КУРС НА ДЕБИЛИЗАЦИЮ СТРАНЫ
СУТИ ЕДИНОГО ГОСЭКЗАМЕНА НЕ УЛАВЛИВАЮТ ДАЖЕ ЭКСПЕРТЫ
Наступило новое время года - экзаменационная пора. Если до вступительных еще есть некоторое время, то выпускные - не за горами. Скоро подготовка школьников к единому госэкзамену (ЕГЭ) станет отлаженным механизмом, пока же эта суета похожа на аттракцион: что ждет за поворотом - неизвестно. Хотя для экспертов в области образования секретов нет.
- Я вынужден учить детей, как идти на панель?! - недоумевает Лев Соломонович Айзерман, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, учитель литературы и русского языка в школе N 303. - Ученику говорят: "По такой-то проблеме есть столько-то точек зрения. Что ты считаешь верным? Докажи свою правоту". И на сочинении надо "биться" за предложенный афоризм, независимо от того, что ты реально думаешь.
Кому-то достанется тема, что надо жить, ни к чему не стремясь. Кому-то выпадет некрасовская строка: "Душно без счастья и воли". Значит, нужно обосновать, что без счастья никак нельзя... Таких тем-афоризмов в министерском списке тем сочинений по литературе 70 из 500 предложенных! И все они юридически незаконны.
Существует "Перечень обязательных произведений", которые должен знать каждый школьник. Выносить на экзамен то, что не входит в документ, нельзя.
Те произведения, которые (согласно тому же "Перечню") должны даваться по школьной программе обзорно, например "Обломов", "Тихий Дон" и "Мастер и Маргарита", на экзамене фигурируют в 15 темах. И их раскрытие требует детальнейшего изучения текста!..
С тем же негодованием о профанации обучения говорит и Леонид Исидорович Мильграм, педагог, почетный гражданин Москвы, заслуженный учитель России, директор гимназии N 45:
- Однажды один из академиков РАО был у меня в гостях, и я предложил ему ответить на вопросы по литературе для 10-го класса. Например: "В каком платье была Наташа Ростова, когда танцевала с Андреем Болконским", "Сколько больных лечилось в палате N6". После того как на 70 процентов этих вопросов мой гость не ответил, я показал ему, что это его институт тесты разрабатывал...
В начале апреля стали известны 500 тем выпускных сочинений. Понимая, что учителя и ученики испугались их абсурдности, Минобразования тут же пошло на попятный и разрешило школам заменить сочинение изложением. И то и другое (500 тем и заменяющее их изложение) приведет к окончательной ликвидации литературы как предмета. Ужасно ведь, когда, подводя итоги 11-летней подготовки, мы даем человеку писать изложение! По его итогам нельзя судить, что представляет собой выпускник в нравственном и интеллектуальном отношении. ЕГЭ вместе с другими столь же странными "изысками" Министерства образования ведет к уничтожению российской интеллигенции! Абсурдная реформа образования сложилась не на пустом месте, это зеркальное отражение того, что творится сейчас в стране.
Что же с нами происходит, знает Михаил Викторович Богуславский, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО:
- Нынешняя догоняющая модернизация, более известная как реформа образования, проводится в России по пяти направлениям.
Например, в мире почти нет государств, где выпускники школ сдают два экзамена - выпускной и вступительный. Вот и у нас появился единый государственный экзамен.
Калька номер два. За границей лет сорок существует образовательный ваучер - гарантия того, что государство частично оплатит выпускнику среднего учебного заведения высшее образование. Настала очередь России: наш аналог ваучера называется "ГИФО".
В-третьих, мы ввели образовательные стандарты.
Пункт четвертый. В серьезной реструктуризации нуждается сельская школа. Ни одна страна мира не потянет такую лямку, у нас же в год на ученика городской средней школы тратится 5, 6 тысячи рублей. 9, 3 тысячи - на лицеистов и гимназистов. Дети из сельских школ обходятся государству аж в 17, 6 тысячи - это самое дорогое и низкоэффективное (по уровню знаний) образование в России!
Пятая проблема - профиль образования. В развитых странах школы профилизировались 150 лет назад. Мы до сих пор об этом только мечтаем.
В нынешней догоняющей модернизации нет ничего национального, все сделано на западный манер. Это не плохо - мы же сидим в отечественной колее! Например, педагоги двояко относятся к стандартам. Одни говорят, что старшеклассники перегружены. Другие считают, что программы слабые, и те, кто призывает еще больше упростить образование, стремится "дебилизировать" страну, отрабатывая заказ ЦРУ и Моссада.
Попытки создания стройной системы стандартов среднего образования зашли в тупик благодаря нашей Конституции, в которой записано: в стране существует обязательная девятилетняя школа. Содержание образования из вуза передвинули в старшие (необязательные) 10-11 классы, и школьники оказались дико перегружены, потому что основное (базовое) образование они получили к концу девятого класса. Преподаватели вузов не представляют, что делать со студентами младших курсов - те уже знают программу. Экспансию высшей школы в среднюю завершает ЕГЭ.
Лев Айзерман также говорит о насыщенности школьной программы: - Я за урок успеваю надиктовать шпаргалки по 5 - 6 темам, подсказываю ребятам, как вырваться из болота ЕГЭ. Тем более что есть темы, на которые писать нельзя. Если Чехов сказал: "Божий мир прекрасен, а мы - плохи", безнравственно выносить это в качестве сочинения, хотя мы и вправду не идеальны.
Министерство, оправдываясь по поведу совершенного им 500-кратного преступления, приводит такой аргумент: "Если мы откажемся от тестов по литературе, то выйдем из общегосударственной колонны, в которой ЕГЭ - тестирование. Тогда наше место в школе будет таким же, как преподавание музыки и рисования".
Категорически не согласен. Кто сказал, что литературу надо сдавать? В конце концов, мы же не требуем, чтобы ученик по окончании школы спел арию (были же уроки музыки) или нарисовал картину. Бред сивой кобылы! Трезвый смысл в ЕГЭ только один - на его создание потрачено много денег! Как от них отказаться?
Леонид АНДРЕЕВ., 16, стр. 10, Российские вести
30/04/2003
|