Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ

Экономика знаний... Это пока еще непривычное определение звучит в последнее время все чаще и чаще. В XXI веке только интеллектуальный продукт сможет определять развитие экономики региона, страны f территории. По мнению специалистов, конкурентоспособным товаром становятся знания в энергетике, биохимии, физике да и в других научных областях. Многие страны, образование и наука которых находятся на высоком уровне развития, сегодня принимают комплекс соответствующих мер. Ряд европейских балтийских стран, среди которых Дания и Германия, например, сделали ставку на биотехнологии. Ведь развивая это направление, можно решить множество задач, а главное, — улучшить качество жизни граждан. Сделать это помогут и новые фармацевтические препараты, и перспективные методы лечения, и более урожайные растения — как раз то, чего можно добиться благодаря исследованиям в области биотехнологий. С другой стороны, новые технологии обеспечат население рабочими местами в перспективной отрасли экономики и через некоторое время позволят собрать дополнительные налоги. Поэтому и появляются новые исследовательские центры и комплексы.

Этим же путем движется сегодня и Россия, наше государство выработало политику в области развития науки и технологий. Примечательно, что совещание руководителей ЦФО, которое рассматривало этот вопрос, состоялось именно в Тамбове. Сегодня Тамбовская область ~— один из немногих регионов России, где руководство заявило о своей приверженности инновационному пути развития. Предприняты конкретные шаги по созданию в Мичуринске наукограда. На базе Тамбовского научно-исследовательского химического института намечается образование корпорации «Росхимзащита» с приданием ей статуса федерального центра науки и высоких технологий. При поддержке администрации области создаются инновационные центры, которые призваны содействовать созданию высокотехнологичной продукции на предприятиях области. Один из них — на базе Тамбовского государственного технического университета и ОАО «Завод «Комсомолец» — уже создан.

Сегодня ректоры ведущих вузов Тамбовщины рассказывают о горизонтах вузовской науки, делятся планами на будущее. Отрадно отметить, что коллективы, которые они возглавляют, понимают требования времени и уже много делают в области науки и технологий, привержены инновационному пути развития.

***

ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА РОССИИ

Владислав Михайлович ЮРЬЕВ, ректор ТГУ имени Г. Р. Державина, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Надо отдать должное, ценность образования и научных знаний в последнее время в нашей стране заметно возросли. Однако реальная жизнь диктует свои условия: в современной действительности нужен такой интеллектуальный багаж, который можно затем использовать с отдачей. Наверное, потому слово «инновации» стало модным, хотя часто употребляется не к месту. А ведь за этим понятием стоит определенная и конкретная деятельность. А именно совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в том числе и инвестиции в новые знания, которые создают новый или совершенствуют старый продукт человеческого труда. Проще говоря, это такая научная разработка, которую можно быстро внедрить в жизнь и заработать деньги. Если раньше больше говорили о единении науки и практики, теперь научные исследования должны приносить не только пользу, но и реальную прибыль.

Однако научно-исследовательская деятельность в условиях высшей школы имеет свою специфику, ведь главная задача вуза — обучение. А значит к совокупности всех мероприятий, входящих в инновационную деятельность, должна присоединиться и образовательная составляющая. Именно этот фактор дает вузам возможность занять стратегическую позицию в области инноваций и заняться разработкой новейших проектов. Развитие рынка услуг, в том числе и образовательных, позволяет учебным заведениям раскрыть свой интеллектуальный потенциал и применить его для стабилизации социально-экономического положения региона.

Что же может конкретный вуз в этом направлении? Путей здесь множество: образование собственных инновационных структур, ориентированных на развитие новых экономических механизмов, внедрение новых методик социального партнерства, таких, например, как лизинг, кредитование, страхование и т. д., разработка нормативно-правовой базы и информационного обеспечения образовательно-инновационной деятельности. В Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина уже не один год занимаются инвестиционными проектами в различных направлениях. На кафедре аналитической химии и экологии разрабатывают антикоррозионные покрытия для временного хранения механизмов. В академии непрерывного образования готовы поделиться опытом создания системы открытого образования через дистанционные спецкурсы. Существуют в университете инновационные технологии преподавания русского языка, есть предложения в сфере стратегического управления экономическим развитием региона, развиваются нанотехнологии и многое другое. Причем надо сказать о том, что все эти научные изыскания окупаются через один-два года и способны привлечь неплохие инвестиции.

Одним из важнейших направлений, одобренных правительственной комиссий по научно-инновационной политике, является информационная безопасность человека. Это комплексная проблема, способная повлиять на все стороны нашей жизни, затрагивает целый ряд научных дисциплин. Здесь есть не только технические аспекты, но и моральные, правовые, социокультурные. Поэтому в прошлом году в ТГУ был создан Институт проблем информационной безопасности. Эта инновационная структура занимается всесторонним научным изучением проблем информационной безопасности человека в контексте общей проблемы информационной безопасности региона. Современный ракурс на проблемы безопасности остро нуждается в формировании, разработке нормативно-правовой и законодательной базы, а также в мониторинге и экспертизе уже имеющихся документов и проектов. В функции Института входит и взаимодействие с различными организациями, которые занимаются сферой обеспечения безопасности.

Практическое применение всех данных заключается в создании общей модели защиты охраняемых сведений на конкретном предприятии. К тому же специалисты Института на основании лицензии Государственной технической комиссии при Президенте РФ могут проводить специализированные исследования вычислительной техники и автоматизированных систем. Таким образом, они сами «зарабатывают» средства на дальнейшее развитие. В институте уже создана техническая база современного оборудования в области защиты информации.

Институт решает и еще одну задачу — подготовку специалистов в области информационной безопасности. Уже второй год проводится набор студентов по специальности «Организация и технология защиты информации». Своего рода это элитная профессия: ведь здесь нужны хорошие знания технических средств передачи и хранения информации, юриспруденции и психологии, социальных и экономических процессов, происходящих в нашей стране и мире. Нужно уметь предвидеть события, владеть методами анализа, отделять интуицию от фактов и многое другое. Ведь эти специалисты будут иметь доступ к коммерческой и государственной тайне. Однако их главная работа — создать с помощью программных и технических средств своеобразный щит от несанкционированного доступа.

Институт проблем информационной безопасности ТГУ, как инновационная структура, решает сразу несколько вопросов: научное обеспечение, создание материально-технической базы, восполнение кадрового пробела, привлечение инвестиций.

В целом инвестиционная политика университета направлена на формирование научной базы для прорыва в главном направлении социально-экономического развития России — повышения темпов роста ВВП. Ведь сегодняшний рост ВВП в 2-4 процента не дает России даже малейшего шанса вырваться из пут бедности. Нужны темпы роста, превышающие 7-9 процентов приращения ВВП в год. Его основой является научно-технологическая революция в ведущих отраслях производства. Но именно НТР базируется на инновационных исследованиях и смелых поисках нетрадиционных подходов к решению традиционных задач. Эти поиски устремлены на 50-100 лет вперед. Но именно в них залог возрождения могущества России.

***

БУДУЩЕЕ - ЗА ЭКОНОМИКОЙ ЗНАНИЙ

Сергеи Владимирович МИЩЕНКО, ректор ТГТУ, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ:

Сегодня, когда Тамбовская область взяла курс на инновационный путь развития, для вузов становится максимально возможным реализовать свой научный и кадровый потенциал на благо региональной экономики. Не случайно в рамках концепции промышленного развития региона по инициативе и при поддержке администрации области сейчас на базе крупных предприятий и ТГТУ создаются инновационные центры, которые призваны обеспечить трансферт технологий. То есть, с одной стороны, они будут способствовать созданию новых разработок по заказу предприятий, обеспечивать условия для успешной научно-инновационной деятельности и реализации ее результатов в практику предприятий, с другой — участвовать в образовательном процессе, готовя конкретного специалиста под нужды конкретного предприятия.

Уже создан инновационный центр машиностроения, объединяющий ТГТУ и ОАО «Завод «Комсомолец». Завершается организация химико-технологического инновационного центра, созданного на базе ТГТУ и ОАО «Пигмент». Конечно, исследования для предприятий велись всегда, ученых и производственников связывает многолетнее научное сотрудничество. Например, одно из исследований, осуществляемое для «Пигмента» - это работы по улучшению характеристик полупродукта органических красителей, выпускаемых предприятием. С созданием инновационных центров эта работа приобретает более выверенный, системный характер. Тот же «Пигмент» уже поставил перед ТГТУ около 50 научных задач, требующих своего решения. Это соответствует профилю наших исследований м принято к выполнению.

На очереди создание инновационных центров и в других отраслях — в строительстве, экологии, сельском хозяйстве, — значимых для экономики области.

Конечно, вся эта деятельность немыслима без подготовки квалифицированных кадров. Поэтому перечень специальностей, по которым сегодня ведется подготовка в техническом университете, максимально приближен к потребностям региональной экономики. Стали на территории области динамично развиваться пищевые производства - начата подготовка по пищевой биотехнологии, «поднимаются» предприятия — значит, нужны инженеры-экологи, механики, конструкторы, ведется городское строительство — развивается блок архитектурно-строительных специальностей, востребованы компьютерщики — есть у нас соответствующие специальности. Кстати, основы информатизации заложены в университете еще десятилетия назад. Именно это позволило уже с 92-го года предоставлять городу и области доступ к всемирной сети Интернет, затем создать образовательную компьютерную сеть области. Благодаря этому и стало возможным выиграть конкурс в Министерстве образования и получить статус ресурсного центра в области информатизации образования всего Центрального федерального округа. Я не раз говорил и повторяю, то что Тамбов стал центром информатизации всего региона — это победа всей области, наш общий успех. В этом конкурсе нам самую активную поддержку оказала администрация области. Кстати, именно по ее инициативе состоялась недавно встреча с ректором МГУ В. Садовничим, в ходе которой между МГУ и ТГТУ был заключен договор о научном и образовательном сотрудничестве, направленном на развитие недавно открытой в ТГТУ специальности «Компьютерное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем». Сегодня с развитием банковской сферы, коммерческого сектора, крупных промышленных предприятий вопросы защиты информации становятся все актуальнее. В ближайшем будущем они приобретут первостепенное значение. Поэтому открытие и становление новой специальности — тоже запрос рынка. В рамках заключенного договора лучшие специалисты МГУ приедут в технический университет для чтения лекций, а наши студенты смогут стажироваться в Московском университет и проходить на его базе преддипломную практику.

С 2003 года открываются и такие специальности, как «Городское строительство и хозяйство», «Автомобильные дорогие «Инженерное дело в медико-биологической практике» и ряд других. Но мы смотрим еще дальше, анализируя завтрашние запросы предприятий и организаций. Например, «Пигмент» нуждается в инженерах-технологах. Мы готовы и планируем начать подготовку этих специалистов и обеспечить предприятие квалифицированными кадрами.

Вообще, говоря о подготовке инженера, нельзя обойти вниманием ту концепцию, которую реализует ТГТУ. В мировой практике инженерное образование считается наиболее универсальным, так как включает в себя мощную фундаментальную и специальную инженерную подготовку, а также экономическую, языковую, гуманитарную. Только такой комплексный подход и позволит сформировать специалиста XXI века —профессионала с экологическим мышлением и глубоким мировоззрением, серьезного аналитика, ответственного перед обществом за результаты своего труда. Только такая система будет содействовать мировому прогрессу, и только такие специалисты смогут, приходя на предприятия области, решать серьезные инновационные задачи и разрабатывать новые образцы продукции. Именно поэтому в ТГТУ наряду с глубоким изучением специальных технических дисциплин развивается мощная гуманитарная компонента. Например, подготовка по специальности «Связи с общественностью» считается одной из лучших в стране, не случайно именно на базе ТГТУ осенью пройдет всероссийская конференция по связям с общественностью.

Направление, которое также не могу обойти вниманием, это международная деятельность и вообще вхождение в мировое образовательное пространство. Я говорю и о совместных научных исследованиях, и о стажировках наших студентов, преподавателей в крупных международных центрах, и об обучении иностранных студентов в наших вузах. Что интересно, обучение иностранных граждан или, научно говоря, экспорт образовательных услуг, во всем мире становится инвестиционно привлекательной отраслью экономики. С одной стороны, это плата за обучение, с другой - так называемые косвенные расходы: на жилье, питание, отдых, которые, как утверждают исследователи-международники, в полтора-два раза выше первых. Все это может обернуться реальным источником пополнения бюджета. Иностранцы же, которые получат образование в Тамбове, вернутся домой с чувством благодарности к городу, который был для них вторым домом на протяжении четырех-шести лет, и могут способствовать установлению партнерских отношений со своими территориями.

Сегодня мы вступаем в динамично развивающуюся эпоху: информационный век, который будет характеризовать новый вид экономики — экономика знаний. А означает он то, что именно интеллектуальный продукт в ближайшем будущем сможет определять развитие потенциала своего региона, страны, территории.

***

ПРОЙДЕНА ЧАСТЬ ПУТИ

Владимир Николаевич ЯЦЕНКО,

ректор Мичуринского пединститута, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор:

Идея дальнейшего развития Мичуринска как наукограда не могла возникнуть на пустом месте. Какая-то часть пути к этой более эффективной форме организации научного и хозяйственного, производственного потенциала нашего города с его научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями была уже пройдена в предшествующее время.

Мичуринский государственный педагогический институт также имеет определенный задел, предполагающий его включение в программу реализации Мичуринска как наукограда Российской Федерации. Наш вуз готовит учительские кадры. Мы всегда строили свою работу с учетом современной реальности в обществе. Одна из актуальнейших по социальной значимости сегодня задач — профилактика наркомании и алкоголизма у детей. Институт в научно-методическом плане шефствует над городским подростковым центром «Сверстник», занимающийся с детьми группы риска. В городе создана психологическая служба, сотрудничающая с семьями, администрациями школ.

Важнейшая государственная задача — сохранение и развитие научного потенциала образования, вузовской науки. Наш институт эту проблему в своем регионе решает достаточно последовательно. Мы ведем экспериментальную работу по созданию программ для образовательных учреждений различного типа — педагогических колледжей, лицеев, прогимназий, ПТУ. Осуществляем пилотный проект системы и технологий непрерывного педагогического образования в области.

Наукоград — это здоровая экология, высокопродуктивное садоводство. Институт участвует в международных форумах и проектах в области экологического образования по программам ЮНЕСКО. Научная работа наших биологов связана с выполнением кадастрово-мониторинговых исследований растений и животных региона, селекцией перспективных сортов садовых и овощных культур. Не имея никаких источников финансирования исследовательских работ, сотрудники кафедры биологии и основ сельского хозяйства стали авторами ряда сортов яблони, груши, вишни. Они выделили ценные хозяйственные признаки для дальнейшего генетико-селекционного процесса в сортах этих и других садовых культур.

Существенная часть развития института — кадры. Уровень педагога высшей школы должен отвечать вызовам времени. Научно-преподавательский состав МГПИ совершенствует свое профессиональное мастерство, участвуя в представительных конференциях мирового, федерального и регионального уровней, в сотрудничестве и обмене опытом с ведущими вузами страны. Наш институт достаточно авторитетен в качестве организатора таких форм научного и профессионального роста. Мы провели две международные конференции по темам: «Проблема реализации творческого потенциала педагога в современной школе и вузе» и «Проблема преемственности в системе непрерывного педагогического образования», в которых приняли участие наши коллеги из Белоруссии, Польши, Словакии.

Все перечисленное лишь некоторая доля того, что, на наш взгляд, может с полным правом отвечать требованиям, предъявляемым к вузу подобного типа в связи с возможным решением правительства о придании Мичуринску статуса наукограда.

***

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

Анатолий Иванович ЗАВРАЖНОВ, ректор Мичуринского государственного аграрного университета, профессор, доктор технических наук:

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ безопасность человечества, то есть обеспечение людей продуктами питания, признана глобальной проблемой, которую необходимо решать как на межгосударственном уровне, так и в рамках национальных экономик буквально всех стран. В итоговых документах Всемирной конференции по продовольствию, состоявшейся в 1996 году в Риме, подчеркнута фундаментальная роль эффективной системы научных исследований и подготовки кадров в достижении продовольственной безопасности. Со своей стороны мы отметим, что эта роль может быть выполнена, а система подготовки кадров должна работать эффективно, если будет обеспечена скорейшая передача новых знаний во всех областях сельскохозяйственной науки, экономики, техники, технологии и методическое единство профессиональных кадров АПК на всех уровнях. Опыт работы Мичуринского государственного аграрного университета показывает, что наилучшим образом эта задача может быть решена в рамках единого образовательно-научного комплекса, объединяющего региональные образовательные учреждения и научно-исследовательские институты аграрного профиля в ассоциацию, способную решать фундаментальные и прикладные научные задачи АПК, максимально быстро внедрять инновационные технологии в производство и готовить специалистов для интеллектуального и практического сопровождения буквально всех производственных процессов.

Недопустимо в нынешних условиях разрывать триаду науки, практики и образования, поскольку в этом случае консервируются и воспроизводятся устаревшие технологии, обеспечивающие общую производительность на порядок ниже, чем в государствах Евросоюза и США. Проблему продовольственной безопасности страны нужно решать по количественным и качественным параметрам.

Университеты обязаны взять на себя функции обеспечения единообразия методического и технологического обучения специалистов высшего управленческого и технологического звена и даже рабочих массовых профессий. Это станет возможным лишь при объединении в единый образовательный комплекс всех учреждений, занимающихся подготовкой кадров для АПК (техникумов, колледжей, ПТУ) под руководством ведущего аграрного учебного заведения региона или области.

Опыт такой ассоциации или союза у Мичуринского агроуниверситета имеется. В состав Мичуринского аграрного научно-образовательного комплекса входят агроуниверситет, 7 аграрных колледжей, несколько учебных заведений среднего специального и среднего профессионального уровня. При этом обучение там ведется по учебным планам, методически согласованным с университетом. В свою очередь все ведущие ученые научно-исследовательских учреждений города ведут занятия в университете, занимаются подготовкой аспирантов в рамках своих научных школ. Такой подход позволяет сблизить научно-исследовательский и образовательный процессы, ускорить внедрение современных научных достижений в практику, создать творческую обстановку, воспитывать кадры, восприимчивые к нововведениям, методически и психологически подготовленные к инновационному стилю работы.

Следует отметить, что создание наукограда в Мичуринске является более высокой ступенью объединения, чем ассоциация учебных заведений аграрного профиля, тем не менее существующая на базе агроуниверситета образовательная структура станет для города науки своеобразной стержневой основой. Недаром МичГАУ стал одним из инициаторов создания в Мичуринске наукограда — четвертого в стране и первого, имеющего сельскохозяйственную направленность. Ученые нашего университета уже давно готовы к широкому внедрению результатов работы своих фундаментальных научных школ.

Разумеется, кадровое сопровождение инновационной деятельности — это одна из важнейших, однако далеко не единственная сторона деятельности агроуниверситета,-который сам обладает немалым потенциалом и сложившимися научными школами, находящимися на острие прогресса. Приведем только несколько примеров инновационных проектов, разработанных для реализации в рамках Мичуринского наукограда. Прежде всего нужно энергично развивать выращивание саженцев на слаборослых морозоустойчивых подвоях. Эта научная разработка не имеет аналогов в мире и недаром в 1994 году получила Государственную премию РФ. Достаточно сказать, что в Европе и США лучший показатель морозоустойчивости - ЧУС, а корневая система наших подвоев выдерживает -18»С, имея к тому же в целом лучшие показатели и по остальным биологическим параметрам, чем схожие зарубежные образцы. При нынешнем неустойчивом климате во всем мире эти свойства растений — буквально бесценны.

Следующий инновационный проект является логическим продолжением и развитием научных достижений по выращиванию подвоев. Называется он «Разработка технологии и выращивание оздоровленного посадочного материала яблони методом биотехнологии». Он включает создание маточника и питомника с целью последующей закладки суперинтенсивных садов. Это настоящая технология XXI века, поскольку включает выращивание клопового посадочного материала с заданными свойствами, прежде всего — безвирусного, оздоровленного. Методы клонирования растений Мичуринский агроуниверситет давно освоил и применяет на практике, на благо людям, а не для скандального эпатажа общественного мнения или «голой» сенсации, как в случае с овечками или мифическим клонированием людей.

Третий инновационный проект в этом перечне — более привычный для понимания всех читателей: «Технология и производство экологически чистой овощной продукции». Объяснять значение и выгоду для товаропроизводителей подобного сельскохозяйственного производства, думаю, не нужно. Рынок для нее неисчерпаем, причем неисчерпаемы, прежде всего, экспортные возможности экологически чистых овощей и консервов на их основе, поскольку наши зарубежные партнеры предъявляют все большие требования по экологическим параметрам, но одновременно сузили возможность собственного сельского хозяйства по решению данной проблемы, поскольку их земля использовалась настолько интенсивно, что природный, экологический фон принял вид, далекий от естественного.

Это только три готовых проекта из ряда многих научных разработок, которые способны принести огромные доходы нашей области и всей России, улучшить положение в сельском хозяйстве, создать новые рабочие места, обеспечить население высококачественной продукцией и выйти на новый, более высокий уровень в использовании научных достижений.

Экологическая выгода от применения новых технологий в сельском хозяйстве несомненна, кроме того, сельхозпродукция — возобновляемый ресурс, в отличие, например, от нефти или газа, запасы которых расходуются безвозвратно. Увеличение потребления ягод, овощей и фруктов позволит улучшить рацион питания россиян, что непременно положительно скажется на состоянии здоровья населения нашей страны. Косвенная выгода от внедрения фундаментально-научных достижений в АПК может быть более высокой, чем «простая» рентабельность: люди станут меньше покупать лекарств. И рождаемость напрямую зависит, это общеизвестно, от физического здоровья нации. Переход к устойчивому развитию экономики немыслим без стабилизации АПК и внедрения передовых научных достижений в сельскохозяйственное производство.


85, стр. 3, Тамбовская жизнь
25/04/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации