Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


ЕГЭ - это не Яга, и боятся его не надо

Приближается пора выпускных испытаний в школах и вступительных - в вузах. В январе в нашей газете о едином государственном экзамене рассказывал заместитель начальника Главного управления образования С. М. Пан. Сегодня мы предлагаем читателям беседу с проректором Курганского госуниверситета по учебной работе Борисом Шалютиным на эту же тему.

Что это такое?

- Эксперимент проходит в стране третий год. Сначала в нем участвовали четыре субъекта Федерации, затем - шестнадцать. В нынешнем году - сорок восемь. Предполагается, что с 2005 года этот механизм будет общим для всей Российской Федерации. Поэтому целесообразно в эксперимент вступить сейчас, чтобы наработать определенный опыт.

Суть единого государственного экзамена (ЕГЭ) заключается в том, что выпускники школ, средних специальных учебных заведений и начальных профессиональных заведений, дающих среднее образование, проходя выпускные испытания, одновременно сдавали бы и вступительные испытания в вузы. Пока проводится эксперимент, каждый субъект Федерации сам выбирает предметы, по которым проходят испытания. В нашей области предпочтение отдано математике, русскому языку и химии. Решение было принято по согласованию совета ректоров и Главного управления образования.

Вступительный экзамен по математике в форме ЕГЭ мы принимаем на все специальности, где данный предмет предполагается. Русский язык не является обязательным при сдаче выпускного экзамена: школьники имеют право выбора. Однако Курганский госуниверситет засчитывает ЕГЭ по русскому языку на все специальности, кроме русской филологии. Здесь это профильный предмет, и мы проявляем осторожность. Если школьник не сдавал при выпуске русский язык в форме ЕГЭ, то он не может предъявить нам свою оценку для поступления. Аналогично дело обстоит и с химией.

- Как же им быть? И что делать выпускникам прошлых лет, подавшим заявления?

- Для данных категорий предполагается так называемая вторая волна единого государственного экзамена, которая будет проводиться во второй половине июля. Подчеркну - это будет не университетское испытание, а именно государственное. Смысл заключается в том, что проверка работ проводится в централизованном порядке. Контрольно-измерительные материалы, которые поступающие выполнят, состоят из трех блоков. Два первых сканируются и через Интернет направляются в Москву, где будут проверяться в автоматическом режиме. Третий блок - задания иного рода, проверку которых нельзя доверить компьютеру. В рамках субъекта Федерации создается единая независимая экспертная комиссия, которая их и проверит, и выставит свой балл. Затем оценки вместе со сканированными работами уйдут в Москву, и столица выдаст каждому абитуриенту количество баллов, которые он набрал, выполняя три задания.

- А что означает - задания иного рода?

- В третьем разделе на каждой карточке стоят наиболее сложные вопросы и задачи, если говорить о математике. Задачу-то надо прорешать. И что такое ошибка? Одно дело, если экзаменуемый посмотрел не в ту колонку в таблицах Брадиса, и совсем другое, если он избрал неправильный способ решения. Компьютер же разницы не понимает. Аналогичные вещи проявляются и в других предметах, как ни была бы велика разница между математикой и историей. Шесть лет назад у нас в КГУ, впереди планеты всей, был введен письменный экзамен по истории. У меня тогда было к нему резко отрицательное отношение. Огромная фактологическая нагрузка, а кроме - почти ничего и не требовалось. Но в течение последних нескольких лет у нас работала команда под руководством К.А.Фомичева (ныне - начальника методического отдела) и интересного школьного учителя, кандидата исторических наук Н.А.Чирухина. Они перенесли тесты из жесткой репродуктивной формы на уровень, который позволяет проверять мышление. Оказалось, что наша методология определила идею ЕГЭ. Полагаю, не только у нас умные люди есть, а и в Москве, среди составителей тестов для единого экзамена.

Мы - за олимпийское движение

- У специалистов существуют сомнения относительно ЕГЭ. Непосредственное общение преподавателя и абитуриента позволяет выяснить, насколько он владеет речью, умеет оперировать фактами и формулами, насколько развито его логическое мышление. А для сдачи ЕГЭ необходима ловкость, сноровка. Нисколько не сомневаюсь, что в скором времени появятся преподаватели с частными уроками, которые будут учить не предмету, а умению ставить крестики в клетках.

- Все зависит от качества тестовых материалов. Если они хороши, то случайно набрать высокий балл нельзя. Случайно провалить - можно. Так же, как нельзя случайно выиграть Олимпийские игры, но можно случайно проиграть. Другое дело, что есть категории потенциальных студентов, которым такой материал дается плохо. Но, во-первых, идеальных систем не бывает, и та, которая существует сейчас, обладает серьезными недостатками. Сравнивать-то надо не с неким мифическим идеалом, а с системой, которая есть сейчас. Именно с этой точки зрения я - сторонник единого государственного экзамена. Далее. Министерство образования понимает аспект проблемы, который Вы затронули. Предполагается расширение, причем существенное, контингента, который будет поступать в высшие учебные заведения через механизм олимпиад. Олимпиада - испытание совершенно иного толка. Человек, который занимает первое место в областной олимпиаде, в состоянии решить сложную творческую задачу по своему предмету. Вероятно, уже к 2004 году будет расширен поток тех, кто придет в вуз через олимпиады. Недавно проходило российское совещание проректоров по учебной работе, на котором об этом говорил министр образования. В принципе мы вправе и сегодня расширить поток. Наши правила позволяют поступать без экзамена призерам российских олимпиад и членам российских сборных на международных олимпиадах. Мы в нынешнем году, вероятно, сделаем так (вопрос еще обсуждается, но особых возражений нет): человек, занявший первое место в областной олимпиаде, получит сто баллов по своему предмету. Второй получит 99, третий - 98. Три призера сразу получат большой отрыв от всех остальных абитуриентов. Существенная льгота. К сожалению, расширить пока этот поток мы не считаем возможным, потому что сегодня их единственным организатором выступает Главное управление образования. Это не претензия и не обида, но мы полагаем, что расширение возможно лишь тогда, когда проведение олимпиад будет совместным с советом ректоров вузов Курганской области, и мы вместе от начала до конца разработаем материалы для всех туров, начиная со школьного, за исключением тех предметов, по которым олимпиадники получают задания федерального уровня. Таким образом, ребята с изюминкой, не проверяемой ЕГЭ, тоже будут иметь доступ в вузы, и это справедливо.

Вместо пятерки - сотня

- Оценка по ЕГЭ основывается на стобалльной шкале. Но абитуриентам придется сдавать вступительные экзамены и по таким предметам, где единый экзамен пока не предусмотрен. Скажем, по физике, истории, иностранному языку. Вероятно, для них останутся традиционные пять баллов?

- Существует способ, каким можно преодолеть эту несообразность. Действительно, только при поступлении на специальность "химия" ЕГЭ будет засчитываться по всем предметам и только при поступлении на специальность "русская филология" ЕГЭ не будет присутствовать совсем. При зачислении на все остальные специальности приемная комиссия намерена засчитывать по трем вышеназванным предметам только ЕГЭ. У нас есть министерская рекомендация: по другим предметам тоже будет введена стобалльная шкала. Кроме того, уже несколько лет работает система централизованного тестирования, в чем-то похожая на ЕГЭ, она сохраняется в нашем вузе по всем предметам, для которых нет единого государственного экзамена. Здесь тоже давно используется стобалльная шкала.

- Есть ли у Вас прогноз, сколько баллов нужно набрать, чтобы перешагнуть порог университета?

- Делать какие-то прогнозы сложно. Ведь и раньше проходной балл был непредсказуем.

Хотя КГУ будет опираться, как я уже сказал, на стобалльную шкалу, возникает пара нюансов. По закону есть категории льготного приема - сироты, инвалиды и еще несколько - эти абитуриенты поступают вне конкурса при условии сдачи экзаменов на положительные оценки. Поэтому мы должны установить границу между двойкой и тройкой. Кроме того, правом приоритетного приема обладают медалисты, если сдают на пятерку профилирующий вступительный экзамен. И в этом случае университет обязан установить границу между четверкой и пятеркой. Приемная комиссия примет специальное решение по этому вопросу не раньше второй половины мая.

Кому ЕГЭ не писан?

- Некоторые сельские школы плохо укомплектованы учителями, и ребятишки из деревни не в состоянии конкурировать со сверстниками, окончившими гимназии. А ведь горожане с дипломом не поедут поднимать образование, скажем, в Половинском районе.

- В течение многих лет существует институт целевого приема. Университет заключает договоры с государственными или муниципальными структурами. Например, масштабно сотрудничаем с Главным управлением образования, в прошлом году оно зарезервировало 110 мест, в этом - 120.

Данные места выводятся из основного конкурса, мы берем ребят из всех районов, чтобы они по окончании университета вернулись туда и отработали, сколько положено. Однако и эти абитуриенты будут сдавать ЕГЕ и должны показать достаточный уровень знаний. Несколько дней назад нам прислали проект постановления Правительства Российской Федерации, где предполагается расширение целевого приема с серьезными взаимными обязательствами вуза, направляющей структуры и направляемого студента, включая гарантию трудоустройства, гарантию по жилью, обязательство взыскать с выпускника вуза деньги за обучение, если он не поехал по направлению. Система будет трансформироваться, улучшаться.

- ЕГЭ не распространяется только на одну категорию абитуриентов. Я имею в виду тех, кто учится за полную плату.

- На платной основе мы принимаем всех, кто имеет аттестат, естественно, с положительными оценками. Но проверяем, обучаем абитуриент или нет. Приезжает парнишка - оценки у него невысокие, а родители зарабатывают хорошо. Разговариваешь - он соображает. Он не виноват, что у его учителей квалификация была недостаточной И мы его берем. Для него испытанием становится уже студенческая сессия. Не можешь сдать ее - извини.

Не надо писать два заявления

- Нередко абитуриенты подстраховываются. Сдают экзамены на два или даже на три специальности" В общем - ненужная трата сил, нервов. Возможно ли здесь что-нибудь изменить?

- В этом году впервые мы решили взять за основу модель, отработанную в Омском госуниверситете. Идея заключается в следующем. Абитуриент пишет заявление в КГУ В нем он в порядке желательности дня себя указывает специальности, на которых хотел бы обучаться. Например: под первым номером - юриспруденция, под вторым - социология, под третьим - социальная работа, под четвертым - история. Этот список может включать до пятнадцати специальностей. По их итогам мы выстроим список абитуриентов в зависимости от баллов, которые они набрали. Затем будут заполняться бюджетные места по специальностям. Если абитуриент не проходит по первому номеру - он может пройти по второму, третьему и так далее. Таким образом, несколько конкурсных потоков сменит один Нервотрепки меньше. И главное - молодому человеку не надо будет бояться подавать документы на самую престижную специальность.

- Некоторые абитуриенты поступают даже сразу в два вуза...

- Подавая заявление, абитуриент не обязан прикладывать подлинник документа о среднем образовании - достаточно ограничиться копией. По окончании вступительных испытаний мы вывесим списки ребят, которые могут быть зачислены по набранным баллам. Дальше мы выдержим паузу, вероятно, в три дня. Те, кто не принес аттестат, будут исключены из списков.

Счастливого пути!

- Что бы Вы могли сказать в качестве напутствия главным участникам предстоящих испытаний?

- Абитуриентам хочу пожелать смелости. Идти туда, куда душа просит. И помнить -настоящих результатов по жизни добьется только тот, кто занимается делом, к которому он предназначен. Пусть это инженерная деятельность, педагогическая, медицинская. Ну не платят сегодня ни врачам, ни учителям, ни инженерам - будут платить! Когда человек профессионально состоятелен - он все равно себя найдет и на жизнь заработает. А если абитуриент будет руководствоваться только сегодняшней конъюнктурой специальностей - он останется на бобах.

Школьным учителям и университетским преподавателям я пожелаю мужества.

Родителям я бы посоветовал не искать "левых" каналов для того, чтобы запихнуть ребенка в вуз, а пусть они все свои денежные, организационные и иные возможности задействуют для того, чтобы вывести своего выпускника на высокий уровень знаний. И от этого выиграют все.

***

Анекдот

Экзамен. В аудитории сидят профессор с ассистентом. Входит студент. "Тяните", - говорит профессор, указывая на разложенные на столе билеты. Студент молча берет билет, читает про себя, кладет билет обратно, берет следующий, так же молча читает его, кладет на место, берет следующий... Профессор с ассистентом недоуменно смотрят. Тут студент берет последний билет, не говоря ни слова, кладет его обратно и выходит из аудитории. "Двойка! " - восклицает профессор. "Подождите, профессор, -говорит ассистент, - он же что-то искал, значит что-то знал! Поставим ему троечку..."


Вел интервью Анатолий КУЗЬМИН., 41, стр. 3, Зауралье
12/04/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации