Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ: "НЕ СВОДИТЕ РЕФОРМУ К ЕГЭ!"

Реформа образования. Фраза, которой уже начинают пугать детей, как раньше пугали милиционером.

Тема модернизации образования (именно так предпочитают называть ЭТО ее отцы-вдохновители) уже не раз освещалась на страницах "Губернiи", но мы будем возвращаться к ней снова и снова. Потому что преобразования эти действительно касаются всех нас - детей и родителей: дошколят и воспитателей, учеников и учителей, студентов и преподавателей. Мы - главные действующие лица пьесы под названием "реформа". Хотелось бы выйти на сцену подготовленными...

В середине марта корреспонденту "Губернiи" представилась возможность вместе с другими региональными журналистами принять участие в круглом столе с министром образования России Владимиром Филипповым. Сегодня - прямая речь большого чиновника, которого смело можно назвать режиссером-постановщиком всероссийской пьесы под названием "Модернизация образования".

Не сводите реформу к ЕГЭ!

Иногда всю модернизацию образования сводят к нескольким известным темам: 12-летка, Единый госэкзамен, ГИФО - государственные именные финансовые обязательства, еще одна-две темы - и все. На самом деле все гораздо серьезнее. Все мероприятия сконцентрированы по трем основным направлениям: повышение доступности, качества и эффективности образования.

К примеру, доступность высшего образования. Предположим, на основе Единого экзамена вы послали заявления в 5 или 20 институтов, приняли вас, положим, в московский вуз, вы получили извещение, что приняты, а что дальше? Дальше - вопросы. Первый из них - проживешь ты в Москве на 200 рублей стипендии? Будет у тебя общежитие? На сегодня ситуация с доступностью высшего образования именно такова. Не случайно, решая проблему доступности образования, мы два года подряд вдвое увеличиваем ассигнования на ремонт общежитий. Мы добиваемся, чтобы общежития опять были для проживания, а не для зарабатывания денег. На этот счет есть специальное решение. Чтобы способным детям дать возможность жить, например, в той же Москве, мы ввели социальную стипендию. С первого сентября этого года сумма двух стипендий будет в совокупности более тысячи рублей. Уже как-то можно будет прожить...

А за еду заплатишь!

В дошкольном образовании самое важное - разработать и принять стандарты. Вот этому будут учить бесплатно, а что-то дополнительное (скажем, плавание или иностранный язык) - за плату. Сейчас с родителей берут деньги и за те "дополнительные" услуги в детском саду, которые вполне могут оказаться в стандартах образования, то есть бесплатными. Второе - изменение системы финансирования. Собственно дошкольное образование ребенка и содержание его в детском саду будут разделены. За "стандартное" образование должно платить государство, а содержание оплачивают родители. Дифференцированно: кто-то - 100 процентов, а кто-то - 0, в зависимости от уровня доходов. Сейчас идет отработка этого механизма в трех областях: Новгородской, Московской, Самарской.

Чему учить в школе?

Первое и самое главное - разработка стандартов школьного образования. Чему учить? В каком объеме учить?

Второе направление - изменение качества школьного образования путем введения изменений в содержание целого ряда школьных программ. Так, иностранный язык мы намерены вводить со второго класса. Основы владения компьютером - со второго класса. Увеличить число часов - и уже сейчас увеличили: через день три часа в неделю - на уроки физкультуры. Будет введено преподавание основ экономики, основ права, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе.

Будет введено профильное обучение в старших классах. По каждому предмету будет два стандарта: первый - базовый, второй - стандарт углубленного уровня. Школьник сам будет выбирать, какие предметы он будет изучать углубленно, а по каким хватит и базового уровня.

Угомонись, директор!

Сегодня в школе все решает директор. Когда мне говорят, что у нас, мол, есть хорошо работающие родительские комитеты, я ни на минуту не забываю, что родители в этих комитетах все равно зависят от директора, от завуча, от учителя. Поэтому планируется создавать управляющие комитеты или попечительские советы при школах. В них будут входить, как правило, не представители от родителей и не сотрудники школы. Это будут в первую очередь бывшие выпускники, представители местных органов власти, местные работодатели, активисты местной общественности и, возможно, без права голоса, директор либо иной представитель школы. Две функции у таких советов как управляющих органов: первая - привлечение в школу внебюджетных средств, вторая - контроль за укладом жизни в школе. Специально выделяю слово "уклад". Это не только учебный процесс, а более широкое понятие: внеучебная работа, как поставлено питание, как обеспечивается безопасность детей в школе, качество наглядной агитации и т.д., и т п.

После ПТУ зарплата больше

Российский рынок труда сейчас перенасыщен юристами, экономистами, социологами. Зато квалифицированных рабочих кадров катастрофически не хватает. Например, в Санкт-Петербурге предприятия готовы их принять до 80 тысяч. Предлагаемая им зарплата в среднем вдвое выше, чем зарплата выпускников вузов. Поэтому по концепции модернизации образования в ближайшие годы приоритетными по финансированию и по другим поддерживающим программам будут начальное и среднее профобразование. Иначе дело может обернуться трагедией для целого поколения и для целых регионов. Ведь это подлинная трагедия, когда вследствие перепроизводства тех или иных специалистов выпускник вуза не может получить работу и не может прокормить семью.

Справедливость навсегда!

Сегодня во все элитарные и в большинство других вузов (а что касается Москвы и Питера, то смело можно сказать: во все московские и питерские вузы) можно поступить либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через "договорные" школы. А что делать абитуриентам с периферии, которые не могут попасть ни к репетиторам данного вуза, ни на платные курсы, ни в "договорную" школу? Оставлять ситуацию такой, какая она есть, нельзя. Надо вводить новую, более объективную схему приема. Эта схема и строится на основе Единого государственного экзамена.

И снова про ЕГЭ

В 2004 году новая схема приема в вузы будет введена в экспериментальном режиме, а с 2005 года она начнет действовать в полном объеме для всех вузов страны. Работа с абитуриентами в высших учебных заведениях уже сейчас в значительной мере компьютеризирована. Добавится обязанность нажать еще одну кнопку, чтобы данные о приеме на основе Единого госэкзамена оказались на сайте в Интернете. По каждому вузу страны будет видно, какие в нем специальности, кто туда прислал результаты ЕГЭ и сколько у претендента баллов.Любой выпускник школы, любой родитель по любому вузу и любой специальности легко определит, возможно поступление или нет. Все. Более прозрачной и честной системы придумать нельзя.

Насколько все так хорошо и радужно, как поведал журналистам Владимир Филиппов? Какие реальные проблемы и вопросы возникают в российских регионах в связи с реформированием системы образования и как предполагается их решать? Вторая часть круглого стола состояла из вопросов журналистов и ответов министра. Подробнее - в следующих номерах "Губернiи".


Григорий ВОЕВОДИН, 14, Губернiя
03/04/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации