«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция
Первого заместителя Министра Российской Федерации
по связи и информатизации
Андрея Викентьевича Короткова
26 июня 2002 года 11:00 мск
|
Ведущий: Следующий вопрос задает Сергей из Москвы: Каковы, по Вашему мнению, пробелы в действующем законодательстве, препятствующие реализации «Электронной России»?
|
А.В. Коротков:
Я думаю, пробелов много. И, как ни странно, они не впрямую связаны со специальными законами в области Интернета. Позвольте привести вам такой пример. Если мы пытаемся с вами совершить сделку через Интернет, то мы можем использовать какую угодно цифровую подпись, мы можем придумывать какие-то специальные законы, которые будут распространяться на Интернет, но если вдруг сделка не состоится по каким-то условиям, и одна из сторон нарушит договор, то к кому мы обратимся в результате? Мы, наверное, пойдем в суд. А у суда нет опыта решения подобного рода проблем, и таким образом наши, казалось бы, достаточно специфические проблемы перейдут в плоскость гораздо более общих, связанных с общими моделями взаимодействия экономики, сложившимися сегодня в России.
Поэтому, когда я говорю о законодательстве и о тех пробелах, которые существуют в нем, во-первых, я бы говорил о том, что прежде, чем писать новые законы, нужно подумать о том, как привести старые законы в соответствие с новыми реалиями. Может быть, не надо принимать новый закон, может быть, достаточно поставить через запятую словосочетание – "сеть общего пользования" или "интернет", как угодно! – но чтобы старый закон начал работать! Ведь если мы не отменяем полностью старый закон и в это время придумываем новый закон, то не работает ни один, ни другой, что плохо! Прежде, чем писать новые законы, нужно хорошенько поработать над теми "рогатками" и "барьерами", которые существуют в нынешнем законодательстве.
И, прежде чем принимать что-то новое, нужно понять: а современные экономические реалии – они соответствуют этим новым законам, которые мы собираемся писать – или мы несколько опережаем время, и пытаемся, не имея еще практики, написать что-то такое, что не очень соответствует нашим реалиям?..
Ну вот взять, хотя бы, закон об электронно-цифровой подписи. (Федеральный закон от 10 января 2002 г. №1 - ред.). Я знаю, что его появление спровоцировало очень большую волну обсуждений – как в средствах массовой информации, так и среди сетевого сообщества. Закон, конечно же, не однозначный, и много из того, что обсуждалось, что было внесено в виде поправок, оно меняло первоначальную конструкцию. И в результате закон получился не совсем такой, как мы бы хотели его видеть. Но я сейчас успокаиваю себя такой мыслью: давайте сейчас попробуем поработать с этим законом, давайте попробуем жить с ним, давайте посмотрим, где он срабатывает, а где не срабатывает, где образовались какие-то пробелы, и только после этого мы подумаем, может, его надо изменить таким образом, чтобы, в конце концов, эти пробелы устранить! Только практика, только жизнь должна диктовать возникновение тех или иных законов! И не надо пытаться, на мой взгляд, запрягать телегу впереди лошади, придумывать такие законы, которые гипотетически будут устранять некие противоречия, а на самом деле они будут только мешать той сложившейся ситуации, которая есть. Вот я бы в общих чертах таким образом это сформулировал, а если у вас есть какие-то конкретные вопросы по конкретным законам, то могу ответить на них конкретно.
Ведущий: Спасибо, Андрей Викентьевич!
|
Ведущий: Следующий вопрос задает Георгий из Салехарда: Есть известная, очень любимая цитата: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Скажите, пожалуйста, когда-нибудь в России на правительственном сайте можно будет найти любую нормативную, нормативно-техническую документацию бесплатно?
|
А.В. Коротков:
Бесплатно... Ну, все равно, кто-нибудь, за что-нибудь, как-нибудь платит… Либо Вы заплатите за доступ к Интернету, либо кто-то за него заплатит! Ну, это так, просто отступление...
Я очень благодарен фирме «Гарант» за то, что она делает большую часть работы, которая, по хорошему, должна была бы делаться правительственными чиновниками, по описанию всей законодательной базы, по размещению ее в открытых ресурсах, а также, конечно, занимаются бизнесом, но это совершенно справедливо!
И для квалифицированного пользователя нужен не весь объем информации, а специализированная информация. Обратившись к новому сайту Правительства России, который расположен по сетевому адресу www.government.ru или www.government.gov.ru, Вы можете найти базу данных «Гаранта»! Я думаю, такую же базу Вы можете найти на сайте Президента, – новом, как он у нас называется - www.president.kremlin.ru, ну и, конечно, на серверах самого «Гаранта».
То есть, я думаю, квалифицированный пользователь сейчас вполне может такую базу найти и пользоваться ей совершенно бесплатно, в этом понимании слова, никто за это денег не берет, впрямую.
Другое дело, что в рамках "Электронной России" мы должны создать, как мне кажется, пункты общественного доступа к Интернету, которые, возможно, должны оплачиваться из государственного бюджета (частично, хотя бы какое-то время), то есть должна быть возможность через интернет-киоск, я бы так более точно назвал, выйти на некоторые сайты – информационные, связанные с законодательством, связанные с наиболее часто задаваемыми вопросами в адрес властей, как местных, так и центральных. Эта тема интересная, надо над ней думать, и я думаю, что как-то общими усилиями, в рамках "Электронной России", мы должны такую тему решить!
|
Ведущий: Следующий вопрос напрямую не касается «Электронной России», но связан с деятельность Министерства связи. Спрашивает Сергей из Волгограда, по поводу лицензий в области связи: Не считаете ли Вы, что политика в этом вопросе не дает развивать мелкий бизнес? Лицензии достаточно дорогие. Допустим, маленькое интернет-кафе с двумя – пятью рабочими местами и с низкими ценами вообще невозможно устроить из-за необходимости покупки сразу двух лицензий, причем стоимость этих лицензий составляет около половины всех затрат на обустройство!
|
А.В. Коротков:
Да, наверное, цены на лицензии будут снижаться по мере того, как будет развиваться инфраструктура связи. Сейчас входная плата достаточно высока именно из-за того, что сетевая инфраструктура недостаточно развита в российских регионах. По мере того, как будут снижаться тарифы на связь, в том числе и на мобильную связь, цены будут падать и на лицензии тоже.
Когда мне говорят, задают вопрос о том, нельзя ли каким-то образом снизить цены на тарифы, на лицензии, я всегда задаю себе вопрос, за счет чего снизить? Если есть ресурсы, которые можно для этого привлечь, тогда хорошо бы услышать подсказку, откуда это взять?! Если речь идет о том, что есть возможность усовершенствовать нашу собственную работу, снизить затраты, увеличить эффективность, – дело другое, над этим мы работаем активно. Надо сказать, что, если вы опять же вспомните (короткий промежуток истории), цены на доступ в Интернет сильно снизились за последние два года!
|
Ведущий: Я хотел бы обратить внимание присутствующих в зале, что у нас идет трансляция в Интернет и на экране можно посмотреть, что ответы на первые вопросы уже опубликованы.
Следующий вопрос задает Артем из Москвы: Федеральная целевая программа «Электронная Россия» включает в себя поддержку учебных заведений? Ведь многие вузы, не говоря о школах, не обладают нормальной современной техникой, не говоря уже об Интернете. Еще интересен кадровый вопрос: кто же всех нас, россиян, научит пользоваться тем же Интернетом?!
|
А.В. Коротков:
Давайте так. Я впервые столкнулся с компьютером в 1980 году, когда работал в Телеграфном Агентстве СССР. Надо сказать, что довольно страшно было в тот момент – совсем новое дело – переходить от пишущей машинки к какой-то машине, пару раз терял набранные тексты, забывал нажимать на кнопочку "Save"! Ничего, освоил. С тех пор с компьютерами работаю постоянно как пользователь. Надо сказать, что стал довольно продвинутым пользователем! Что я специально для этого заканчивал? Похоже, что ничего! Работал просто с компьютером много – по несколько часов в день. Нужны ли какие-то курсы, специальное образование для того, чтобы стать квалифицированным пользователем? Готов согласиться, что с помощью курсов это сделать проще и быстрее.
Наверное, надо, чтобы сам предмет и информатика в школе выглядел немножко по-другому. Надо, чтобы было поменьше теории и побольше практики. Для этого многого не нужно, а нужно просто продумать, правильно ли написан учебник по этому предмету, и тому ли мы учим, что школьнику потом действительно в жизни пригодится, когда он начнет использовать компьютер в своей жизни?
Безусловно, тема непрерывного образования очень важна. Для кого-то это жизненная необходимость – кто-то читает книги, кто-то занимается самообразованием. Иногда возникает необходимость пойти на какие-то курсы, получить дополнительные знание. Например, работая в Аппарате Правительства, я дважды проходил переподготовку по тем компьютерным программам, которые мы использовали в своей работе для ведения электронного документооборота. Сейчас занимаюсь самообразованием, даже привлек специалистов, чтобы меня научили пользоваться не только приложением MS Office но и LotusNotes, т.е. IBMовским технологиями. Мне это интересно и я хочу знать, как работают другие Web и компьютерные приложения! Наверное, каждый человек сам должен выбирать для себя некую модель обучения. То есть силком никто не придет и не научит. Надо желание!
Да, действительно, нужны в школах компьютеры. Для этого есть программы. Есть программы поставок компьютеров для сельских школ. Есть программы для высшей школы. Мы увеличиваем набор студентов на профильные кафедры. За последние 2-3 года на кафедрах просто бум – на кафедрах, связанных с информационными технологиями в различных вузах, в основном, конечно, в профильных вузах. Мы очень рады этому и с нетерпением ждем тех молодых специалистов, которые приходят сегодня к нам на помощь в органы государственной власти, и которые будут учить новым технологиям и гражданских чиновников, и учителей и школьников.
Спасибо компаниям, которые помогают сегодня в этом! Таким компаниям, как «ЮКОС», за их огромные программы по подготовке учителей. Хорошо, что иностранные компании обучают своим технологиям в России специалистов. Есть наши школы – научные, которые ведут работу не только в МГУ или МИРЭА, но и в "физтехе" или в "Бауманке", и во многих региональных вузах. Недавно в Новосибирске меня поразил уровень студентов, которые фору дадут многим москвичам во владении этими компьютерными технологиями!
Вообще, тема образования – это одна из ключевых тем «Электронной России» и вообще информационного общества. Собственно говоря, ради кого мы все это делаем – мы делаем это ради людей, а люди должны уметь воспользоваться этой информацией, которая находится в Сети. Я думаю, вы дополните понимание (этого вопроса – ред.) в Партнерстве (ПРИОР – ред.), которое существует по этому поводу.
Ю.Е. Хохлов: Спасибо, Андрей Викентьевич! Я думаю, что действительно проблема использования возможностей, которые предоставляет информационное общество, это одна из самых главных! И не случайно понятие информационного неравенства или "digital divide", о котором уже говорил Андрей Викентьевич Коротков, является сегодня одной из самых животрепещущих тем для всех, не только для развитых стран, но и для развивающихся тоже.
Во многих случаях уже не стоит вопрос о том, – или-или. Или использовать компьютеры и информационные технологии, или тратить деньги на лекарства. Это неправильная постановка вопроса! Нужно предоставить возможность и для того и для другого, и с этой точки зрения мы еще не столкнулись, с этой проблемой, но развитые страны с этим сталкиваются. Казалось бы, в благополучной и обеспеченной Америке все могут иметь доступ в интернет, все могут пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, но если вы посмотрите на статистику использования информационно-коммуникационных технологий в Америке, то вы увидите, что не все так благополучно и в США. Дело в том, что часть, и достаточно существенная часть населения США не приемлет информационных технологий! Они не хотят их использовать. У них есть все, но использовать эти новые технологии они не могут. Это серьезная проблема, которая стоит перед этой страной, и они над этим сейчас работают, то есть, как убедить людей в том, что использование этих технологий действительно поможет им сделать жизнь еще лучше, поможет им решить свои задачи легче, поможет им действительно воспользоваться этими преимуществами?
В других странах этот процент намного выше. Например, скандинавские страны характеризуются почти стопроцентным проникновением использования информационных коммуникационных технологий. Я говорю о Швеции, о Финляндии, где подавляющее большинство (в крупных городах, речь идет о 90-95 процентах) населения использует Интернет. В Финляндии использование мобильной связи сейчас превысило уже 100 процентов. Хочу обратить ваше внимание! Это
не странно, так как некоторые люди имеют несколько мобильных телефонов и используют их. Так что проблема заключается в том, что глядя на то, что будет у нас через какой-то период времени, а мы идем с неким запозданием, но тенденции понятны и направления развития тоже очевидны.
Мы должны заботиться о том, чтобы как можно большая часть нашего населения могла использовать эти технологии, и поэтому и демонстрация преимуществ этих технологий, и помощь в освоении этих технологий, снижении барьеров доступа к этим технологиям, в том числе и к Интернету, – это те потенциальные цели, которые стоят и перед государством, и перед гражданским обществом, и стоят, естественно, перед Партнерством.
Поэтому мы тоже много работаем в этом направлении. Это одна из главных целей Партнерства для развития информационного общества в России.
А.В. Коротков: Вот есть два ключевых слова, которые сдерживают, на мой взгляд развитие информационных коммуникационных технологий во всем мире. Недавно американцы провели такого рода исследование и они нашли вот эти два ключевых слова, нащупали. Первое, говорят пользователи, дорого, а второе, говорят, сложно. Вот насчет "дорого" для американцев согласиться трудно, потому что там стоимость вхождения в Интернет очень маленькая. По поводу "сложно", да, наверное, для какой то части людей это кажется сложным. Для этого нужно учиться, для этого нужно понимать логику построения программы, уметь работать с компьютером.
Вот здесь очень интересная проблема возникает. Значит, если такая проблема существует, значит нужно сделать, чтобы это было просто, а это можно сделать как – с помощью упрощения интерфейса, с использованием голосового ввода команд, ну вообще, чтобы человек перестал осознавать компьютер, как сложный прибор, как мы уже к телефону относимся. Вот уже вроде бы телефон никому не сложно, да? Надо, чтобы и компьютер был, как телефон! То есть Интернет – это же просто "поумневшие" провода телефонные. Вот нужно, чтобы эти самые "поумневшие" провода, с одной стороны, действительно были очень просты в использовании, а с другой стороны, конечно, должен быть квалифицированный пользователь. Его надо воспитывать, его надо учить. И еще, мне кажется, очень важная составляющая – это поисковые машины. То есть ты должен интуитивно, вот я, например, не помню точно, как называется документ, я не помню точно, когда это было, что было, но я "бросил" несколько ключевых слов, а вот этот самый мобильный "коммуникатор" за меня подумал, связался с сервером, подумал, решил, что мне нужно и предложил на выбор: вот это ты имел в виду или вот это, а может быть, голосом мне сказал!
Вот в Индии, например, делают сейчас программы для неграмотных крестьян. Они голосом задают вопросы компьютеру и голосом получают ответ. Вроде, оказывается, и грамотности не надо, разговаривать только надо уметь, но, слава богу, в России этот вопрос остро не стоит пока, так что у нас другие проблемы!
Ведущий: Спасибо, Андрей Викентьевич!
|
Ведущий: Следующий вопрос, который в России стоит остро. Большинство граждан опасается введения повременной оплаты за телефон. Я зачитаю несколько вопросов: Минсвязи одной рукой создает программу "Электронная Россия", а другой добивается введения повременной оплаты. Между тем, у рядовых пользователей повременная оплата фактически отнимет возможность пользоваться Интернетом с использованием домашних телефонов!
Другой вопрос задает Константин из Твери: Будут ли представлены какие-либо льготы пользователям Интернета после введения повременной оплаты. Если «Да», то какие?
|
А.В. Коротков:
Вот второй вопрос мне больше нравится! А первый вопрос мне не нравится, – вот почему: хотелось бы понять, откуда человек звонит и задает этот вопрос. (Там есть отсылка. Нет? Из Москвы, наверное.) Да, – из Москвы. Потому что у нас по сути дела Москва и осталась, которая выступает против повременки!
Есть города с гораздо более низким уровнем дохода населения. Ну, например, Волгоград. Там давно уже работает повременка и выяснилось, что 80 процентов пользователей, обычных, они от введения повременки не проигрывают. Как минимум, 60 процентов выигрывают, а 20 процентов проигрывают. Кто эти 20 процентов? Это не пользователи Интернета, это те люди, которые используют телефон для ведения домашнего бизнеса, то есть бизнес на телефоне. Или там у них подключены какие-то другие возможности к этому телефону, то есть они "молотят" на полную катушку! Вот, мне кажется, что если этой логике дальше следовать, то получается, что, конечно, надо, чтобы местные компании предоставляли возможность льготного доступа в Интернет в определенные часы. Ведь у нас пики нагрузки на телефон – они между 9 часами утра и 12 часами дня, и между 5 часами вечера и 8 часами вечера. Здесь самая пиковая нагрузка на сеть! А если брать вечерние часы или брать какие-то дневные часы, то здесь можно говорить о льготных тарифах, то есть шкала этих тарифов может быть гибкой.
Когда мы пользуемся Интернетом дома? Мы, наверное, им пользуемся вечером, в основном. После того, как мы уже детей растолкали по их комнатам и имеем возможность сесть работать, или для студента время, когда он уже пришел с занятий и сел работать вечером или днем, но он может выбрать не пиковые часы нагрузки, а тогда, когда тариф для него будет более низким для выхода в Интернет. Вот и все. Вся проблема! Так что не пострадает Интернет и домашний пользователь Интернета от того, что будет введена повременка. Уверяю Вас! Пострадают только те, кто ведет бизнес на своем домашнем телефоне, а это, по-моему, справедливо. Раз зарабатывает деньги с помощью этого, значит должен заплатить больше денег, также как, например, счетчик на воду и электроэнергию, – тот, кто ее больше тратит, наверное, должен (больше) платить.
|
Ведущий: У нас в зале присутствуют представители средств массовой информации и мы хотели бы задать несколько вопросов от них. Елена Шашенкова из "Intelligent enterprise" заранее подготовила вопрос: Существует Федеральная программа создания государственного регистра населения. Почему принято решение о проведении всесоюзной переписи населения, мероприятия дорогостоящего, дублирующего программу создания государственного регистра?
|
А.В. Коротков:
Задача (создания – ред.) регистра более глубокая и более серьезная, чем задача переписи. Перепись – это важное мероприятие. Она давно, действительно, не проводилась, поменялась даже страна, в которой мы живем. Последняя перепись проводилась в Советском Союзе, а сейчас Россия. Надо действительно понять, как мы живем, где мы живем и это дело добровольное, как вы знаете. А регистр – это некая взаимоувязка тех информационных ресурсов, которые существуют в Министерстве внутренних дел, в паспортных столах, в других базах данных: пенсионных, социальных. Представьте себе, что даже на выплатах социальных пособий сколько могут преимуществ получить люди, когда не надо будет тратить время! Ведь самый дорогостоящий человеческий ресурс – это время. Если все то время, которое мы тратим в ЖЭКах, паспортных столах, в бухгалтериях можно будет минимизировать и поручить это компьютеру (то, что сделано уже во многих странах)!
По-моему,от этого всем только выигрыш. Конечно, нужно внимательно посмотреть на те федеральные законы, которые существуют в этой сфере, чтобы не допустить несанкционированного вторжения в частную жизнь. Безусловно, конфиденциальная информация самым серьезным образом должна быть иерархирована и ведение такого регистра совсем не означает, что доступ к нему будет иметь каждый желающий! Каждый уровень информации будет иметь свой уровень доступа. Это сложная технологическая и законодательная работа, и мы приступили к ее реализации. Очень аккуратно, очень взвешенно. Не будет такой "компанейщины".
Мы будем, начиная со следующего года, в некоторых регионах такие модели обкатывать и смотреть, какие могут возникнуть коллизии, чтобы избежать возможных неправильных последствий ведения таких регистров. Я хочу сказать, что многие страны пошли по этому пути, в том числе открылась дискуссия в США, в Конгрессе, на эту тему. Там тоже есть конституционные ограничения, так же, как в России, связанные с подобного рода деятельностью, и, безусловно, у них тоже будут нелегкие дебаты, так же как и мы ожидаем таких дебатов с законодателями, с обществом. Еще раз говорю, что делается это в интересах людей при обязательном гарантированном соблюдении необходимой безопасности этой самой информации, которая там должна быть. Это серьезная тема и ее наскоком не решить!
Ведущий: Спасибо!
|
Ведущий: Пожалуйста, еще вопросы из зала.
Александр Латкин, газета "Известия": Андрей Викентьевич! Вот Вы уже говорили немного о законодательстве. Можно поподробнее, что Вас не устраивает в законе об ЭЦП (Электронной цифровой подписи - ред.). Вы сказали, что вот он получился не таким, как хотелось бы. И следующий вопрос о законе "О связи", который вот сейчас, видимо, начнет свое движение в Думе. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы этого закона, именно, - как он будет проходить в Думе, и как этот закон, если он пройдет, повлияет на развитие IT-технологий? Спасибо.
|
А.В. Коротков:
Закон "О связи" действительно необходим, извините, я начну со второй части. Предыдущий закон во многом устарел. Он был принят много лет тому назад. Мы очень благодарны Федеральному Собранию за ту огромную работу, которую мы провели совместно с ними по согласительным процедурам! Вы знаете, что там из этого закона были сознательно исключены те возможные "пики напряженности", которые (в частности вопрос, связанный с повременной оплатой) вызывали наибольшие дискуссии в обществе и, особенно, в Москве. Это сделано сознательно, потому что это, наверно, не должно регулироваться федеральным законом. Это должно регулироваться другими методами и способами.
Закон очень важный и очень необходимый для нас, и мы надеемся на то, что он пройдет успешно все последующие этапы. И чем скорее мы получим такой закон, тем проще нам будет развивать инфраструктуру, а если, опять же, говорить о строительстве информационного общества, то это две необходимые компоненты: это инфраструктура и контент, то есть (наполнение - ред.) то, в чем они функционируют, то есть каналы связи и содержание, ради чего, собственно говоря, эти каналы и строятся.
По поводу закона об электронной цифровой подписи. Ну, действительно, есть много вопросов, связанных с тем, как это все в реальности начнет работать. ФАПСИ определено, как координирующий орган в этой сфере. В то же время мы понимаем, что вот этот закон в первую очередь (и деятельность ФАПСИ) будет связан с той частью ключей, которые будут иметь отношение к информации государственного значения, то есть там, где мы говорим о том, что мы должны гарантировать достоверность такого рода информации!
Все остальное - бизнес и общество - вольно определять само и, в конце-концов, - здесь уже и по сложившейся традиции сейчас многие корпорации используют свои собственные ключи доступа, и они вольны определять свои взаимоотношения таким образом, как они считают нужным, поэтому я бы разделил эти проблемы, за которые государство несет непосредственную ответственность, и там, где бизнес и структуры гражданского общества будут договариваться напрямую между собой. А Министерство связи оставляет за собой возможность регуляции в законодательной сфере в этой области. С помощью ФАПСИ вместе как-то будем решать этот вопрос, но еще раз хочу сказать: надо пробовать, надо начинать работать по этому закону! Мы надеемся, что уже в самом скором будущем такой центр ФАПСИ будет создан (удостоверяющий) и посмотрим, как наша экономика отреагирует, как жизнь будет диктовать нам какие правила; тогда будем смотреть еще раз на этот закон.
Ведущий: Спасибо, Андрей Викентьевич!
|
Ведущий: Пожалуйста, следующий вопрос:
Константин Преображенский, журнал "B2B". У меня такой вопрос. Прозвучала идея по поводу обмена ссылками на разные ресурсы, посвященные, тем или иным образом, Федеральной целевой программе "Электронная Россия". Мне кажется, это идеологически неверно, и в связи с этим вопрос: Может быть, в связи с началом работы Дирекции ФЦП есть возможность создать какой-то интегрированный ресурс, посвященный реализации ФЦП? Будет ли планироваться его создание, когда и кто его будет администрировать соответственно? Спасибо.
|
А.В. Коротков:
Благодарю Вас. Если Вы читали материалы "Электронной России", этот пункт записан за Министерством экономического развития. Такой ресурс создается, тендер на него объявлен и я надеюсь, что наши коллеги достаточно быстро его развернут. А на счет идеологии я готов поспорить с Вами: в чем я совершаю идеологическую ошибку, когда говорю, что такие ссылки будут полезны?
Корр.: Их просто надо все время обновлять и поддерживать.
А.В. Коротков: Я не собираюсь создавать много источников. Ссылка означает только то, что, нажимая на этот "линк", Вы попадаете на мой сайт.
Корр.: Он всегда должен быть актуален, в том числе на том конце, на который Вы нажимаете.
А.В. Коротков: Наш сайт актуален. Ссылка - это адрес, всего-навсего!
|
Ведущий: Спасибо! Еще вопросы…
Валерий Коржов, "Computerworld": Насколько я понимаю, закон об ЭЦП относится к деятельности госпредприятий. Основная проблема у компаний заключается в том, что они должны взаимодействовать с государственными органами, и здесь, как правило, нет возможности реализации этого взаимодействия в электронном виде. Как правило, для этого им требуются бумажные документы и именно поэтому организациям приходится хранить у себя большие архивы и на бумаге, и именно поэтому блокируется электронное взаимодействие между компаниями. Отсюда и вопрос: когда будет реализована концепция электронного документа и когда государственные органы, с которыми взаимодействует компания (такие, как налоговая), когда они смогут взаимодействовать с бизнесом в электронном виде? Спасибо.
|
А.В. Коротков:
Понятно. К сожалению, действующее законодательство электронный документ не считает документом, как таковым. Только в бумажном виде документ является тем документом, с которым мы должны работать. Надеемся, что такой закон появится в скором будущем - "Об электроном документе".
Совершенно верно, что бизнес будет взаимодействовать с государством. Я надеюсь, что введение закона об электронной цифровой подписи некоторую часть проблем снимет. Но, наверное, потребуются изменения и в ряде других законов, которые так или иначе связаны с функционированием электронных документов. Электронный документооборот сейчас тоже является одной из тем, которые разрабатываются в тендерах нашего министерства и после того, как будут приняты некие единые стандарты, мы начнем дальше их более активно использовать. А сегодня даже письма, которые я от вас получаю по электронной почте на свой адрес, они, строго говоря, являются анонимками, и я могу на них не отвечать. Пока так действует законодательство. Надо изменять.
|
Ведущий: Спасибо.
Гребенщиков Сергей, журнал "B2B": Планируется назначение в российских министерствах такого рода чиновников, аналогов американских chief information officer и если да, то в какие сроки?
|
А.В. Коротков:
В министерствах - не уверен, что такие люди появятся. У нас в министерствах обычно есть какие-то другие структуры, которые работают с электронным документооборотом - это канцелярии или делопроизводство, это на уровне управления или отдела обычно существуют. К сожалению, штаты министерств не настолько большие, чтобы иметь возможность содержать на должностях именно таких людей. Хотя, может быть, жизнь подскажет, что, может быть не плохо иметь одного такого человека. Но, согласитесь, что это не совсем рационально. Я сторонник аутсорсинга в этой ситуации. Мы, например, сейчас в рамках проведенных в нашем министерстве тендеров очень надеемся, что люди от бизнеса подскажут нам технологические решения, которые наилучшим образом подходят, в том числе и для нашего министерства. Так бы они взаимодействовали с chief information officer (CIO) министерства связи. Я это не очень понимаю… Может быть, действительно, надо подумать над этим.
Корр.: Вы, как бы, затрагиваете только одну сторону проблемы, - взаимодействие бизнеса с государственными структурами, - но есть и другая сторона: на сколько сами госструктуры соответствуют поставленным задачам?! Задачи глобальные, нужен новый уровень знаний! Что будет делаться, скажем, в Вашем министерстве в этом плане? Вы же пионеры! Спасибо.
А.В. Коротков: (Пауза). Не думал на эту тему… Спасибо за подсказку, нужно поразмышлять! Не готов отвечать навскидку…
Корр.: Спасибо!
|
Ведущий: Если вопросов больше нет, мы бы хотели поблагодарить от лица организаторов Интернет-конференции Андрея Викентьевича (Короткова) и Юрия Евгеньевича (Хохлова) за то, что согласились прийти к нам и ответить на вопросы. Спасибо за подробные, развернутые ответы!
Надеемся, что теперь деятельность Министерства связи, программа "Электронная Россия" станут ближе и понятнее российским гражданам, Интернет-аудитории.
Так же хотелось поблагодарить средства массовой информации, которые проявили интерес к нашему мероприятию.
Всем спасибо!
|
|
Полный список заданных вопросов
|