НИКОЛАЙ КАРНАУХОВ, РЕКТОР ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕФТЕГАЗОВОГО УНИВЕРСИТЕТА: ЕДИНЫЙ ГОСЭКЗАМЕН
В большом списке обязанностей Николая Николаевича Карнаухова - ректора Тюменского государственного нефтегазового университета, доктора технических наук, профессора, председателя совета ректоров вузов Тюменской области, депутата Тюменской областной Думы - преподавание наиболее близко его сердцу. Увы, для этого ректору остается очень мало времени. В вузе, где учатся тридцать четыре тысячи студентов и преподают более трехсот кандидатов, профессоров и докторов наук, ректору приходится решать множество проблем.
- Главная проблема многих российских вузов - отсутствие стабильности и целеполагания в учебном процессе, - считает Николай Николаевич. - Мы ведь учим студентов с перспективой на будущее, через пять лет выдаем диплом, который удостоверяет, что молодой человек получил такие знания и навыки, которые ему необходимы в последующей профессиональной жизни. Значит, обязаны прогнозировать это будущее. Но как это сделать, если государство постоянно меняет экономические и юридические законы, а общество - моральные принципы. Самая большая беда не в слабой материальной базе у вузов, хотя и это чрезвычайно важно, а в отсутствии нравственных ориентиров. Ради чего мы учим студентов? - вот главный вопрос, на который подчас трудно ответить.
В советское время, когда мы строили коммунизм, нас звали к чему-то большому и светлому, пусть неосуществимому. Сегодня живем, не зная толком для чего.
Беда в том, что некоторое время назад наше руководство решило отказаться от воспитательных задач в высших учебных заведениях. А те, кто с этим не согласился, получали даже нарекания - не ваше, мол, это дело. Я же убежден, что если мы берем из бюджета деньги на обучение студентов, то эти средства должны расходоваться по назначению. Общество должно быть обеспечено специалистами. А сегодня, не будем себя обманывать, значительная часть выпускников вузов не работает по специальности, а идет, скажем, торговать. Хотя даже в этом случае становится больше образованных, грамотных, воспитанных граждан, а это уже немало.
- Выпускники нефтегазового университета, наверное, не знают проблем с трудоустройством? Ваш вуз всегда был кузницей кадров для отрасли.
- Не все так просто, как кажется. Мы тоже столкнулись с явлением, когда наши выпускники получают образование за счет государства, но не считают своим долгом работать по специальности. Понимаем, что не все школьники приходят в вуз только для получения профессии. У нас есть военная кафедра - а это легальная возможность для юношей уклониться от призыва на действительную службу в армии. Лишь для какой-то части выпускников полученная профессия станет главным делом в жизни. Подготовленные у нас специалисты очень востребованы в нефтяной и газовой промышленности. Там и зарплата, и социальные блага на высоте. Появились и новые специализации - "связи с общественностью", "дизайн", "безопасность жизнедеятельности", "охрана окружающей среды", "биотехнические и медицинские аппараты и системы". Этих специалистов также с нетерпением ждут на производстве.
- Сейчас много дискутируют о едином государственном экзамене (ЕГЭ) в школе. Вопрос напрямую касается и вузов. Вы поддерживаете этот эксперимент?
- Идея введения единого госэкзамена в средних школах здравая. Пожелание одно - не вводить его в приказном порядке. Никто не возражает, что такой экзамен позволит по единым критериям оценить и сопоставить уровень обучения во всех школах страны. Во время аттестации ребенок не должен зависеть от эмоций и субъективных пристрастий преподавателя. Но когда на основе ЕГЭ нас обязывают зачислять выпускника в вуз, мне это не совсем нравится.
Авторы эксперимента говорят, что ЕГЭ откроет способным детям из глубинки дорогу в столичные вузы. Но если, скажем, МГУ нуждается в талантливом школьнике из Хабаровска, пусть столичный преподаватель съездит туда и примет у выпускников школ экзамены. Наш университет, кстати, это делает постоянно, преподаватели ездят в Ханты-Мансийск, Салехард, Сургут, Нижневартовск и экзаменуют там учащихся.
С другой стороны, ребенок, допустим, уехал учиться из Хабаровска в Москву. А вернется ли он обратно после окончания вуза? Вряд ли! Жизнь это не раз подтверждала.
Говорят, что единый госэкзамен ликвидирует взяточничество. Давайте честно скажем, это явление присуще не только вузам, но и всему нынешнему обществу, и, следовательно, никуда не исчезнет, просто приспособится к новым условиям.
Есть и проблемы, которые ЕГЭ не в силах разрешить. Далеко не во всех вузах можно принимать абитуриентов таким способом. Возьмем, к примеру, медицинские вузы. Как можно зачислять туда абитуриента, не посмотрев ему в глаза? А вузы культуры и искусства? Разве можно туда брать человека, который набрал баллы в школе по физике или геометрии, а талантов не имеет? В этом же ряду сельскохозяйственные вузы, военные, милицейские и так далее. ЕГЭ заведомо неприемлем для половины учебных заведений. Единый госэкзамен в том виде, в каком его сейчас насаждают, принесет не меньше вреда, чем пользы. Он хорош как система аттестации учащихся в школах, поможет им поступать в ряд вузов. Но он не панацея.
- Десять лет назад вас избрали председателем совета ректоров тюменских вузов. Чем интересна эта общественная организация?
- Правильнее было бы ее назвать общественно-государственным органом, которому Министерство образования и Союз ректоров России делегировали часть своих полномочий. По сути наш совет можно считать органом государственного управления высшим образованием на территории субъекта Федерации. С другой стороны, мы - коллектив единомышленников, который пытается анализировать, обобщать все лучшее, что происходит в высших учебных заведениях Тюменской области, выражает консолидированное мнение. Согласитесь, когда по какому-то вопросу высказываются 15-18 ректоров - это авторитет, к которому нельзя не прислушиваться.
Очень важно, что Совет ректоров смог сделать власть своим союзником. В него входят мэры городов, где есть вузы, заместители губернаторов. Они говорят, что теперь взглянули на высшее образование более объемно.
У совета есть прекрасная возможность снимать конфликтные ситуации. Не будем лукавить, все вузы по отношению друг к другу - конкуренты, от этого никуда не деться. Есть и определенная личная конкуренция ректоров. Мы на совете научились понимать друг друга. В итоге сформировалось ощущение, что мы в одной лодке и сможем в любой буре совместно выстоять.
- В Тюменской областной Думе вы являетесь членом постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам. Что удается сделать на этом поприще?
- Я только год как в депутатах, причем стал народным избранником впервые. По большому счету это был год учебы. Ведь работа депутата весьма специфична. Мы должны решать наиболее общие вопросы путем создания областных законов. Этому делу надо учиться. Пришлось учиться. Теперь уже вошло в норму накануне очередного заседания областной Думы прочитывать несколько килограммов документов. Сидеть болванчиком и тупо нажимать кнопки для голосования не хочется. Да и не достойно профессора не понимать обсуждаемую проблему.
С другой стороны, поскольку нас выбирает народ, нужно всегда помнить, что мы обязаны встречаться с избирателями. В диалогах с гражданами я узнаю о разных жизненных ситуациях, в которых людям никто кроме нас не может помочь. А зачастую и мы не можем. Это самое тяжелое переживание.
А вот депутатский фонд - неплохая поддержка в нашей работе. Жизнь показала, он помогает оказывать реальную помощь человеку в непредвиденной ситуации. Недавно ко мне на прием пришла мама с девочкой, у которой травма спинного мозга. Ей нужна операция стоимостью 300 тысяч рублей. Где рядовому человеку найти эти деньги? Я принял решение выделить из депутатского фонда необходимую сумму, обратившись за поддержкой еще к двум депутатам.
- Научную деятельность не оставляете?
- Это самая приятная часть моей работы. Получаю огромное удовольствие от общения с коллегами. За двадцать шесть лет преподавательского труда у меня сложилась своя научная школа. Защитились восемь кандидатов наук, два доктора. Сейчас в аспирантуре обучаются девять аспирантов и три докторанта.
Моя научная тема - эксплуатация техники в суровых условия Сибири. Задача в том, чтобы приспособить машины (экскаваторы, грейдеры, катки, бульдозеры) к работе в нашем сибирском климате. Иногда суровые условия Западной Сибири удается сделать своим союзником.
Тюмень.
Фото автора.
Владимир ЛЫСОВ, соб. корр., 66, стр. 6, Парламентская газета
10/04/2003
|