ЕГЭ ИЛИ НЕ ЕГЭ?
Петербуржцам, чьи дети будут этим летом поступать в вузы, не позавидуешь. Конкуренция на бесплатные бюджетные места будет куда более жесткой, чем в прошлом году. А все потому, что 25 государственных и 12 негосударственных высших учебных заведений Питера будут частично засчитывать результаты единых государственных экзаменов у иногородних абитуриентов.
Петербург не сдался на милость победителю - марширующему по стране единому государственному экзамену. Ведь сдаться - это значит упустить из своих рук все рычаги влияния, все финансовые потоки, которые особенно активно циркулируют в вузах накануне летней вступительной кампании. Сдаться не сдались, но ведь и делать вид, что питерские университеты и академии (как они нынче гордо именуются взамен скромного патриархального «институт») лучше всех других, тоже нельзя. Так что ректорам северной столицы пришлось пойти на компромисс: для своих абитуриентов ЕГЭ не вводить, а у иногородних - учитывать. Петербург сделал все, чтобы не оказаться в числе тех 48 регионов России, в которых все выпускники школ в обязательном порядке пройдут через единый государственный экзамен. География единого экзамена растет, и с этим следует считаться. Поэтому ректоры и пошли на компромисс с частичным признанием результатов ЕГЭ в некоторых вузах и по некоторым предметам. Но не надо думать, что это особенно широко распахнет двери наших вузов перед талантливыми абитуриентами из провинции. С одной стороны, они, конечно, нужны, чтобы постоянно подтверждать федеральный статус наших университетов и академий. С другой стороны, кто же им вот так, за здорово живешь, отдаст бесплатные места в самых престижных вузах на самые модные специальности? Хотя все уже смешалось в доме Облонских - и многие шедшие еще вчера «на ура» юристы и экономисты сегодня слоняются без работы... Для того, чтобы создать дополнительный фильтр для иногородних абитуриентов, петербургские вузы вводят профильный экзамен для тех, кто поступает по результатам ЕГЭ. Но это серьезно нарушает саму логику единого государственного экзамена. Ведь в тех странах, откуда аналитики Министерства образования почерпнули идею ЕГЭ, никаких профильных экзаменов нет. Школьники сдают экзамены один раз. Разумеется, не учителю, который десять лет вдалбливал им алгебру или физику, а неподкупному компьютеру. Компьютер суммирует баллы, и школьник рассылает результаты чуть ли не по всем вузам страны. Несколько из них приглашают его на учебу, и ему остается только выбрать... Понятно, что эта идеальная схема, отработанная в законопослушных странах, в России будет приживаться еще очень и очень долго. Впрочем, в целях усиления «законопослушности», Министерство образования намерено предложить Государственной Думе внести поправку к Уголовному кодексу, предусматривающую ответственность за попытку вскрыть данные ЕГЭ... В прошлом году эксперимент по введению ЕГЭ прошел в 16 регионах России. Единый экзамен сдавали 300 тысяч выпускников школ. Задания 2002 года были подобраны неровно - математика удивила своей элементарностью, зато физика было неоправданно усложнена. Результаты единого экзамена 2002 года были прогнозируемыми. Уровень знаний остался средним по стране. Математику на двойку знают 11,8% всех, кто писал ЕГЭ, а двойку по русскому получили 2,2%. Пятерки по математике получили 8,7%, по русскому языку - 8,5%. Выпускники, сдающие традиционные экзамены, демонстрируют примерно такие же результаты.
Елена ШУЛЬГИНА Фото ИНТЕРПРЕСС
№ 27, Новая Газета (СПб) (online)
17/04/2003
|