому, чтобы искусственно снижать остроту проблемы. 55 тысяч необучаемых и воспитываемых улицей ребят - тоже не подарок. А еще учтем, что по вашей Кубани, как и по нашей Москве, гуляют дети выходцев из Грузии, Армении, Таджикистана и других мест, многие из которых нигде и никак не зарегистрированы, но оттого не перестают быть предметом наших забот.
В действительности проблема не в цифрах. Проблема в том, чтобы повернуть все общество к воспитанию. И это дело не только системы образования. Это дело и семьи. А у нас в законе нет ответственности семьи за обязательное девятилетнее образование. Если ребенок его не получает, кого наказывать? Самого мальчика не накажешь. Директора школы? Почему? Сейчас подготовлены поправки в закон: отвечать должны родители. Надо думать о механизме ответственности. Кто не выполняет, судом принимать решение: от лишения родительских прав с обязанностью оплачивать содержание ребенка в доме-интернате до менее радикальных форм воздействия. А может, и до более радикальных.
Л. ИМЕКИНА, <Эхо недели> (Курская область): Почему так просто даются разрешения на открытие частных вузов? Дело доходит до смешного.В нашем районном городке девять институтов и одна академия. Ни больше, ни меньше. И ни для кого не секрет, что преподают там уволенные воспитательницы из детских садов. Родители и дети вляпываются в эти вузы, а потом выпускников на работу никто никуда не берет.
В. М. ФИЛИППОВ: Правильно, о таких вещах молчать нельзя. Мы этим обязательно займемся.
Первая задача - изменить систему платности на основе ГИФО. Вторая - как добиться, чтобы к нам шла своевременная информация о халтуре. Вот в Воронежской области в одном из районов (по-моему, в Острогожском) местный институт, громко поименовавший себя Воронежским экономико-правовым, решил вести образовательную деятельность в двенадцати субъектах Федерации, включая Кубань, Волгоградскую, Липецкую области. Лицензий не имеет. Ведет очное образование, то есть студенты в армию не призываются. А их под эту панаму набрали 12 тысяч. Когда в декабре я дал поручение в три месяца привести все в соответствие с законом, меня стали обвинять в нарушении Конституции и обязывать извиняться. Я подписал приказ о лишении не только аккредитации, но и лицензии. А что делать со студентами? Сейчас вызываю главу района: учредил, создал институт - пусть теперь решает вопрос. Одновременно студенты целого ряда регионов подали в суд на этого ректора. Я тоже готовлю документы в прокуратуру, чтобы его привлекли к ответственности.
Но из одного здания министерства невозможно уследить за всеми. Поэтому прошу: поднимайте общественность, пишите о халтуре. Чтобы ваши же дети не страдали.
<ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА>: Наконец-то мы пришли к тому, что вариативность учебной литературы должна быть разумной: по одному предмету - не более трех учебников. Процесс этот, конечно, длительный. С физикой, химией - там, наверное, попроще. А вот как с новейшей историей? Можем ли мы быстро получить объективный учебник?
В. М. ФИЛИППОВ: Создать один объективный учебник истории, который удовлетворил бы всех: от коммунистов до Союза правых сил - невозможно. Так или иначе, но уходить от безобразной вариативности, когда по одному предмету у нас десять учебников, необходимо.
Что уже сделали? Создали рабочую группу вместе с Академией наук. Второе - заставили ее написать концепцию подходов к этим учебникам новейшей истории. Группа сорвала все сроки, писала концепцию четыре месяца, но все-таки мы ее утвердили. Третье - объявили конкурс на написание учебников. Учебники появились. Но ни один, ни даже три не удовлетворяют всех. При обсуждении свалка была ужасная. То же самое по учебникам литературы.
Думаю, наша задача - не запихивать в бедную ученическую голову все, а научить любви к чтению. Тем более что сейчас есть такие конкуренты, как телевизор и Интернет. Это самое главное - чтобы человек полюбил читать. Для этого надо создавать учебник.
Г. ГРИГОРЬЕВ, <Наша Магнитка>: Владимир Михайлович, что у нас будет с 12-летним образованием?
В. М. Филиппов: Россия осталась единственной - официально заявляю: единственной! - страной в Европе, которая не перешла на 12- или 13-летнее образование. Это большая проблема не только с точки зрения нагрузок на ребенка, но и с точки зрения международного признания наших дипломов о среднем образовании. Мы, скажем, для нынешней Чехии или Молдавии точно в таком же положении, как для нас Туркмения, где туркмен-баши решил, что его населению достаточно 9-класс-ного образования. Как нам принимать на учебу выпускников школ из этой страны?
Вопрос не в том, чтобы нынешнее школьное образование растянуть на двенадцать лет. Это было бы проще всего, так сделали, скажем, в Украине. Еще немного подискутировали в парламенте и вместо 5-балльной ввели приказом министерства 12-балльную систему оценок. Мы же замахнулись на модернизацию образования. Вот нынешняя борьба за стандарты школьного обучения - это только первый шаг к тому, чтобы разобраться, чему учим и чему надо учить детей. Так что переход к 12-летке у нас займет немало времени...
<БЕЛГОРОДСКИЕ ВЕДОМОСТИ>: Как будет повышаться зарплата бюджетникам в образовании? Говорят, с первого октября...
В. М. ФИЛИППОВ: Цифры в печати гуляют разные, в том числе недостоверные. Отнеситесь к ним с осторожностью. Повышается, например, вузу фонд оплаты труда на 33 процента. А внутри него пусть сам вуз распорядится, кому - насколько. Может, техничке на 200 или профессору на 70 процентов. В целом по федеральному бюджету (а это вузы, техникумы, ПТУ) - только на 33 процента.
То же касается учителей и других работников школьного образования. В субъектах Федерации есть фонд их зарплаты. Вот он и повышается на 33 процента. А наши предложения в том, что есть отраслевая сетка и по ней повысить каким-то категориям больше, каким-то меньше.
Что же касается вопроса о гарантиях, я, ведомственный министр, тут согласен с профсоюзами. Нельзя сейчас зарплату отрывать от федеральных гарантий. Субъекты Федерации могут назначать свои зарплаты, но не ниже утвержденной сетки. Какие будут окончательные решения? Подождем 16 мая, когда премьер-министр будет отвечать на эти вопросы в Государственной Думе.
Конечно же, диалог с министром полностью, стенографически, передать невозможно, просто не хватит газетного номера. И не все прозвучавшие на встрече вопросы и ответы мы сумели втиснуть в рамки этих двух полос. Но, как видите, существующие вопросы о ходе реформы российского образования заданы, болевые проблемы и пути решения в жизненной цепочке <человек - образование - государство> обозначены. И важно, что этот сложнейший комплекс проблем изложен непосредственно вам, читатели, из первых уст - министра Владимира Филиппова.
***
фото:
Диалог записали Лев ДУБИНСКИЙ и Виктор ЛАМЕЙКИН, 49, стр. 1, 4, 5, Вольная Кубань
29/03/2003
|