ТРИ КИТА ОБРАЗОВАНИЯ
В прошлый четверг мы познакомили читателей с тем, как в Министерстве образования России проходил "круглый стол" для редакторов региональных газет "Модернизация образования в России". Сегодня мы продолжаем публиковать ответы министра образования Владимира Филиппова на вопросы журналистов.
Григорий ВОЕВОЛИН, "Губерния" (Петрозаводск):
- Мы тоже включились в эксперимент. Но на первых же шагах вопросы. Один из них: по объективным причинам, например из-за болезни, ребенок не может сдавать экзамен. Правда ли, что это можно сделать только на следующий год?
Владимир ФИЛИППОВ:
- Если выпускник не может сдать экзамен по болезни, то схема прежняя: с другой группой - в июне или в сентябре. В отпускные месяцы никто экзамены принимать не будет.
Возможно единственное изменение, оно прорабатывается в ходе эксперимента: в июне проводим экзамен на базе школы, в июле - на базе вуза. Чтобы могли принять участие выпускники предыдущих лет или приехавшие из региона, где еще не введен единый экзамен. Словом, эти ситуации учитываются.
Виктор РЕШЕТЕНЬ, "Красноярский рабочий":
- Представьте, что я отслужил в армии и на едином экзамене, скорее всего, наберу меньше баллов, чем только что окончивший школу юноша. Справедливо ли, что его примут, а меня - нет?
Владимир ФИЛИППОВ:
- Помните, была такая льгота: тебя принимали без конкурса, если отслужил в армии или имел два года трудового стажа. В действительности сейчас льгот для отслуживших в армии намного больше, чем было в наше время.
Но мы о них не слышим. Почему? Потому что в армию идут молодые люди, которые в вуз вообще не попадают. А те, которые попадают, они в вузах сплошь и рядом как раз скрываются от воинской службы.
Частные вузы вводят плату за годовое обучение 300 - 500 долларов - вот цена за легальную возможность, как нынче выражаются, "косить от армии". При такой стоимости видно, что это не обучение, а халтура. Было много разговоров о взятках в военкоматах или медикам за справки-индульгенции. Не надо никаких взяток - иди и поступай в частный вуз за меньшие деньги.
Сейчас любой, кто служил в армии, по-прежнему пользуется правом внеконкурсного приема в вузы. Тот, кто находился в боевых частях в зонах конфликтов, принимается без экзаменов. Вот только отслужившие в этих зонах люди, как правило, в вузы не идут. Они прекрасно понимают, что уже не смогут там учиться - дай Бог техникум осилить. Это, кстати, еще один пример, от чего на самом деле зависит доступность высшего образования.
Татьяна АРТЕМОВА, "Саратовские вести":
- При всем том, что выпускникам с периферии действительно надо облегчать доступ в вузы, уровень их подготовленности тревожит...
Владимир ФИЛИППОВ:
- Да, сегодня есть известное искривление понятия "целевой прием". Что это такое? По идеологии вроде бы хорошо - решается проблема с местными кадрами. Но в действительности образование на селе и в городе в целом - разное. И виновато государство, что не смогло им дать одинаковый уровень подготовки. А раз так, то и вводится механизм, уравнивающий права тех и других, - целевой прием.
Сейчас мы изменили этот порядок. Во-первых, в июне прошлого года принята поправка к закону об образовании. Целевой прием строится на основе договора между вузом и субъектом федерации или муниципалитетом (не с хозяйствующими субъектами - предприятиями и организациями, как сейчас). Во-вторых, определяется план приема.
Например, из ста мест тридцать - на целевой, семьдесят - на обычный бюджетный. На тридцать мест проводится конкурсное поступление среди всех желающих. Но с одним условием: поступая на это место, ты берешь обязательство после учебы заключить контракт и отработать определенное время там, где надо. Врачом в районной больнице, агрономом в деревне, инженером на межрайонном молокозаводе.
Словом, не только выровнять возможности, но и получить специалиста в нужное время и в нужном месте. Если не приезжаешь туда на работу - верни затраченные на твою учебу деньги.
Татьяна ВОСКОБОЙНИКОВА, ИЛ "Волжская коммуна" (Самара):
- Я с интересом слежу, как развивается проект по государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО)... А как в других регионах?
Владимир ФИЛИППОВ:
- Государственные именные финансовые обязательства имеют две цели: "убить" сложившееся дикое платное образование (вспомним в том числе поборы от репетиторов и другие каналы при поступлении в "бесплатный" вуз) и создать условия для конкуренции, если уж мы говорим о рынке образовательных услуг. У вас же, похоже, руководители государственных вузов хотят, чтобы, с одной стороны, к ним шли бюджетные деньги, а с другой - под рыночными знаменами пополняться поборами.
Сейчас есть студенты-"бесплатники", которые должны поступать по конкурсу, и "платники". Недобрал ты на вступительных экзаменах один балл или пять баллов, роли не играет - плати и поступай на выделенные для этого случая места. Как ты в школе учился, никого не волнует. Если цена платного места восемьсот долларов, а у тебя только семьсот - до свидания. Материальное положение твоей семьи тоже никакой роли не играет. Вот это и есть дикое бесплатное (оно же платное) образование.
Что предлагается? Будет сохранен бесплатный (его еще называют бюджетный) прием. Официальная цифра такова: из бюджета образования выделяются средства для ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч населения. И еще одна официальная цифра. Сегодня на каждые эти десять тысяч населения приходится триста восемьдесят студентов. Значит, двести десять из них учатся на платной основе. Предполагается, что в будущем (теперь цифры уже не столь строги - над ними идет работа) те, кто наберет более семидесяти процентов из возможных баллов, поступают бесплатно.
Недобрал десять процентов до этого уровня - уже платишь, положим, сто долларов в год. За недобор в двадцать процентов - двести долларов. И так далее по шкале. Это более справедливая система, она заставляет думать о качестве учебы в школе, чтобы на едином государственном экзамене получить максимальную сумму баллов.
Но доплаты доплатами (их, кстати, еще собрать надо, что, как видим, не всегда возможно), а основные-то средства поступают из бюджета, более стабильного и бесхлопотного источника. К тому же на тех, кто набрал свыше семидесяти процентов баллов, выделяется и больше средств, тоже по шкале. Немного подумав, вы согласитесь, что более сильные абитуриенты принесут в институт и больше, и более надежных денег.
Владимир ПАНЦЫРЕВ, "Русский Север" (Вологда):
- Есть ли возможность у школ зарабатывать себе деньги?
Владимир ФИЛИППОВ (улыбается):
- Вопрос зарабатывания денег школой немаловажный. Надо наводить порядок с поборами с родителей на полудобровольных началах. Будут стандарты - будет яснее, что в школе платно и что бесплатно. Нам есть от чего оттолкнуться. Имеется документ о дополнительных образовательных услугах школы. Есть утвержденное мною положение, как их оказывать. Только на основе договоров.
Бюджетных денег для образования будет достаточно только при развитом социализме или при развитом капитализме. Поскольку нам не грозит ни то, ни другое, давайте думать о привлечении внебюджетных средств. Двумя путями. О первом я упомянул - предоставление дополнительных образовательных услуг.
Но есть и второй путь, который очень развит во многих странах. Речь идет о привлечении средств в школу от бывших выпускников, многие из которых работают в бизнесе и готовы помогать. В прошлом году мы каждой школе дали статус юридического лица. В этом -откроем для каждой бюджетный и внебюджетный банковские счета. По мере готовности субъектов федерации мы опубликуем все это в Интернете. Для чего? Один мой знакомый говорит: "Владимир Михайлович, я из сельской школы и хотел бы ей помочь. Но как? Все хочу съездить в свою деревню, не удается. Родственников там уже никаких. Может, почтой послать?" А теперь будет механизм для такой помощи - перечисление на счета школ. Любой бизнесмен даст команду бухгалтеру - и все проблемы сняты.
Любовь ИМЕКИНА, "Эхо недели" (Курская область):
- Почему так просто даются разрешения на открытие частных вузов? Дело доходит до смешного. В нашем районном городке девять институтов и одна академия. Ни больше, ни меньше. И ни для кого не секрет, что преподают там уволенные воспитательницы из детских садов. Родители и дети вляпываются в эти вузы, а потом выпускников на работу никто никуда не берет.
Владимир ФИЛИППОВ:
- Правильно, о таких вещах молчать нельзя. Мы этим обязательно займемся. Но давайте по порядку.
Что такое "разрешение"? Есть два документа на этот счет. Один - лицензия на ведение преподавательской деятельности. Если заявка оформлена правильно, не дать ее нельзя - засудят. Но не это самое главное. Самое страшное в законе: предметом лицензии могут быть условия обучения и не может - содержание образования. Жуткая фраза. В эту историю мы влипли на волне всеобщей эйфории в 1 991 году. То есть по закону частный институт может давать инженерное образование без математики. Без единого часа - и к суду не привлечешь.
А в 1 992-м внесли еще и поправку, что государственные вузы на платной основе (кстати, по самым популярным специальностям - юриспруденция, экономика, менеджмент) могут предоставлять только двадцать пять процентов мест. Что это значит? Скажем, в МГУ двадцать пять из ста будущих юристов набрали, а двадцать шестому говорят: вон через дорогу частная халтура, идите туда. Туда и пошел поток денег, а не на поддержку государственного образования. С большим трудом удалось узаконить другую пропорцию приема - пятьдесят на пятьдесят.
Второй документ - аккредитация. Как уже говорилось, она дается через пять лет работы (время на подбор преподавателей, библиотеки, отладки учебного процесса) и влечет за собой право выдачи государственного диплома. Подтверждается тоже каждые пять лет.
Значит, первая задача - изменить систему платности на основе ГИФО. Вторая - как добиться, чтобы к нам шла своевременная информация о халтуре. Вот в Воронежской области в одном из районов (по-моему, в Острогожском) местный институт, громко поименовавший себя Воронежским экономико-правовым, решил вести образовательную деятельность в двенадцати субъектах федерации, включая Кубань, Волгоградскую, Липецкую области. Лицензий не имеет. Ведет очное образование, то есть студенты в армию не призываются.
Когда в декабре я дал поручение в три месяца привести все в соответствие с законом, меня стали обвинять в нарушении Конституции и обязывать извиняться. Я подписал приказ о лишении не только аккредитации, но и лицензии.
Елена ТАРАВНОВА, "Липецкая газета":
- Наконец-то мы пришли к тому, что вариативность учебной литературы стала разумной: по одному предмету - не более трех учебников. Процесс этот, конечно, длительный. С физикой, химией там, наверное, попроще. А вот как с новейшей историей? Можем ли мы быстро получить объективный учебник?
Владимир ФИЛИППОВ:
- Создать один объективный учебник истории, который удовлетворил бы всех, - от коммунистов до Союза правых сил, - невозможно. Одинаково приемлемо для них написать про Сталина невозможно, как и про 1993-й год. Могу назвать двадцать периодов и событий, начиная с гражданской войны и продолжая коллективизацией, про которые одинаково написать нельзя. Знаете, было даже заседание правительства по этому вопросу, где я предложил: давайте сделаем три варианта. Про себя подумал: один -для "левых", один -для "правых", а третий - по серединочке...
Так или иначе, но уходить от безобразной вариативности, когда по одному предмету у нас десять учебников, необходимо. Страдает учитель, который не знает, каким учебником пользоваться на курсах повышения квалификации. Страдают родители, которые не знают, что к первому сентября покупать. К тому же при множестве книг меньше тиражи, значит, учебники более дорогие. В-третьих, страдают дети. Потому что, например, при переходе из школы в школу (а это на селе происходит после первых лет обучения) ребенок вдруг видит совершенно новые математические обозначения.
Что уже сделали? Создали рабочую группу вместе с Академией наук. Второе - заставили ее написать концепцию подходов к этим учебникам новейшей истории. Группа сорвала все сроки, писала концепцию четыре месяца, но все-таки мы ее утвердили. Третье - объявили конкурс на написание учебников. Учебники появились. Но ни один, ни даже три не удовлетворяют всех.
То же самое по учебникам литературы. "Новые известия" в свое время провели опрос учеников: любишь ли ты Достоевского, Толстова, Чехова и других. Сорок процентов ответов были: "Ненавижу". Потому что "Войну и мир" они изучали так: прочитать страницы 37 - 68. А потом несколько десятков страниц из Достоевского. А в целом читать - это в программу не укладывается, у нас времени нет. В программе нет ни одного произведения целиком. И попробуйте что-то выбрать для учебника литературы! Думаю, наша задача - не запихать в бедную ученическую голову все, а научить любви к чтению. Тем более, что сейчас есть такие конкуренты, как телевизор и Интернет. Это самое главное - чтобы человек любил читать. Для этого надо создавать учебник.
Геннадий ГРИГОРЬЕВ, "Наша Магнитка":
- Владимир Михайлович, будет ли у нас двенадцатилетнее образование?
Владимир ФИЛИППОВ:
- Россия осталась, официально заявляю, единственной(!) страной в Европе, которая не перешла на двенадцати- или тринадцатилетнее образование. Это большая проблема не только с точки зрения нагрузок на ребенка, но и с точки зрения международного признания наших дипломов о среднем образовании. Мы, скажем, для нынешней Чехии или Молдавии точно в таком же положении, как для нас Туркмения, где туркмен-баши решил, что его населению достаточно девятиклассного образования. Как нам принимать на учебу выпускников школ из этой страны?
Вопрос не в том, чтобы нынешнее школьное образование растянуть на двенадцать лет. Это было бы проще всего, так сделали, скажем, на Украине. Еще немного подискутировали в парламенте и вместо пятибалльной ввели приказом министерства двенадцатибалльную систему оценок. Нынешняя борьба за стандарты школьного обучения - это только первый шаг к тому, чтобы разобраться, чему учим и чему надо учить детей.
Никто не возражает против идеи углубленных стандартов. Никто не против профильных старших классов. Но как только речь заходит о том, чтобы забрать некоторые вопросы и разделы из обязательной девятилетки, тут все предметники грудью встают. Вот эту химическую формулу должны знать все. Вот эти разделы математики или физики нужны всем.
Наталья МАНТОРОВА ,Юрий ХОМИЧ, 70, стр. 24, Правда КПРФ
10/04/2003
|