Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


ГИФО: продолжения не будет?

О том, что эксперимент по ГИФО проводится последний год, оповестил членов Комитета по науке и образованию Госдумы заместитель министра образования РФ Григорий Балыхин. Это произошло на заседании, где думцы обсуждали образовательный бюджет на 2004 год. Приоритетами бюджета должны стать, по мнению комитета, увеличение зарплат работникам образования (бюджетные расходы на них должны увеличиться на 27 млрд. рублей) и расходов на приобретение учебного оборудования (плюс 5 млрд. рублей), на капитальный ремонт общежитий (плюс 5 млрд. рублей), увеличение расходов на развитие информационной базы образования, закупку учебной литературы и т.п. Министерству образования РФ, судя по всему, не очень хочется тратиться на проблематичный эксперимент по ГИФО, который "съел" в прошлом году немало дополнительных бюджетных средств.

Впрочем, заявление Балыхина вызвало недоумение среди разработчиков идеи ГИФО. Они утверждают, что проведение эксперимента на 2003 год согласовано с Министерством образования и что модель ГИФО в этом году будет развиваться.

Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО) по праву могут называться самым важным из трех китов модернизации образования. Первый кит - закон о государственном образовательном стандарте, позволяющем школьникам всей страны получать одинаковый набор знаний. Второй - Единый государственный экзамен, дающий независимую экспертную оценку школьных знаний.

Оба кита были запущены в море российского образования ради своего третьего собрата - ГИФО, механизм которого позволяет перевести в рубли баллы, полученные каждым абитуриентом на ЕГЭ.

По замыслу разработчиков ГИФО (среди них ректор Государственного университета "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов), государство гарантирует абитуриенту оплату одного из уровней высшего образования. Этих уровней четыре: А+, А, Б, В ( 5+, 5, 4 и 3 балла по шкале школьных оценок). В 2002 году ГИФО существовало в виде особой надпечатки на сертификате о сдаче ЕГЭ. Сумма, перечисляемая государством вузу, должна была индексироваться каждый год в течение 6 лет (за остальной срок обучения россиянину пришлось бы доплачивать из собственного кармана). Плюс к совокупности всех ГИФО государство обязывалось перечислять вузу госфинансирование на том же уровне.

Постановлением Правительства РФ 2002 года "О проведении в 2002-2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств" начался эксперимент по ГИФО. Для него были выбраны три экспериментальные республики (Саха-Якутия, Чувашия, Марий Эл). Там уже проходил локальный эксперимент по обкатке второго кита реформы - Единого государственного экзамена.

Государственные именные финансовые обязательства выдаются по результатам ЕГЭ. Тестологам заранее известно, какой процент учащихся справится с теми или другими тестовыми заданиями ЕГЭ. Перед началом эксперимента по ЕГЭ-ГИФО 2002 года этот процент тоже был задан (по результатам предварительной локальной обкатки заданий в российских центрах тестирования и экспериментальных школах).

Исходя из гипотетических (но научно обоснованных) данных стало примерно ясно, сколько можно было просить финансовых средств на ГИФО. Эксперты рассчитывали на 1, 5-2 процента отличников, на 7-8 процентов двоечников.

Но в отличниках-хорошистах оказалась... чуть ли не половина абитуриентов из Чувашии, Марий Эл и Якутии. Не слабая нагрузка на бюджет, если учесть, что студентами на основе ГИФО стали 14 256 человек!

При обработке данных в головном компьютере Центра тестирования при Министерстве образования РФ эксперты-шкалировщики предположили: операторы на ЕГЭ изо всех сил помогали школьникам завысить их баллы на ЕГЭ, а следовательно, и категорию ГИФО.

По сообщению информационного бюллетеня Минобра и ВШЭ, в Чувашии, Якутии и Марий Эл первую категорию ГИФО (от 80 до 100 баллов, 14 500 рублей) получили 8 процентов поступивших. На деле показать такие потрясающие знания могли бы лишь 1-1, 5 процента абитуриентов. Почетной второй категории (от 68 до 80 баллов, 7500 рублей) удостоились 38 процентов, из которых значительная часть - сельские школьники. Еще 37 процентов абитуриентов удовольствовались третьей категорией (до 68 баллов, 3900 рублей). Пятилетнее финансирование сомнительных "отличников" не входило в замысел авторов реформы.

Весной этого года финансовое наполнение ЕГЭ было урезано.

"Мы разослали предложения о присоединении к эксперименту по ГИФО в 10 регионов, но губернаторы отказались, - обрисовал ситуацию на заседании Комитета по образованию и науке Госдумы заместитель министра образования РФ Григорий Балыхин. - Только один вуз в Челябинске согласился принять участие в ГИФО на этот год. Так что в 2003 году - мы думаем, что это последний год эксперимента - ГИФО будет проводиться на той же базе. Надеюсь, вы нас за это не осудите! "

Выступление Балыхина вызвало недоумение среди разработчиков концепции ГИФО во ВШЭ.

"Да, перерасход средств на эксперименте по ГИФО был, - согласился проректор ВШЭ Борис Рудник (один из ведущих разработчиков ГИФО Татьяна Клячко ушла в трехмесячный отпуск по состоянию здоровья). - Произошло увеличение целевого набора в десятки раз. А этого быть не должно. Да, при приеме имело место завышение категорий ГИФО. Но это происходит в том случае, когда к экзаменам по ЕГЭ добавляются результаты экзаменов, принятых вузами в другом формате. Поэтому нам важно, чтобы вузы все свои специальности отдали на ЕГЭ: не должно быть региональных комиссий, которые параллельно с ЕГЭ принимают вступительные экзамены. Тогда мы действительно не сможем говорить об объективности".

По словам Рудника, накануне заявления Балыхина в Комитете по образованию и науке они вместе обсуждали ряд направлений, по которым будет развиваться ГИФО в 2003 году.


Светлана КИРИЛЛОВА, 17, стр. 2, Управление школой
01/05/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации