МОЗГИ ОБУЮТ В САПОГИ?
Выпускники МГУ не хотят менять мехмат на армейский мат
Лет двадцать назад на военной кафедре препод-полкаш учил нас, студентов-третьекурсников, Родину любить. Делал он это с видимым удовольствием: в конце учебного дня, находясь, по обыкновению, уже в приподнятом настроении, он отечески внушал нам: "Вот пойдете в казарму, научитесь сапоги нюхать да сортиры зубными щетками драить..." Драить сортиры почему-то никому не хотелось, поэтому все вздохнули с облегчением, когда, получив лейтенантские погоны, были зачислены в запас и навсегда распрощались с армейским кошмаром.
Но вот призрак солдатских сапог опять замаячил на факультетах старейшего университета России. Панику студентов мужеска полу разжигают страшные слухи о разнарядке, спущенной в МГУ: под ружье требуют призвать аж 300 выпускников! Слухи обернулись былью, когда пятикурсников обзвонили по телефону и потребовали срочно явиться на военную кафедру.
- Подполковник Доброноженко из военкомата пригрозил, что те, кто не явится на сбор, могут распрощаться со своим лейтенантским званием, - рассказывает пятикурсник мехмата Алексей. - Еще он пообещал, что лично обзвонит все аспирантуры и узнает "четко о каждом". "Всех, кто захочет податься в аспирантуру для "откоса", мы поймаем и призовем!" - заявил Доброноженко.
На других факультетах, по свидетельствам студентов, ситуация схожая: те же звонки по телефону вместо повесток, те же угрозы об уголовном преследовании и лишении офицерских погон...
Выпускники ропщут: действия военкомовцев нервируют, мешают подготовке к госэкзаменам и защите дипломных работ. "МК" пытался заступиться за студентов (см. "МК" от 19 апреля, "Марш кирзовых сапог"). Подполковнику Доброноженко заметка не понравилась: будь его воля, он бы нас, журналистов, "упек в кутузку".
Формально лейтенантов запаса имеют право призвать в армию. Но все знают: на военную кафедру идут как раз для того, чтобы избавиться от казармы. Не будем лукавить: сейчас из армии бегут не только солдаты. Молоденькие лейтенанты после распределения из военных училищ пачками подают рапорта на увольнение - "косят" активнее, чем желторотые призывники. А ведь их пять лет учили военному делу. Вместо сбежавших лейтенантов в казармы гонят выпускников МГУ... Но кто будет двигать вперед науку, если лучшие молодые мозги страны обуют в сапоги? Подполковник Доброноженко, что ли, начнет выводить теоремы и строить сложнейшие графики?..
Многие ребята претендуют на диплом с отличием, имеют научные публикации и хотят продолжать обучение и исследовательскую деятельность. Их мозги можно назвать золотыми: на обучение одного студента в МГУ уходит от 30 до 100 тысяч долларов. За знания наших физиков, математиков, программистов на Западе готовы отвалить сумму в зеленых купюрах и с многими нулями. Как вы думаете, что выберет выпускник элитного российского университета: сытую жизнь "за бугром" или два года голода и унижений в казарме?.. К тому же многие ребята уже женаты или собираются жениться и наверняка задумываются: а поедет ли любимая, как декабристка, в отдаленный гарнизон, где из всех развлечений - водка да волки? К чему, получается, подталкивают ребят такие защитники Отечества, как Доброноженко? Бежать куда подальше или прикрыться всевозможными справками...
Понятно, что подполковников из военкомата сильно волнует, как выполнить план по призыву. Как говорил Сергей Сергеевич Скалозуб, "фельдфебеля в Вольтеры дам. Он в три шеренги вас построит, а пикните - так мигом успокоит". Мозги - ничто, сапоги - все. Понятно: не будет плана - нечего и мечтать о золотых звездах и лампасах. "Мне только бы досталось в генералы..." - это тоже Скалозуб.
За своих студентов вступился ректор университета. Виктор Антонович Садовничий послал письма в Генштаб и Минобороны с просьбой подождать с призывом студентов, рекомендованных в аспирантуру, до момента сдачи аспирантских экзаменов в сентябре. Пятикурсникам остается надеяться, что письма ректора возымеют действие, и они не обнаружат в почтовых ящиках повестки с требованием "убыть в войска" на следующий же день после вручения дипломов.
Игорь СЕРГЕЕВ, Дмитрий СТЕКЛОВ, 94, стр. 1-2, Московский Комсомолец
30/04/2003
|