Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


Высшая школа: курсом обновления

Роль системы образования в политическом, социально-экономическом, технико-технологическом и культурном развитии государства общеизвестна. Именно образовательный потенциал обеспечивает достойный имидж страны и ее место в мировом сообществе, определяет статус человека в обществе. Глава государства Н. Назарбаев особо отметил в Послании народу Казахстана, что учеба в лучших университетах мира, создание элитных университетов в стране являются необходимыми условиями для подготовки кадров всех уровней управления.

Многие ведущие страны переходят на многоуровневую систему высшего образования. Яркими примерами интеграции систем образования различных стран являются соглашения в области образования стран Евразийского экономического сообщества, принятие европейскими странами Сорбоннской (1998 г.) и Болонской (1999 г.) деклараций, а также подписание многими странами мира Лиссабонской конвенции. Казахстан не может оставаться вне интеграционных процессов.

Президент Н. Назарбаев в ряде встреч в г. Цюрихе с представителями экономической элиты, а также на торжественном заседании ученого совета Московского государственного университета им. М. Ломоносова подчеркнул, что в ближайшие годы Казахстан должен выйти на европейские стандарты.

Поэтому приоритетные направления модернизации высшего образования страны должны быть ориентированы на три основных момента.

Во-первых, создание системы академических степеней, которые были бы максимально сравнимыми, в частности, за счет повсеместного введения унифицированного приложения к диплому или эквивалентному ему документу по модели, предложенной ЮНЕСКО. Во-вторых, переход на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру. В-третьих, введение системы учебных кредитов и механизмов оценки знаний студентов (примером может служить известная ECTS (European Credit Transfer System).

Наша высшая школа должна обновляться исходя из сложившейся отечественной практики и мирового опыта. При этом важно внимательно изучать и анализировать практику подготовки специалистов в ведущих вузах мира, однако с учетом национального, культурного и социально-экономического уровня развития государств. Это позволит избежать огульного и некритического заимствования чужого опыта, а реализация международных обязательств в области образования не должна привести к ломке отечественной системы подготовки специалистов, которая еще далеко не исчерпала своих возможностей.

Законодательством Казахстана определено, что в качестве общего регулирующего начала, определяющего содержание образования и уровень подготовки выпускников разных учебных заведений, выступают Государственные образовательные стандарты, введенные по всем уровням образования.

По структуре каждый госстандарт специальности содержит четыре цикла: социально-гуманитарные дисциплины, естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и специальные дисциплины. В них упорядочено и унифицировано содержание первичных циклов, для чего в 2002 году введены единые циклы социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Данное нововведение позволит установить единые требования к качеству обучения, создаст единую базовую подготовку студентов для дальнейшего выбора ими будущей специальности, отвечающей требованиям рынка труда, способствует решению вопросов взаимного признания документов об образовании. Кроме того, это позволит решить проблемы малочисленных учебных групп, что, в конечном итоге, уменьшает затраты вузов на обучение.

Каждый госстандарт состоит из двух компонентов. Первый компонент является государственным и составляет 70 процентов от общего объема учебной программы, второй - вузовский, составляющий 30 процентов, который вузы реализуют по своему усмотрению в зависимости от региональных особенностей, потребностей рынка труда, сложившихся научных школ и традиций и т. д. За счет этого современные госстандарты значительно повышают академическую мобильность и автономность вузов.

Анализ, систематизация и обобщение накопленного опыта в стране за последние пять лет выявили разные точки зрения на многоуровневую структуру высшего образования. В настоящее время пристального внимания требует бакалаврско-магистерская модель - признанная и самая распространенная в мире система университетской подготовки специалистов. В 10 из 15 стран бывшего СССР также принята подобная модель, в том числе и в Казахстане.

Таким образом, в нашей вузовской системе имеется достаточно элементов международных требований к образованию. В то же время если европейские страны собираются вводить степень бакалавра с квалификацией, то есть бакалавра-специалиста, а не бакалавра-ученого, то у нас все это уже давно законодательно закреплено и реализуется на практике.

В 2002/2003 учебном году Министерством образования и науки принято решение о переходе отечественной магистратуры на международную систему организации академического образования на основе использования кредитной технологии.

Одной из главных особенностей такой подготовки является переход от метода принуждения в обучении к активизации самого студента к добыванию знаний. В результате специалист будет готов быстро реагировать в своей профессиональной деятельности на интенсивно изменяющиеся условия рынка труда.

В начале февраля был подведен итог первого этапа внедрения бакалаврско-магистерской системы, что подтвердило своевременность и целесообразность этого нововведения. Переход на кредитную технологию обучения обсуждался на международной конференции "Научно-методические аспекты реализации кредитной технологии в системе высшего профессионального образования", организованной в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби.

Проработан также вопрос трудоустройства наших бакалавров и магистров. Недавно по нашей инициативе Министерство труда и социальной защиты населения включило бакалавров и магистров в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, что позволит им на законодательной основе определиться со сферой занятости.

Совершенствуется структура сети вузов республики.Указом Президента Республики Казахстан придан особый статус восьми ведущим университетам, которые должны стать флагманами системы образования. В целях развития регионального образования в стране определено 18 региональных вузов, которые будут центрами образования, культуры и науки в каждой области.

В настоящее время начинается новый этап работы над национальной моделью высшего профессионального образования, это совершенствование Классификатора направлений подготовки и специальностей высшего образования в соответствии с требованиями ЮНЕСКО. При этом переход должен быть безболезненным, происходить постепенно. Вместе с тем у какой-то части профессорско-преподавательского состава многоуровневая система вызывает сожаление об утрачиваемой хорошо отработанной одноуровневой подготовке инженерно-технических кадров. Однако переход на рыночные отношения потребовал пересмотра как организации, так и содержания высшего образования. По данным ЮНЕСКО, человеческие знания обновляются каждые 5 лет, а компьютерные технологии - каждый год. В этих условиях бакалаврско-магистерская модель подготовки кадров признана наиболее адаптированной к рыночным потребностям.

В повышении качества подготовки кадров немаловажную роль играют органы общественного самоуправления - учебно-методические объединения вузов (УМО), деятельность которых мы возобновили в прошлом году. В настоящее время на базе ведущих вузов создано 31 УМО по всем профилям и направлениям подготовки специалистов с высшим образованием. Теперь вопросы разработки и совершенствования нормативной правовой базы, госстандартов образования, учебников и учебных пособий должны найти более согласованные и оптимальные решения. Повышению качества подготовки молодежи также будет способствовать введение в республике системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза. Надо признать, что этот вопрос несколько упущен министерством.

При Министерстве образования и науки создан Республиканский учебно-методический совет (РУМС), который должен оказывать консультативную помощь образовательным учреждениям по вопросам модернизации и перспективного развития, учебно-методического обеспечения.

Одним из основных факторов повышения качества подготовки специалистов является прием в вузы наиболее подготовленных выпускников школ. Начиная с 1999 года прием в вузы осуществляется в рамках новой модели формирования студенческого контингента путем комплексного тестирования всех абитуриентов.

При этом обеспечиваются максимальная объективность в оценке знаний абитуриентов и социальная справедливость в вопросах присуждения государственных образовательных грантов и кредитов, внедрение единой, стандартизированной системы оценки знаний, мониторинг среднего общего образования.

Однако анализ ситуации в сфере профессионального образования показывает, что сегодня в вопросах подготовки кадров наблюдается очевидная диспропорция: в вузах республики обучается в два раза больше молодых людей, чем в профессиональных школах и колледжах, в то время как на рынке труда спрос на рабочих и специалистов среднего звена значительно преобладает.

Нам необходимо активизировать работу по привлечению молодежи к обучению в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Тем более что в результате оптимизации сети вузов и преобразования отдельных филиалов в колледжи будет расширяться сеть организаций среднего профессионального образования. Для чего Министерством прорабатывается вопрос приема абитуриентов, поступавших в вузы и набравших более 40 баллов, но не прошедших по конкурсу, в колледжи, ПТШ без сдачи экзаменов.

Общепризнанно, что будущее системы образования, да и всего государства во многом зависит от уровня подготовки учительских кадров для школы. Эта проблема специально обсуждалась на коллегии министерства. По результатам принятых решений ряд вузов возобновил подготовку по специализациям "социальный педагог-этнопедагог", "этнопедагог-этнопсихолог". В учебные планы включены такие дисциплины, как "Введение в педагогику", "История педагогики", "Методика воспитательной работы", "Методика преподавания дисциплин". Ведущими учеными-педагогами разработаны спецкурсы по проблемным вопросам педагогики и психологии: "Подготовка учителя к работе в малокомплектной школе", "Работа с одаренными детьми" и другие.

Всеми региональными университетами реализуются комплексные программы "вуз - школа", также они предусматривают прохождение педагогической практики в сельских школах. Отдельные региональные университеты открыли филиалы кафедр методики преподавания дисциплин на базе общеобразовательных школ в областных центрах.

Особо надо сказать об обучении нашей молодежи за рубежом по международным стипендиям Президента Республики Казахстан "Болашаћ". Стипендия "Болашаћ" присуждена 711 стипендиатам. 26 стипендиатов нового набора приступят к обучению в сентябре 2003 года. Анализ эффективности программы показывает, что идея подготовки в лучших зарубежных вузах кадров нового поколения из числа наиболее талантливой казахстанской молодежи была своевременной, а ее актуальность с развитием независимого Казахстана возрастает. В настоящее время по заданию Главы государства министерство готовит предложения по совершенствованию правил отбора претендентов.

Проводится большая работа по поддержке представителей казахской диаспоры и оралманов. В 2002 году утверждены "Правила о порядке, условиях отбора и направления представителей казахской диаспоры на обучение в учебные заведения Республики Казахстан". Если в 1999/2000 учебном году на подготовительных отделениях 5 вузов обучалось 340 представителей казахской диаспоры и оралманов, то в настоящее время на подготовительных отделениях 19 вузов обучается 1 400 человек. Помимо этого, для этой категории абитуриентов в 2002 году выделено 895 мест (в 2001 году - 555 мест) из общего госзаказа для приема в высшие учебные заведения. Следует отметить, что ни в одном из государств СНГ, стран - участниц ЕврАзЭС не уделяется такого внимания репатриантам, как в Казахстане.Вопрос качества подготовки специалистов - для нас один из самых главных. В этих целях нами усилены квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности, а также установлены показатели по минимальным расходам вузов на обучение одного студента в год, введены требования к наличию собственной материально-технической базы. Приоритетной задачей министерства в настоящее время является создание национальной системы оценки качества образования на всех уровнях образования. В этом направлении ведется интенсивная работа с привлечением ведущих специалистов, с учетом мирового опыта. Национальная система оценки качества образования - это совокупность организационных структур, мероприятий, методов, измерений, показателей контроля, отражающих, насколько образовательная деятельность отвечает потребностям человека, общества и государства. Для того чтобы она была сформирована и эффективно действовала, необходимо создать дополнительные организационные структуры на всех уровнях образования, осуществляющие контроль и мониторинг качества обучения, что потребует в будущем выделения дополнительных финансовых средств из государственного бюджета.

Для государственного контроля над качеством образования Законом "Об образовании" предусмотрено проведение государственной аттестации и государственной аккредитации учебных заведений.

С января 2002 года по настоящее время процедуру государственной аттестации прошли 23 вуза. По итогам проверок на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании и государственной аттестации, за этот период закрыто 12 вузов и 32 филиала. Министерство продолжает работу по упорядочению сети вузов и их филиалов, не имеющих надлежащей учебно-методической базы, высококвалифицированных преподавателей. Поэтому на коллегии министерства была принята рекомендация о закрытии филиалов вузов. В настоящее время все государственные вузы приступили к реорганизации своих филиалов в образовательные консорциумы. Например, в городе Балхаше объединены материальные, кадровые, финансовые и другие ресурсы филиалов пяти вузов и созданы образовательные консорциумы "Балхаш" и "Алтай". Эта практика рекомендована и для частных вузов.

Решению проблем повышения качества образования способствует процедура государственной аккредитации.

Согласно решению совета ЕврАзЭС о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 17-19 июня 2002 года N 9 (г. Душанбе) установлено, что диплом о профессионально-техническом образовании или свидетельство о квалификации, выдаваемые в Республике Казахстан, признаются сторонами и эквивалентны при поступлении на работу в соответствии с указанными в документах специальностью (профессией) и квалификацией, если организации образования, выдавшие диплом государственного образца, прошли государственную аккредитацию. Во исполнение решения данного совета нашим министерством разработан проект единых требований к порядку проведения аттестации и аккредитации в государствах - членах ЕврАзЭС, который сейчас проходит процедуру согласования с названными государствами. В связи с этим в министерстве проводится подготовительная работа по внесению изменений и дополнений в Закон "Об образовании" с целью государственной аккредитации учебных заведений, дающих начальное и среднее профессиональное образование. Внесены дополнения и изменения в Закон "Об образовании" в части, касающейся документов об образовании государственного образца.

В соответствии с планом мероприятий Исполнительного комитета СНГ в Алматы в мае 2002 года состоялась VII конференция министров образования и XI заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ. В итоге приняты решения о проекте модельного классификатора профессий, специальностей государств - участников СНГ, о проекте модельных актов, регламентирующих порядок подготовки и аттестации научно-педагогических работников, проекте концепции системы дистанционного образования государств - участников СНГ.

Процесс информатизации - непременное условие вхождения в единое образовательное пространство. Разработан проект программы информатизации системы казахстанского образования на 2003-2005 годы, предполагающей, что все вузы будут объединены в единую корпоративную сеть. Широкие возможности открывает дистанционное обучение. С этой целью создан спутниковый канал дистанционного обучения.

Международное сотрудничество в области образования и науки занимает важное место в работе министерства. На сегодня министерством создана нормативная правовая база из 170 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров. В 2002 году подписано соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в области образования. В нынешнем учебном году около 3 000 иностранных граждан обучаются в учебных заведениях Казахстана. Это студенты и аспиранты из Индии, Пакистана, КНР, Египта, Турции, Монголии, Польши, Болгарии. В 2002 году начал функционировать Казахстанско-Японский центр развития человеческих ресурсов при Казахском экономическом университете им. Т. Рыскулова. Аналогичный Казахстанско-Китайский центр создается на базе Казахского национального университета им. Аль-Фараби. В прошлом году открыт Казахстанско-Британский технический университет. Создание филиала МГУ в Астане является примером эффективного сотрудничества и реальной интеграции в области высшего образования. Студенты филиала - граждане Казахстана, обучение на старших курсах они продолжат в Москве. Наряду с этим на космодроме Байконур ведется подготовка специалистов для космической отрасли совместно с Московским авиационным институтом. В Казахстане ведут образовательную деятельность филиалы ряда российских вузов. В Год Казахстана в России Министерство образования Российской Федерации выделяет дополнительно 100 мест для казахстанцев в ведущих вузах страны.

Основная часть специалистов высшей квалификации сосредоточена в вузах и НИИ, поэтому повышаются требования к деятельности аспирантуры и докторантуры вузов и научных организаций.Необходимо отметить, что в последние годы возрос интерес выпускников вузов к послевузовскому профессиональному образованию, молодежь возвращается в науку. Данное направление имеет также государственную поддержку в виде госзаказа.

В феврале министерство провело совещание по вопросам повышения качества подготовки научных кадров с участием ученых, работодателей, представителей заинтересованных министерств и ведомств, где обсуждена целевая программа подготовки научных кадров высшей квалификации на период до 2010 года.

Сегодня нужно практиковать такие формы интеграции высшего образования, науки, промышленности, предпринимательства, региональных и местных органов власти, как инновационные центры, технопарки, технологические инкубаторы, учебно-научные и научно-производственные комплексы. Основное направление их деятельности - внедрение в производство научно-технологических разработок, созданных на кафедрах, в лабораториях, и осуществление на этой основе целевой подготовки специалистов-исследователей, способных управлять сложнейшими технологическими процессами, находить и принимать научно обоснованные управленческие решения.

В этом году намечается первый выпуск студентов, обучавшихся в вузах по государственному заказу, которому мы придаем большой социальный статус. Перед нами стоит задача их трудоустройства. Поэтому мы провели совещание с участием вузов, Конфедерации работодателей, профсоюзов, молодежных организаций, где принято решение о создании в вузах центров по содействию трудоустройству выпускников с привлечением региональных центров занятости, о проведении ярмарок вакансий. С 15 февраля по 15 марта по всей стране прошла акция по трудоустройству наших выпускников, что нашло большую поддержку со стороны акимов, особенно Кызылординской, Южно-Казахстанской и Карагандинской областей.

Создание агропродовольственной и индустриально-инновационной программ, также программ развития инфраструктуры и энергетики, социального развития требует качественно новых подходов к проблемам подготовки кадров. Поэтому в целях реализации Послания Президента народу Казахстана Правительством Республики Казахстан утверждена рабочая группа по выработке мер по совершенствованию системы образования в целом.


Шамша БЕРКИМБАЕВА, министр образования и науки Республики Казахстан, 120-121, Казахстанская правда
26/04/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации