ГАЛИНА САЛАТА: "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЖЕ СЕГОДНЯ ПРИНОСИТ ОЩУТИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Подведение итогов - всегда дело ответственное. Есть возможность проанализировать, сравнить, наметить перспективу. В системе образования Республики Хакасия постоянно идет поиск новых форм и методов работы. Не случайно наша республика - участник общероссийских экспериментов, связанных с модернизацией образования, Об этом наш разговор с министром образования и науки РХ Галиной САЛАТА.
- Галина Александровна, более года назад правительство России приняло новую концепцию модернизации образования. Что, на ваш взгляд, самое основное сделано у нас в рамках реализации задач, которые касаются буквально всех-и педагогов, и родителей, и учеников?
- В нашей республике продолжается широкомасштабный федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В нем участвуют общеобразовательные учреждения Аскизского района - Анхаковская, Бельтырская, Луговская школы, Черногорска - средняя школа N 17 и начальная N 3. Таким образом, участниками эксперимента стали 397 учеников и 46 педагогов. Можно говорить о том, что уже на первом этапе в старших классах повысился уровень знаний по основным предметам. Ребята гораздо активнее стали участвовать в научно-практических конференциях различного уровня. А возможность индивидуального выбора учебных предметов позволила более глубоко изучать необходимые им в будущем, в том числе при выборе профессии, дисциплины. Естественно, у старшеклассников появился дополнительный интерес для занятий любимыми предметами.
У школьников начальных классов улучшилось состояние здоровья. Для этого педагоги приложили немало сил. В процессе обучения использовались здоровьесберегающие технологии. В школах проходили часы здоровья, усилился медицинский контроль.
В этом учебном году в ходе эксперимента идет подготовка к профильному обучению, разрабатываются и апробируются различные варианты учебных планов профильной школы, отрабатываются способы введения в начальной школе новых предметов- информатики и иностранного языка.
Для полноценного проведения эксперимента готовим кадры. В прошлом году все методисты института повышения квалификации (ХРИПК и ПРО) занимались на курсах в Академии повышения квалификации работников образования в Москве. Все педагоги и руководители экспериментальных образовательных учреждений прошли специальную подготовку. Также учителя участвовали в семинарах и конференциях по обозначенной проблеме. Проведены- все этапы мониторинга эксперимента, предложенного Центром тестирования при министерстве образования Российской Федерации.
- Концепция модернизации российского образования, которой придается большое значение, рассчитана до 2010 года. Что делается в республике для ее реализации?
- Концепция модернизации образования в Хакасии получила практическое развитие. О ее значимости говорит и тот факт, что в середине марта специальным постановлением, которое подписал А. И. Лебедь, создана специальная комиссия по образованию при правительстве РХ. Возглавил ее председатель правительства республики. В составе комиссии 25 человек, среди которых руководители министерств и ведомств, ректоры ведущих вузов.
- В порядке эксперимента в Российской Федерации в ряде территорий, в том числе в Хакасии, в 2003 году выпускники будут .сдавать ЕГЭ - единый государственный экзамен. Как идет подготовка к его проведению?
- Проведена большая подготовительная и организационная работа. Определена точная схема проведения ЕГЭ и состав предметов, по которым итоговая аттестация будет проходить в форме такого экзамена. Заключен договор на тиражирование видеоматериалов по ЕГЭ, компакт-дисков "Сдаем единый государственный экзамен". Необходимо в каждом образовательном учреждении открыть центры репетиционного компьютерного тестирования.
- Галина Александровна, а какие предметы в рамках единого государственного экзамена будут сдавать выпускники?
- Обязательно сдается математика, физика, биология, русский язык - по выбору.
- В какие учебные заведения смогут подавать документы выпускники наших школ по результатам ЕГЭ?
- В двух ведущих вузах Хакасии, а также в ряде вузов других регионов страны определен перечень специальностей, по которым в 2003 году будет осуществлен прием и зачисление по результатам ЕГЭ. Я думаю, что нет необходимости перечислять этот список, он достаточно обширен. Кроме Хакасского государственного университета в нашей республике в эксперименте принимают участие еще пять средних специальных учебных заведений. Так что выбор есть.
- В тесной связи с концепцией модернизации российского образования стоит задача совершенствования самой модели управления этой системой. В частности, создаются попечительские советы, координируется работа с другими министерствами и ведомствами. Что вам это дает?
- Предстоит сформировать государственно-общественную модель управления. Если не объединить усилия всех заинтересованных министерств и ведомств, то о модернизации образования невозможно говорить. У нас есть опыт совместных действий. Так, большая работа ведется общими усилиями с министерством по жилищной и градостроительной политике. В республике строятся новые школы, ведется не только текущий, но и капитальный ремонт наших учреждений. Кроме того, специалисты министерства, являющегося заказчиком, привлекают подрядчиков, проводят тендер, осуществляют технический надзор. Введены в. строй новые здания трех школ в Аскизском районе: средней на 600 мест в поселке Балыкса, начальных школ на 28 и 20 мест в деревне Усть-Хойза и аале Иллиморов.
На капитальный ремонт 42 школ затрачено более 17 миллионов рублей. В новом учебном году на эти цели отпущено 19 миллионов рублей.
- Понятно, что без строителей образовательным учреждениям, не обойтись. Атак ли нужны прочные взаимосвязи с другими министерствами?
- Они необходимы. Например, совместно с министерством здравоохранения проведена диспансеризация всех детей, с министерствами труда и социального развития, здравоохранения, внутренних дел департаментом занятости населения мы занимались детьми и подростками в период летнего отдыха и оздоровления.
Совместно с министерством культуры и комитетом по делам национальностей при правительстве РХ ведем большую работу по изучению и пропаганде истории культуры народов республики. Так, прошли традиционные Дни тюркской и славянской письменности и культуры, семинар по изучению польского языка в школах Сибирского региона. Организовали мероприятия, посвященные 140-летию Николая Федоровича Катанова, проведена международная конференция и подготовлен сборник материалов.
Родители стали проявлять большой интерес к изучению их детьми родного языка. Особенно это касается дошкольников. В целом значительно возросло количество ребят, изучающих хакасский язык в дошкольных учреждениях Абакана, Усть-Абаканского, Алтайского, Аскизского, Таштыпского районов.
В Доможаковской средней школе в качестве родного школьники изучают чувашский язык. Польский изучают 220 учащихся при Доме детского творчества Абакана, отдельным предметом он идет в гимназии Абакана, в двух сельских школах - факультативно. В качестве родного языка 120 школьников изучают немецкий.
- Не секрет, что появились у нас неграмотные дети. Есть случаи, когда бродяжки в 9-10 лет даже читать не умеют. Или журналисты преувеличивают, ставя во главу угла такую беду?
- Скорее, недооценивают. Действительно, в XXI веке мы не можем быть уверены в том, что наша страна самая образованная, самая читающая в мире. Мы стараемся учесть и принять меры к тому, чтобы обучались все дети школьного возраста. Но сегодня утрачена такая форма работы, как закрепление за школой территории, ответственность за детей, там проживающих. Естественно, пытаемся наладить учет детей от семи до 15 лет. И с 2003 года отчет по форме N 1 "Дети" становится обязательным. Нам нужен банк данных ребят, не посещающих школу, чтобы принять меры к их обучению.
В нашей республике на 1 сентября 2002 года насчитывалось 79 859 детей школьного возраста, но не старше 15 лет. Из них по самым разным причинам не обучались 133 ребенка. И я не могу утверждать, что цифра эта, и так немалая, абсолютно точна. Нам предстоит отладить работу по отслеживанию движения детей: куда уехали, почему не учатся. И только тогда мы сможем принять действенные меры, чтобы дети не остались за бортом школы
- Если сегодня не будут работать механизмы социальной защиты детей, соблюдаться их права, то многим из них жизнь ничего хорошего не сулит. Что-либо для таких обездоленных делается?
- Безусловно, социальная защита детей и подростков - особая проблема. В этом учебном году продолжат работу 474 группы продленного дня, обучение на дому проходят 411 больных детей, созданы условия по дифференцированному обучению инвалидов, детей с задержкой психического развития. Начата работа по становлению комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в условиях образовательного процесса.
В 12 образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пяти учреждениях специального образования Республики Хакасия воспитываются 1150 сирот.
Их количество по сравнению с прошлыми годами уменьшилось на 121 человека. Этому способствовали передача их в семьи, расширение форм устройства сирот. Но, к сожалению, растет количество ребят в школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями.
Радует то, что вокруг очень много добрых, не равнодушных к детскому горю людей. Увеличилось число приемных семей и детей в них почти в два раза. В семьи в Ширинском районе взяли 30 детей, в Боградском - 29. К сожалению, нет приемных семей в Орджоникидзевском районе, в Саяногорске в 2002 году в 10 семей взяли 17 детей.
Можно говорить о том, что настало время создания специального Центра усыновления детей.
- Специалисты утверждают, что сегодня не хватает квалифицированных рабочих. А вот в кадрах с высшим образованием работодатели уже не нуждаются. Молодежь каким-то образом нацеливается на получение востребованных профессий?
- Сеть профессиональных училищ и количество специальностей в них продолжает расти. Работает новое училище в Копьеве. Принято решение об открытии на базе ПУ N 4 специального училища для детей с девиантным поведением (трудные подростки).
Прекрасные профессии, востребованные сегодня, можно будет получить в Хакасском колледже профессиональных технологий, экономики и сервиса, который создан на базе лицея N1.
Значительно увеличилось число детей-сирот и опекаемых, которые сегодня получают в училищах рабочие профессии. Таких ребят - 800. Это связано с социальными гарантиями для таких подростков. Их трудоустраивают после обучения в первую очередь.
- Галина Александровна, подводя некоторые итоги, видимо, невозможно не спросить, как обстоят дела с кадрами учителей? Ведь выпускники ХГУ неохотно идут в школу, особенно сельскую.
- Действительно, можно говорить, что учительство республики стареет. Число педагогов пенсионного возраста составляет десять процентов. Это, конечно, не катастрофа, но если не принимать мер, то, особенно на селе, учить станет некому. За последний год число вакансий увеличилось. Молодых специалистов со стажем до пяти лет среди учителей всего чуть больше одиннадцати процентов. Сегодня не хватает 224 педагогов. Есть тому и свои причины. Низкий уровень заработной платы и отсутствие жилья - вот главные проблемы.
Общее количество учителей, нуждающихся в жилье, - 752 человека. Особенно тяжелое положение в Абакане (205 очередников), Саяногорске (186), Аскизском (99), Бейском, Таштыпском, Ширинском районах.
Если в прошлом году в районах отмечался дефицит учителей русского языка и литературы, математики, то в этом году прибавились психологи и учителя информатики. Нужны действенные меры по обеспечению образовательных учреждений педагогическими кадрами. И здесь есть выход. Например, администрации Таштыпского и Боградского районов активно работают по целевому направлению студентов на педагогические профессии. Почти тридцать молодых специалистов, окончив по целевому набору вузы, вернулись в эти районы.
-Как теперь принято говорить, и безвыходную ситуацию можно разрулить. Так?
- О безвыходности ни в коем случае не шла речь. Я говорила о проблеме, а она решаема.
- Успехов вам и создания всех условий, необходимых для модернизации образования у нас в Хакасии и решения основных проблем. - Спасибо.
Ольга МАТВЕЕВА Абакан, 62, стр. 4, Хакасия
03/04/2003
|