Мимо кассы
Выпускники единого экзамена останутся без ценных бумаг
"ЭКСПЕРИМЕНТ по ГИФО заканчивается в этом году", - сообщил первый заместитель министра образования РФ Григорий Балыхин на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке, посвященном образовательному бюджету 2004 года. Абсолютно неожиданное заявление Балыхина вызвало недоумение у разработчиков ГИФО. Они утверждают, что эксперимент, в который вовлечены вузы трех регионов России, в дальнейшем будет расширяться.
Напомним: загадочно звучащая аббревиатура ГИФО расшифровывается как Государственное именное финансовое обязательство. Создатели идеи ГИФО (среди них - ректор Государственного университета Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов) предложили увязать результаты вступительных экзаменов с оплатой учебы в вузе. ГИФО остроумно решало несколько проблем: принести в высшую школу дополнительное государственное финансирование, поощрить лучших школьников и закрыть слабые вузы.
Впрошлом году абитуриенты из трех экспериментальных регионов России - Чувашии, Марий-Эл и Якутии - первыми получили особую распечатку на свидетельстве о сдаче единого государственного экзамена. Отличники (первая категория ГИФО), получившие на ЕГЭ уникальный результат от 80 до 100 баллов, должны были принести в избранный вуз по 14 500 рублей ежегодного государственного финансирования. Хорошисты (от 68 до 80 баллов) - по 7500 рублей. Троечникам полагались от государства незначительные суммы. Собираешься с тройками в вуз - плати за учебу. Плюс к этому государство обязывалось сохранить финансирование вузов на прежнем уровне.
Однако в ходе эксперимента выявилось многовато отличников и обладателей ГИФО второй категории. Этим сомнительным хорошистам было все равно, где учиться, и они понесли свои ГИФО не туда, куда рассчитывали реформаторы, - то есть не в самые сильные вузы. В итоге эксперимент по ГИФО, не успев родиться, влетел государству в копеечку.
"Мы предложили на этот год участвовать в ГИФО десяти российским регионам. Но они отказались, - заявил на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке заместитель министра образования РФ Григорий Балыхин. - Последний год эксперимента будет проходить на той же базе. Надеюсь, вы нас за это не осудите!"
В Высшей школе экономики не отрицают перерасхода государственных средств по ГИФО. Не отрицают и того, что хорошистов оказалось подозрительно много. Но "Эксперимент по ГИФО проводится постановлением Правительства и не может быть остановлен решением Министерства образования, - заверил проректор ВШЭ Борис Рудник. - К тому же накануне заседания Комитета по образованию и науке мы вместе с Министерством обсуждали перспективы расширения эксперимента по ГИФО". Осталось добавить, что в номере 105 за прошлый год наша газета прогнозировала, что у организаторов эксперимента по ГИФО могут возникнуть серьезные проблемы, аналогичные тем, с которыми столкнулись реформаторы отечественного здравоохранения. Деньги, писали мы, должны следовать не в учебное заведение за то, что оно существует в природе, а непосредственно "профессору или преподавателю вуза за качество оказываемых услуг и за количество воспользовавшихся ими, то бишь минуя административный слой педагогических работников.
Но тогда это должны быть не одноразовые карточки или талоны, а именно деньги, которыми, разбив их при необходимости на мелкие монетки, можно оплатить необходимую помощь профессионала.
К сожалению, вместо самостоятельного документа - экспериментального ГИФО, выпускникам прошлого года выдавался тот же обыкновенный аттестат о среднем образовании, снабженный печатью, означающей ту или иную величину финансовой поддержки. По мнению независимых экспертов, такой самодельный псевдодокумент, не обладающий полиграфической защитой, своим регистрационным номером и т.д., легко поддается фальсификации. Как и любая бумажка с печатью.
Жизнь, кстати, уже придумала решение этой сложнейшей проблемы, а именно - кредитную карточку с магнитной полосой вроде той, которой мы пользуемся в метро или же оплачивая услуги таксофона. Некоторые специалисты из Центра стратегических разработок Германа Грефа полагают, что если дополнить базу данных этой кредитки фамилией куратора, которого выбрал себе в учителя сам студент, объемом и стоимостью полученных знаний, то ГИФО, глядишь, действительно начнет влиять на качество услуг, оказываемых вузовскими светилами науки, напрямую. Через покупателя. И тогда, возможно, даже скромных средств, выделяемых государством на ГИФО, вполне может хватить доценту и профессору, чтобы прожить с гордо поднятой головой.
Антон Зверев, Светлана Кириллова, 81п, стр. 1-2, Российская Газета
28/04/2003
|