Тема номера: "ГИФО: эксперимент или нарушение закона?"
Гарантия для каждого, но не для всех
Правила можно трактовать по-разному
На недавней конференции общественного центра делегаты из Якутска, Хангаласского, Мегино-Кангаласского, Нюрбинского, Вилюйского, Усть-Алданского улусов в открытую выступили за выход республики из экспериментов по ГИФО и ЕГЭ.
Они считают, что насаждение этих форм обучения в средней и высшей школе окажется неподъемным грузом, особенно для сельских школ, так как под ГИФО подразумевается введение платного образования. Между тем в конце марта Конституционному суду Республики Саха (Якутия) пришлось даже рассмотреть на открытом заседании дело о толковании части 2 статьи 22 Конституции Республики Саха (Якутия) (она воспроизводит положение части 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации), которая закрепляет право гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Однако, как установил суд, данная норма не имеет самостоятельного юридического значения, ее содержание определяется правом граждан Российской Федерации на образование. Говоря юридическим языком, "реализация рассматриваемой конституционной нормы обусловлена особенностями разграничения правового регулирования и составом конституционных правоотношений". Особенности, как выяснилось, сводятся к следующему. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Федеральные органы государственной власти и органы управления образованием устанавливают федеральные нормативы финансирования образования обучающихся, порядок финансирования образовательных учреждений, разрабатывают экономические механизмы развития образования. Получается, что в сфере образования Конституция республики гарантирует общедоступность и бесплатность только дошкольного, внешкольного, среднего общего и начального профессионального образования, а в части 2 статьи 22 закрепляется положение, по которому гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Как видно из данной формулировки, государство гарантирует бесплатно получить высшее образование каждому, но не всем. Полная общедоступность бесплатного высшего образования предоставляется гражданам на конкурсной основе, являющейся конституционно установленным пределом гарантированности получения бесплатного высшего образования.
Всплыл и еще один весьма интересный факт, о котором, судя по всему, многие якутские студенты не подозревают. Из приказа министра образования Российской Федерации следует, что переход на новую систему финансирования был осуществлен по предложению ЯГУ. В соответствии с Положением об условиях и порядке проведения эксперимента ЯГУ обязан зачислить всех студентов только на основе финансовых обязательств. При этом число студентов, обучение которых осуществляется бесплатно за счет финансовых обязательств, должно составлять не менее 50% от общего числа студентов, зачисленных в вуз. Такой порядок, обеспечивая всем равные возможности для поступления в вуз, сохраняет конкурсную основу реализации права бесплатно получить высшее образование. Таким образом, пришли к выводу юристы, формально основа обеспечения равного права граждан бесплатно получить высшее профессиональное образование соблюдается. Противники "юридически чистой нормы" утверждают, что большая часть населения республики сегодня не готова платить за образование. Чтобы перейти на подобную форму обучения, необходимо повысить жизненный уровень жителей республики, говорят они. Однако и у сторонников ГИФО в республике тоже есть своя весомая карта: решением правительства республики часть студентов по-прежнему сможет получить бесплатное образование за счет целевых мест и организаций, с которыми у них будут заключены договоры.
Якутск
Комментарий
Итак, "территория ГИФО-2003" расширяться не будет. Об этом, в частности, говорил первый заместитель министра образования Григорий БАЛЫХИН на заседании Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, когда обсуждался проект отраслевого бюджета на 2004 год. - Три региона проводили этот эксперимент прошлым летом, они же и будут его продолжать, - сказал Григорий Артемович. - Наряду с ГИФО мы будем развивать систему государственных возвратных субсидий. По этому поводу уже подготовлены положение и проект постановления правительства. Мы рассчитываем запустить систему возвратных субсидий с 1 сентября 2004 года и просим предусмотреть на эти цели в бюджете 2004 года 1, 295 млрд. рублей, что позволит выделить около 70 тысяч субсидий.
Подвести итоги первого эксперимента и прокомментировать ситуацию с уменьшением финансового наполнения ГИФО в этом году мы попросили разработчиков идеи ГИФО из ГУ - ВШЭ, в частности проректора Высшей школы экономики Бориса РУДНИКА: - В чистом виде ГИФО останется в прежних трех регионах, другие вузы будут задействованы в так называемых модельных расчетах, это обработка данных, сбор информации, - сказал Борис Львович. - Кроме того, в этом году мы планируем установить доплаты вузам на нужные государству специальности. - Как вы оцениваете эксперимент прошлого года? - В прошлом году мы отрабатывали в основном технологические вопросы. Вузы, кстати, показали себя как очень хорошие экономические субъекты. - Скажите, почему в этом году уменьшилось финансовое наполнение ГИФО? - Произошел перерасход бюджетных средств. Основные причины две: не по всем предметам прием в вузы осуществлялся на основе результатов сдачи ЕГЭ, многократное увеличение по сравнению с 2001 годом приема студентов отдельных категорий ГИФО, прежде всего целевиков, которым полагалась вторая категория независимо от результатов ЕГЭ. Что же касается финансового наполнения ГИФО, то, исходя из возможностей бюджета, оно может меняться. Ничего противозаконного в этом нет. Я уверен, базовая модель ГИФО хорошая. Ведь ГИФО - это просто дифференцированное нормативное финансирование высших учебных заведений. Доплаты к ГИФО будут отражать и государственные интересы. Полноценным ГИФО станет тогда, когда все регионы России будут вовлечены в единый госэкзамен. Уверен, в целом из-за развития конкуренции между вузами за хорошего студента от внедрения ГИФО выиграет и население, и система образования. - В сентябре 2004 года Минобразование планирует запустить систему возвратных субсидий. Это поставит точку на эксперименте по ГИФО? - С моей точки зрения, концепция возвратных субсидий и концепция ГИФО не взаимозаменяемы, а взаимодополняемы. При этом следует сказать, что концепция возвратных субсидий еще прорабатывается. Официальные документы не приняты.
Светлана РУДЕНКО Ольга СЛЕПЦОВА Республика Саха (Якутия), 19, Учительская газета
06/05/2003
|