Жив "Архимед" - жива и наука
После многолетнего перерыва возобновлена легендарная опера, созданная на физфаке МГУ
ЕЕ ВОСТОРЖЕННЫМИ зрителями стали нынешние сотрудники и ветераны Российского научного центра "Курчатовский институт", который отмечает в эти дни 60-летие со дня основания. Опера "Архимед", соединившая в себе студенческий капустник с атрибутами подлинной драмы, создана на физфаке Московского университета 43 года назад - первое представление состоялось 7 мая 1960-го. И буквально сразу эта необычная постановка обрела популярность, стала визитной карточкой и предметом гордости факультета. Недавно стараниями инициативной команды физиков во главе с выпускницей физфака, а ныне старшим научным сотрудником РНЦ "Курчатовский институт" Светланой Ковалевой опера восстановлена, что воспринимается в научных кругах как событие знаковое: жив, курилка! Режиссера-постановщика обновленного "Архимеда" мы и попросили рассказать - как, откуда и зачем.
В 1960-м по решению комсомольской конференции физфака МГУ был учрежден общефакультетский праздник - "День рождения Архимеда", ныне именуемый "День Физика". Тогда же родилась и опера "Архимед" (авторы В. Канер и В. Миляев). За годы своего существования она исполнялась более трехсот раз.
Мощное представление с большим хором, богами, прекрасными солистами, смешением эпох, народов, с крамольным для того времени кордебалетом имело необыкновенный успех.
Студенческая опера стала на многие годы частью университетской жизни, молва о ней вышла далеко за пределы МГУ. В 1961 году на празднике физиков присутствовал Нильс Бор, бывший в то время с визитом в нашей стране. Великий датчанин приехал в университет вместе с женой Маргрет и сыном Ore (будущим нобелевским лауреатом). 76-летнего Бора опекал Лев Ландау.Апогеем праздника стала опера "Архимед". Перед началом представления в ДК толпа студентов, сметая заслоны, ломая двери (по официальным отчетам, были сломаны все двенадцать дверей, которые вели из подвалов МГУ в ДК), ринулась в зал. Нильса Бора передавали чуть ли не на руках, за ним - Ландау. С неимоверными сложностями они были усажены в первом ряду, а зал в течение 10 - 15 минут стоя скандировал: - Нильс Бор! Нильс Бор! Наконец дали занавес. Ландау лично сам переводил текст Бору. В результате по одному поводу смеялись трижды. Сначала все - над очередной остротой со сцены. Потом, через некоторое время, в тишине раздавался громкий смех Бора - это Ландау что-то не менее остроумно ему перевел. И зал начинал смеяться снова...
Когда завершилось представление, Нильс Бор взошел на сцену и сказал примерно такие слова: "Если студенты способны на такую же изобретательность и остроумие в физике, то за ее будущее я спокоен..."
С окончанием хрущевской "оттепели" отношение к "Архимеду" на факультете стало меняться. А в 1969 году его фактически изгнали из МГУ за "аполитичность" и "аморальность". Коллектив перешел в Курчатовский институт, директором которого был уже академик Александров. Анатолий Петрович обладал великолепным чувством юмора, устраивал праздники, Александрийские игры, конкурсы антинаучных работ, в которых принимали участие многие известные ученые, в том числе академики И.К. Кикоин и Е.П. Велихов.
В праздниках "Курчатника" самое активное участие принимала и студия "Архимед", к тому времени уже называвшая себя гордо Большим Физическим театром оперы и балета. Главным режиссером был Ю.В. Гапонов, ныне он начальник лаборатории Курчатовского института, доктор физико-математических наук. И, что особенно приятно отметить, стал недавно научным консультантом новой мхатовской постановки - спектакля "Копенгаген".
Полтора десятка лет Курчатовский институт опекал "архимедовцев", и, конечно, руководство РНЦ не могло не пригласить наш коллектив на 60-летие.
Тут надо сказать, что "Архимед" был возрожден в 2000 году героическими усилиями энтузиастов, не потерявших веру в силу искусства физиков. Уже состоялось несколько представлений на сцене Дворца культуры МГУ и в зеленоградском МИЭТе.
11 апреля, в канун Дня авиации и космонавтики, нас принимали в Центре культуры РНЦ "Курчатовский институт". Был полный зал и огромный энтузиазм, причем не только на сцене. Все перемешалось в нынешнем "Архимеде" - стили и эпохи, арии из опер с модными шлягерами 60-х годов.
Актеры, участвовавшие в первых спектаклях "Архимеда" в далеком уже 60-м, теперь пели вместе со своими детьми и внуками. В большом хоре нашел свое место член-корреспондент РАН, лауреат Государственной премии Валерий Рагульский.
В тексте Ведущего (Сергей Семенов) есть такие слова: "Нашу оперу нельзя испортить никаким исполнением". Но зрители были великодушны. Они чутко, как бывало и прежде, реагировали на каждую остроту со сцены, переживали за великого Архимеда, вступившего в борьбу против коварных богов - Марса (Юрий Рыбаков), Венеры (Любовь Богданова) и Аполлона (Алексей Багдасаров). Смеялись над колоритным Бахусом (Дмитрий Афонин), волновались, когда кто-нибудь из исполнителей "выпадал" из тональности и радовались, когда маэстро Владимиру Захарову удавалось вернуть их на путь истинный...
Долго не смолкали овации после заключительного хора, славящего нашу Alma Mater, - физфак МГУ и Архимеда. А затем, по установившейся традиции, артисты и зрители сообща затянули "Дубинушку" на слова Бориса Бологовского - гимн всех поколений физфаковцев. После спектакля академик Спартак Тимофеевич Беляев резюмировал:
- Физфак всегда гордился не только научными достижениями, но и своим замечательным творчеством. И "Архимед" - один из ярчайших этому примеров...
И так хочется верить, что коли жив "Архимед", столько испытавший на своем веку, то и наука воспрянет, приумножится новыми яркими именами великое братство физиков.
Фото:
- 1961 год. В роли Архимеда - Геннадий Иванов.
- 2003 год. В роли Венеры - Любовь Богданова.
Светлана КОВАЛЕВА КАНДИДАТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК, 14, стр. 3, Российская научная газета (приложение к Российской газете)
16/04/2003
|