Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


Знаешь буквы А, Б, В...

29 апреля правительство обсудит, как реализуется Концепция модернизации российского образования. А министр Владимир Филиппов уже подтвердил, что реформирование отрасли идет намеченным курсом, и к 2010 году бесплатно учить не будут

Денис Ермаков, Юлия Шестоперова

Впрочем, пока похвастаться профильному министерству нечем. Концепция модернизации, принятая в 2001 году, за прошедшие два года не внесла кардинальных изменений в отработанную за последние десятилетия систему подготовки кадров. Большинство новаций пока апробируются только в школах нескольких регионов, участвующих в эксперименте. И отзывы на них далеко не однозначны. Однако Минобразования непреклонно заявляет, что уже с 2005 года все ученики России в обязательном порядке будут сдавать вместо школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов только один - единый государственный экзамен (ЕГЭ). И это - только часть той модернизации, с помощью которой государство решило осуществить хирургическое вмешательство в систему образования, игнорируя, впрочем, мнение "обессиленного больного", призывающего "не резать по живому" и требующего "наркоза" в виде дополнительного финансирования. Однако самое опасное в том, что "врач" не знает точно, что нужно лечить, а что удалять. Зато знает, как.

Последний оплот социализма

Еще лет пятнадцать назад любой ученик общеобразовательной школы твердо верил и. завтрашний день. Одетые в типовую советскую форму (темный низ, светлый верх, красный галстук или красный значок на груди) дети учились в типовых советских школах по типовым советским учебникам. Нерадивым ученикам не давали расслабиться детские и молодежные организации, вступление в которые было обязательным. Под их чутким руководством дети оканчивали среднюю школу и шли в университеты, техникумы и ПТУ. Далее государство протягивало "руку помощи" в виде госраспределения. И попробовали бы выпускники не опереться на эту руку! Их отправляли на место назначения в приказном порядке. Это была своего рода плата государству за бесплатное образование. Командно-административная система предполагала четкую регламентацию кадровой политики: сколько нужно инженеров, военных, учителей.

В 90-е годы государство отпустило всех в "свободное плавание", в том числе и систему образования. Считалось, что и здесь рынок сам все отрегулирует. В результате рухнули все пионерско-комсомольские организации, тысячи детей пополнили ряды беспризорников, а масштаб наркомании среди них вырос в разы. Зато страна получила целую волну продавцов коммерческих палаток и охранников. А с появлением платных курсов, колледжей и гимназий Россию наводнили "полчища" секретарей-референтов, бухгалтеров, юристов и экономистов. Демократия пришла в образование: ученики сменили форму школьную на "дискотечную", каждая школа на свое усмотрение выбирала из целого набора авторов учебников наиболее понравившегося, а репетиторство в виде гарантий поступления в вуз приобрело "промышленные масштабы".

Но вот, наконец! Государство опомнилось, решило вернуться и навести порядок. Однако, как обычно, реформы начали сверху, а бороться стали не с причиной, а со следствием. Впрочем, пиар-поддержка Концепции модернизации образования в СМИ была проведена на уровне. Идеологи новаций министр Владимир Филиппов, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и другие официальные лица не сходили со страниц газет, без устали разъясняя общественности, почему модернизация необходима. Однако какие цели преследует государство в этой сфере - яснее после газетных публикаций не стало.

"Лучше меньше, да лучше"

С задачами Минобразования определилось более конкретно. Главная - ликвидация барьера, возникшего между школой и высшим образованием. Причин много: разрыв между знаниями, полученными учениками в школе, и теми, которые требуются от них на вступительных экзаменах в вузы, взяточничество при поступлении, отсутствие равного доступа к высшему образованию, перегрузка учеников "ненужными" предметами. Панацеей от всех бед Минобразования посчитало введение профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Ведь если, например, в Москве многие старшеклассники уже учатся в классах с углубленным изучением ряда предметов, то в провинции этот процесс находится в зачаточном состоянии.

Для этого было решено вернуться к выработке стандартов образования, которые за последние десять лет почти стерлись. Сейчас они разработаны уже почти по всем предметам, кроме математики. По словам Филиппова, школьнику совершенно не обязательно знать, что такое "генный эпистаз" или "фонема", и некоторыми литературными классиками тоже можно пожертвовать. Ведь, по результатам последнего исследования, 40% учеников, отвечая на вопрос: как вы относитесь к российским классикам - из ответов: читал, не читал, нравится и т.п., - выбрали вариант: ненавижу. По мнению Филиппова, пусть дети прочитают целиком хотя бы одно произведение вместо отрывков из десяти книг.

К чему приведет такая специализация? К тому, что от "универсального советского образования" скоро не останется и следа.

Тараном, с помощью которого предстоит штурмовать "баррикаду" на пути из школы в вуз, станет школьный тест по ряду дисциплин под названием Единый государственный экзамен. Абитуриент сможет направить его результаты в один или несколько вузов и ждать ответа. Впрочем, как показывают первые опыты, институты пока не спешат засчитывать результаты ЕГЭ как вступительные, особенно сопротивляются престижные московские вузы.

Минобразования объясняет это тем, что ректоры не хотят отказываться от своих "нетрудовых доходов", которые получают в приемную страду. И отчасти это так, но все же есть и другая причина. Многие вузы не доверяют результатам зачастую некорректно составленных тестов ЕГЭ, поскольку по ним далеко не всегда можно судить о глубине знаний абитуриента, его способности мыслить и анализировать. Особенно это характерно для гуманитарных специальностей.

Назад к ваучеру

Но главное, ради чего затевалась реформа, - это перераспределение финансовых потоков в отрасли. Государство планирует "отнять" деньги у репетиторов и передать их вузам. Для этого вводятся государственные именные обязательства (ГИФО) - с 2005 года они будут распространены по всей стране - или, другими словами, "ваучеры от образования". По результатам сдачи ЕГЭ государство обещает выдавать абитуриентам именные ваучеры пяти категорий: "А+", "А", "Б", "В", "Г". И если отличники и хорошисты могут рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч и соответственно 10 тысяч рублей, то двоечники не получат ничего. Предполагается, что за ГИФО будут учиться не менее половины из всего потока первокурсников. Деньги будут перечисляться вузу. Таким образом, государство пытается не только на корню вырубить "класс репетиторов", но и обеспечить конкуренцию за каждого студента между учебными заведениями, которые, борясь за бюджетные деньги, должны будут повышать качество образования. Но если разложить эту сложную схему на составляющие, то итог получится простой: бесплатному образованию в России конец. Ведь прекрасно известно, что таких символических денег на обучение студенту не хватит (средняя цена года в среднем вузе от $1000 до $3000, а отучиться надо пять лет). Если же обучение в выбранном вузе стоит больше суммы ГИФО, студенту придется заключить контракт с учебным заведением и властью (местной или федеральной), по которому он должен будет за счет личных средств покрыть недостающую сумму. Так что в МГИМО или Плехановскую академию сельский школьник как раньше не мог попасть, так и сейчас не попадет, хоть его ЕГЭ будет и на "А+". О какой доступности может идти речь? К тому же сам студент наличных денег не получит, а российское государство в лице чиновников, как известно, крайне вольно обращается с деньгами своих граждан.

Еще одно последствие новой системы в том, что результаты ЕГЭ могут поставить жирный крест на планах нерадивого абитуриента. Раньше школьные оценки практически не влияли на успех поступления, при ЕГЭ же тройка по профильному предмету не позволит продолжить учебу. Пересдача же единого экзамена возможна только через год, и, безусловно, военные призывные комиссии воспользуются таким подарком.

Но в принципе, такая система более справедлива: ведь если ученик не слишком успевал в школе, это ему аукнется на ЕГЭ. Кроме того, если раньше провалившемуся на бесплатное отделение абитуриенту была одна дорога - на платное, теперь есть возможность заплатить только за допущенные ошибки. Недобрал 10% - плати 10% от стоимости обучения и т.д. То есть система стимулирует детей лучше учиться. И ГИФО в идеале должно заменить "дикое платное образование". Во всяком случае, если верить авторам Концепции, которые обещают, что "в 2006-2010 годах должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования: рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков, реальное повышение качества общего и профобразования..."

Назад, в СССР

В новой России при проведении реформ принято брать "самое лучшее" - от западного и от советского опыта. И если от первого взяли ЕГЭ и ГИФО, то от второго - давно забытую систему распределения после окончания учебного заведения. Правда, "система целевого приема" будет распространяться только на государственные вузы. Государство вкладывает в специалиста деньги, а он уезжает за границу или не работает по специальности. Если так - то будь добр, верни затраченные на тебя деньги стране. В общем, возвратная субсидия. Сейчас готовится государственное задание по подготовке нужных стране специалистов. Перечень, который включает 29 групп специальностей, уже разработан. Также планируются "структурная перестройка профессионального образования" и усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда.

Озабочено государство и тем, как подтянуть и поддержать кадры в собственно образовательной отрасли. Приемы тоже вполне советские. В качестве поощрения в рамках Федеральной программы развития образования (подпрограмма "Педагогические кадры России") обещана помощь в получении жилья, доведения к 2006 году средней зарплаты учителей до уровня средней по промышленности, введение надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности, решение вопроса об отсрочке призыва в армию для выпускников педагогических специальностей на время их работы.

И в вопросах "воспитания молодежи" Минобразования также решило взять пример со славного прошлого. Предлагается создать российскую организацию "зонтичного типа" с единым управлением, координирующую деятельность детских и молодежных организаций, которых на данный момент зарегистрировано 419 тысяч, однако в них заняты лишь 10% детей. В школе будет введена должность замдиректора по воспитательной работе. Вам ничего это не напоминает? Министр Филиппов признал, что существует опасность идеологизации всей системы детских организаций, но "волков бояться - в лес не ходить". В преддверие предстоящих выборов точнее сказать - "медведей".

Учителей собираются подключить и к борьбе с беспризорностью, а как следствие - и с наркоманией. Уже год в Москве при Минобразования действует Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи, который взял на себя обучение преподавателей и разработку антинаркотических программ для школ. По словам директора Центра Владимира Зарецкого, "очень часто учителя, не найдя общего языка с проблемными детьми, просто отгораживаются от них, а этого делать нельзя. Когда они поймут, что дополнительные знания помогут им самим чувствовать себя более уверенными, они придут к нам". Правда, пока, посетовал Зарецкий в беседе с корреспондентами "Политбюро", учителя не очень хотят брать на себя дополнительную ответственность за ту же зарплату.

Концепция вообще уделяет большое внимание здоровью будущего страны. Так что хотя бы в этом с целями государства все понятно. Как и в Стране Советов, ученик должен быть не только организован и политически подкован, но и здоров. В школах собираются повысить уровень физической культуры, начав с введения третьего обязательного урока физкультуры в неделю. А продолжить уже вместе с Госкомспортом, разработав программу по обеспечению школьных спортзалов инвентарем (к будущему году из бюджета планируется выделить на это 700 млн рублей), а также преподавателями спортивных игр, чтобы спортзал в любой школе мог работать с 15 до 22 часов.

Гляну на село

5600 сельских школ тоже ждет модернизация, хотя пока они об этом и не догадываются. Новшества коснутся даже тех школ, где учатся всего несколько детей. Раньше их закрывали, а детей переводили в районные школы. Как туда добираться, каждый решал сам. Теперь же даже самые малочисленные учебные заведения закрыты не будут, а для тех учащихся, кому все-таки приходится преодолевать расстояние в несколько километров до своей школы, планируется наладить систему школьных автобусов.

Но главный упор делается на компьютеризацию, и в первую очередь сельских школ. Таким образом государство планирует окончательно стереть неравенство между городом и деревней и в перспективе обеспечить ликвидацию технического отставания страны. Помочь Минобразования в этом должны детище Михаила Ходорковского - Федерация Интернет-образования, партии СПС, "Яблоко" и другие.

Но если даже обеспечить техникой абсолютно все школы России, проблему компьютерной безграмотности не решить. В школе, где биологию и математику ведет один учитель, просто некому преподавать информатику. Так что "пентиумы", пока не будет решен кадровый вопрос, временно будут использовать под тумбочки. Пока же роль учителя должна исполнить газета "Школьная компьютерра", в которой доступным школьникам языком будет рассказано, что такое Интернет и как по нему перемещаться.

Но пока реализация не только плана массовой ликвидации компьютерной безграмотности, но и большинства целевых программ Минобразования весьма сомнительна. Ничто не помешает федеральному центру в отсутствии реальных механизмов ответственности не перечислить региону в соответствующий срок средства на образовательные изыски. Сегодня большинство региональных образовательных и детских реабилитационных центров выживают исключительно за счет помощи местной администрации и предприятий.

Минобразования же пока может рассчитывать только на экспроприацию "класса репетиторов". Но если "бедных репетиторов" действительно удастся сделать бедными, хватит ли отобранных у них доходов на модернизацию всей российской образовательной системы?

***

Японцы набираются учености в четыре раза быстрее американцев

США

Во всех 50 штатах и 6 территориях США среднее образование является обязательным. Обучение в государственных школах бесплатное, но наряду с ним функционируют и частные платные школы, в которых сегодня получают образование около 12% всех учащихся. Обязательное среднее образование включает десять классов, после этого школьник может продолжить обучение по академической программе (ведущей к дальнейшему продолжению учебы в вузе) или выбрать программу профессиональной подготовки (ведущую к получению работы). Полное среднее образование включает 12 классов.

Великобритания

Система образования делится на государственный и частный секторы. Причем условия приема и оплаты, учебный план, продолжительность семестра в учебных заведениях, относящихся к разным секторам, могут иметь заметные отличия.

Обязательным является среднее образование до 16 лет - это 11-летняя школьная программа. Начинается она с пятилетнего возраста. После завершения 11 классов ученик может продолжить обучение еще два года, что даст ему возможность поступать в вуз. В противном случае школьник закончит образование или пойдет в специализированный колледж - аналог российского ПТУ.

Германия

Обязательное школьное образование - 9 или 10 классов (в зависимости от законодательства отдельных земель). Дети начинают учиться в возрасте 6 лет в начальной школе, длительность обучения обычно составляет 4 года. После завершения обучения в средней школе ученик сдает экзамены, чтобы попасть в старшие классы, после чего он может претендовать на поступление в вуз. Существуют гимназии, в которых обязательное образование включает 12 классов и которые изначально готовят школьников к университету. Германские учащиеся заканчивают школу в 18 лет.

Франция

Обязательным является начальное и среднее образование -с 6 до 15 лет. Среднее образование - с 11 до 18 лет - делится на два основных периода обучения: колледж и лицей. Существуют как частные, так и государственные колледжи и лицеи, дипломы которых действительны для любого французского высшего учебного заведения. В колледже дети в возрасте 11-15 лет изучают общеобразовательные предметы. В 15 лет они должны выбрать себе лицей. Лицеи бывают общеобразовательные (филология, экономика, естественные науки) и технологические (медицина, социология, научные и промышленные технологии). В конце обучения в лицее ученик должен сдать экзамены на степень бакалавра, который предоставляет право прямого поступления в любое французское высшее учебное заведение.

Япония

Обязательным является начальное и среднее образование (первый этап) - с 6 до 15 лет. Первый этап средней школы, как частной, так и государственной, длится три года, в течение которых изучаются обязательные и выбранные учащимися факультативные предметы. На этом обязательное образование завершается. Следующие три года средней школы (второй этап, с 15 до 18 лет) учатся те, кто может и хочет. Берут на второй, всегда платный этап среднего образования по результатам вступительных экзаменов. Дети должны выбрать направление обучения - общеобразовательное или специализированное. По окончании полной средней школы молодые люди могут продолжить свое образование в университетах и институтах.

Вера Рыклина, Анаит Амирханян

***

Прошлым летом в эксперименте по ЕГЭ участвовали 306 тысяч учеников в 16 субъектах РФ. В этом году ЕГЭ будут сдавать еще 33 региона, а общее число экзаменующихся достигнет 600 тысяч человек, то есть почти половины всех российских выпускников. К 2005 году ЕГЭ станет обязательным для всех. Пока количество получивших на экзаменах высокие баллы почти не изменилось (7-9%), число двоечников возросло - от 2 до 12% в зависимости от предмета, больше стало троечников - 36-50%, а количество хорошистов уменьшилось.

***

И дети там учатся в школе

Лев Рубинштейн

Директор одной из школ любил повторять: "У нас есть школы, тюрьмы, лагеря и другие исправительные учреждения. А для особо отличившихся - расстрел". При этом он, говорят, был вполне добрым человеком и таким манером просто шутил. Но в этой директорской шутке есть много горькой правды.

Слово "школа" часто употребляют в переносном значении. Например, "тюрьма - школа жизни". В этом смысле можно смело сказать, что школа тоже школа жизни. Как тюрьма, как армия.

Учит ли школа? Учит. Но учит, в основном, нетому, чему призвана учить. У меня есть стойкое убеждение, что все, что я знаю и понимаю, я знаю и понимаю не благодаря школе, а вопреки ей.

А что нам остается от школы? Запах краски и побелки в сентябре и книжной пыли в мае. Голодный обморок в третьем классе и острое алкогольное отравление на выпускном вечере. А что еще? Не бином же Ньютона? Не образ же Базарова?Что снится нам всю жизнь? Нам снится, что вот нам - уже таким, какие мы есть, - вдруг по какой-то непонятной причине необходимо сдать химию за девятый класс. А еще нам снятся слова "ведь можешь, если захочешь". Или: "А голову ты дома не забыл?". Или: "Завтра в школу с родителями". С каким же облегчением мы просыпаемся!

Каждое первое сентября моя деканша (а я учился в пединституте), открывая общее собрание, свою речь начинала так: "Учитель, - говорила она мечтательно и делала дидактическую паузу, - слово-то какое". Ну, слово. Обычное слово. Учителями были Лао-Цзы, Иисус из Назарета, учительница Александра Николаевна, которая в моем сочинении на тему "Как я провел выходной день" исправила слово "аттракцион" на "антракцион". Учителем была учительница знакомого мальчика, которая на вопрос, что означает слово "юнкер", уверенно сказала, что юнкер это "юный керенец". Много было замечательных учителей в нашей и не нашей жизни.

Впрочем, было бы вопиюще несправедливым утверждать, что не было и нет приличных учителей. Разумеется, были и есть. Ялично знаю нескольких превосходных учителей. Но хорошие учителя не хуже, а лучше меня знают цену школе как учреждению, ибо они знают ее, так сказать, "из-за кулис". Кстати, о кулисах. Почти также, как и школу, я не люблю театр. Театр как институт. И там, и там надо сидеть не шелохнувшись. И там, и там тебе назойливо впаривают чужую картину мира. И там, и там притворяются кем-то другим. И там, и там существует малоприглядная закулисная жизнь, которая не может не проявиться на сцене или у школьной доски.

"Школьные годы чудесные". Чудесные, ничего не скажешь. Сидишь в классе, ждешь спасительного звонка, рассматриваешь во всех подробностях камею на коричневом платье Надежды Федоровны или давным-давно проткнутую указкой дыру в географической карте, как раз посреди Африки. Что там за этим измятым плоским миром? Какие тайные ходы? Тут же вспоминается Буратино и старый советский фильм про него. Там была трогательная, исполненная детским хором песенка про заветную страну, где всем хорошо. Была и строчка про то, что "и дети там учатся в школе". Дурачок Буратино пробирается в мой класс через потайную дверцу в каморке старого Карло. Он полон надежд. Он еще не знает, что Надежда Федоровна с ее указкой еще, может, и похлеще будет, чем какой-то Карабас Барабас с его плеткой. Не спеши, подумай, деревянная твоя башка.

***

Система коридорная

Юрий Никифоров, кандидат исторических наук, преподаватель МГОПУ

В бесконечных разговорах о реформировании системы образования угнетает лицемерие чиновников и тех, кто так или иначе вовлечен в идеологическое обеспечение реформы. Пятнадцать лет нам врали, что всевозможные инновации внедряются в образование в интересах всего общества (так сказать, широких народных масс), до последнего оттягивая момент, когда придется сказать правду. Отказавшись, пусть даже и под наркозом, от права на труд, электорат остается тем не менее весьма чувствителен к праву на бесплатное образование и здравоохранение. И перед внешним миром неудобно: Россия не может открыто признать, что образование катится неизвестно куда.

Что же происходит? Школа эволюционирует в сторону дифференцированного образования или системы двух коридоров, при которой дети шариковых будут готовиться чистить сараи, а те, чьи родители готовы платить, - осваивать музицирование, социологию, журналистику и прочий дизайн. Уже сейчас, отдавая ребенка в школу, можно с большой точностью прогнозировать, попадет ли он в гимназический класс с гарантированным поступлением в вуз или будет отбракован после 9-го как неуспевающий.

Между тем фасад ярко расцвечен огнями. НИИ продолжают выдавать на-гора программы и рекомендации, диссертации успешно клонируются, авторские и экспериментальные площадки регулярно отчитываются. Полки магазинов переполнены разнообразной учебной и методической литературой. А то, что дети вообще перестали читать... Даешь компьютеризацию всей страны!

Вранье чиновников выгодно только им. Делают вид, что нормально учиться могут все. Преподавать - тоже. В иной школе учебный процесс полностью завален, зато фасад отремонтирован, открыты компьютерные классы. В расписание включены такие предметы, как юриспруденция, экономическая теория или, на худой конец, культурология. Чтобы с родителей побольше денег слупить? Полным ходом идет эксплуатация родительского инстинкта. Никто не хочет платить, но все боятся отстать от поезда - не попасть в II класс, не поступить в вуз.

Если бы людям сегодня четко сказали, что создается школа двух коридоров, можно было бы думать дальше о том, что мы хотим получить в будущем. Действительно ли общество согласно принять разделение на элиту и всех остальных - или мы будем терпеть это как пока неизбежное, но тем не менее временное зло? Или же мы хотим иметь единую общедоступную школу, школу равных возможностей? В таком случае, сколько это стоит? Получить сегодня объективную информацию о том, какими ресурсами (деньгами, кадрами и т.д.) располагает система образования, практически невозможно. Если бы отказались от претенциозных программ, денег прибавилось бы. Если бы всевозможные кандидаты и доктора педнаук, претендующие на высокий теоретический уровень, пошли в школу, пользы было бы больше. А чего, в самом деле, ребята, вы не в школе? В школе трудно, в НИИ и управлении образованием работать легче? И зарплата у чиновника побольше, так? Но, к сожалению, главное здесь даже не деньги.

Допустим, завтра государство заставит олигархов скинуться на образование (хотя своих детей они в любом случае будут учить за границей). Но как быстро изменится отношение общества к школе? Даже если в образовании вдруг появятся деньги, их с прежним рвением угрохают на очередную порцию экспериментальных учебников, всевозможные инновации или просто на зарплату чиновников.

Происходящее сегодня - не просто проблема образования. Это проблема состояния общества. Если бы родители (и учителя) вели себя и действовали, исходя прежде всего из интересов своих детей, общедоступное образование имело бы шанс выжить и при недостаточном финансировании. Так что вопрос сводится к следующему: насколько мы готовы сами себя вытаскивать? Доедая остатки советского пайка, мы не хотим напрягаться - желаем получить все и сейчас. Но для того чтобы сохранить для всех равные шансы на образование, напрягаться придется, нужно пахать и пахать. Нельзя рассуждать: да, качественного образования для всех нет и в обозримом будущем не будет. Но мой ребенок проскочит.Некоторые даже рады дать взятку, - и вообще не учиться.

При таком отношении к образованию проигрывают все.

Фото:

- Министр образования Владимир Филиппов считает, что школьникам не обязательно знать, что такое "генный эпистаз", и лучше прочитать хотя бы одну книгу целиком, чем отрывки из нескольких

Таблица. РЕФОРМА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы доступны в бумажной версии издания


17, стр. 20-27, Политбюро
28/04/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации