Положение
о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 23
апреля 1997 г. N 480)
(с изменениями от 19 сентября, 22 октября 1997 г., 18 февраля, 24 марта, 10 августа 1998 г., 9 сентября 1999)
1. Министерство труда и социального развития
Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом
исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим
управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также
координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
2. В своей деятельности Министерство труда и
социального развития Российской Федерации руководствуется Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Министерство труда и социального развития
Российской Федерации возглавляет и организует деятельность федеральной
государственной службы занятости населения, службы по урегулированию
коллективных трудовых споров и государственных инспекций труда (государственных
инспекций труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональных
государственных инспекций труда).
Министерство труда и социального развития
Российской Федерации создает территориальные органы по вопросам занятости
населения, по урегулированию коллективных трудовых споров и по государственному
надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде
и охране труда (государственные инспекции труда в субъектах Российской
Федерации, межрегиональные государственные инспекции труда).
4. Министерство труда и социального развития
Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их
организационно-правовой формы.
5. Основными задачами Министерства труда и
социального развития Российской Федерации являются разработка предложений и
реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной
политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения,
повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования,
кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального
партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания,
улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и
социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого
возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов
их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию
законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению
международного сотрудничества в установленной сфере деятельности и оказанию
международной гуманитарной помощи.
6. Министерство труда и социального развития
Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами
осуществляет следующие основные функции:
в области комплексных проблем социального развития
1) разрабатывает с участием федеральных органов
исполнительной власти предложения по основным направлениям и приоритетам
государственной социальной политики в сфере труда, занятости и социальной
защиты населения на основе анализа социально-экономического развития Российской
Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики;
2) представляет в Правительство Российской
Федерации доклады о положении дел в сфере труда, занятости и социальной защиты
населения и предложения к государственным прогнозам социального развития
Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную
перспективу;
3) подготавливает по согласованию с
Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов
Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации проекты социальных программ, организует их выполнение и
контроль за использованием выделенных на эти цели средств;
4) организует и проводит мониторинг в сфере
труда, занятости и социальной защиты населения;
в области повышения уровня жизни и доходов населения
5) подготавливает совместно с Министерством
финансов Российской Федерации и с участием других заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти предложения о минимальных размерах оплаты труда,
пенсий, а также о размерах пособий, стипендий и других социальных выплат; 6)
вносит предложения по совершенствованию системы социальных пособий,
компенсационных выплат, льгот, а также по защите доходов населения от инфляции;
7) разрабатывает методику расчета величины
прожиточного минимума различных социально-демографических групп населения и
осуществляет экспертизу расчетов прожиточного минимума, проводимых субъектами
Российской Федерации;
8) организует разработку социальных нормативов
и социальных стандартов в пределах своей компетенции;
9) участвует в подготовке предложений по
совершенствованию системы налогообложения доходов физических лиц;
в области оплаты труда
10) разрабатывает предложения по повышению
мотивации и эффективности труда;
11) совершенствует тарифное регулирование
оплаты труда на основе социального партнерства;
12) осуществляет тарификацию работ, профессий и
должностей, совершенствование организации нормирования труда;
13) разрабатывает предложения по
совершенствованию районного регулирования оплаты труда, системы льгот и
компенсаций с учетом природно-климатических и социально-экономических факторов;
14) подготавливает совместно с Министерством
финансов Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти предложения по совершенствованию системы оплаты труда
работников бюджетных организаций и федеральных казенных предприятий, а также
денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и условий оплаты
труда и материального обеспечения граждан, направляемых на работу в организации
Российской Федерации за границу;
в области условий и охраны труда
15) осуществляет государственное управление
охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в
этой области;
16) разрабатывает федеральные программы
улучшения условий и охраны труда;
17) представляет в Правительство Российской
Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их
улучшению;
18) разрабатывает межотраслевые правила и
организационно-методические документы по охране труда;
19) разрабатывает предложения по
совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в
улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма
и профессиональных заболеваний;
20) осуществляет организационно-методическое
руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует
выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию
объектов требованиям условий и охраны труда;
21) организует работу по аттестации рабочих
мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом
Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду
субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в
организациях.
22) разрабатывает предложения о формах
государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды,
специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
23) проводит работу по совершенствованию
системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых
работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
24) представляет по согласованию с
Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство
Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными
условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших
18-летнего возраста;
25) организует обучение по охране труда
работников организаций и проверку знания ими требований охраны труда.
Устанавливает совместно с Министерством образования Российской Федерации и
другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок
обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, а
также устанавливает совместно с Фондом социального страхования Российской
Федерации порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий
работников за счет средств Фонда;
26) разрабатывает предложения по
совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда,
государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных
категорий работников;
в области социального партнерства в трудовых отношениях
27) подготавливает с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию
системы социального партнерства, основных направлений ее развития, осуществляет
методическое руководство работой по заключению региональных и территориальных
соглашений и коллективных договоров;
28) участвует в подготовке проекта генерального
соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
29) разрабатывает предложения к планам
мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации генерального
соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и
осуществляет контроль за их выполнением;
30) участвует в переговорах, разработке и
заключении отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных соглашений на
федеральном уровне, осуществляет их уведомительную регистрацию и контроль за
ходом выполнения;
31) участвует в разработке, заключении и
выполнении отраслевого (тарифного) соглашения в качестве представителя
работодателя от лица подведомственных организаций и от лица иных организаций -
при условии делегирования ими Министерству труда и социального развития
Российской Федерации соответствующих полномочий;
32) содействует урегулированию коллективных
трудовых споров, выявляет и обобщает причины их возникновения, подготавливает
предложения по устранению указанных споров, производит их уведомительную
регистрацию;
в области народонаселения
33) разрабатывает и осуществляет меры по
реализации основных направлений государственной социально-демографической
политики;
34) представляет ежегодные доклады в
Правительство Российской Федерации о состоянии и мерах по улучшению
демографического положения в стране;
в области занятости населения
35) осуществляет анализ занятости на
федеральном и территориальном (региональном) уровнях, по отдельным категориям
населения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда, организует и
координирует разработку федеральной программы содействия занятости населения;
36) определяет совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти общую потребность в рабочих местах
и с учетом демографического прогноза разрабатывает генеральную схему создания
рабочих мест;
37) организует разработку программ создания,
сохранения и развития рабочих мест, обеспечения занятости населения и усиления
социальной защиты работников, высвобождаемых при санации производства и
банкротстве предприятий, а также при увольнении из Вооруженных Сил Российской
Федерации;
38) проводит экспертизу разрабатываемых
федеральных целевых и инвестиционных программ в части создания и сохранения
рабочих мест;
39) подготавливает предложения о критериях
отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда и о мерах по их
финансово-экономической поддержке;
40) осуществляет меры по совершенствованию
организации трудоустройства граждан, организует разработку специальных программ
и мероприятий по поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы, по сокращению длительности безработицы,
содействию занятости несовершеннолетних;
41) разрабатывает предложения по повышению
мобильности трудовых ресурсов, определяет направления территориального
перемещения трудовых ресурсов, оказывает помощь в трудоустройстве гражданам в
связи с направлением на работу в другую местность по предложению
территориальных органов по вопросам занятости населения;
42) разрабатывает порядок предоставления
компенсаций материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в
другую местность безработных граждан по предложению территориальных органов по
вопросам занятости населения;
43) разрабатывает порядок регистрации
безработных граждан;
44) подготавливает предложения по развитию
общественных работ;
45) разрабатывает предложения по
совершенствованию порядка выплаты стипендий гражданам, направляемым на обучение
территориальными органами по вопросам занятости населения, пособий по
безработице, материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их
содержании, а также гражданам, потерявшим право на получение пособия по
безработице;
46) содействует развитию предпринимательской
деятельности и самостоятельной занятости безработных граждан и лиц, ищущих
работу, а также применению гибких форм занятости;
47) разрабатывает проект бюджета
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации по источникам
образования и целевым направлениям расходования средств;
48) организует работу по формированию, ведению
и использованию на федеральном уровне банка вакансий;
49) публикует статистические данные и информационные
материалы о предложениях и спросе на рабочую силу, возможностях
трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки граждан,
состоянии рынков труда;
в области развития кадрового потенциала
50) разрабатывает и организует реализацию предложений
по содействию развития персонала на производстве, осуществляет методическое
руководство подготовкой региональных и отраслевых программ развития персонала;
51) подготавливает проекты нормативных правовых
актов по проведению квалификационных экзаменов, аттестации и сертификации
персонала, переподготовке и повышению квалификации кадров;
52) осуществляет организационное и методическое
руководство развитием профессиональной ориентации и психологической поддержки
населения;
53) осуществляет организационное и методическое
руководство профессиональным обучением населения, подготовкой, переподготовкой,
повышением квалификации работников на производстве, безработных и незанятых
граждан;
в области социального страхования
54) разрабатывает предложения по развитию
системы государственного социального страхования и добровольного социального
страхования;
55) участвует в подготовке предложений о
размерах тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и к
проектам их бюджетов;
в области пенсионного обеспечения
56) разрабатывает предложения по формированию
государственной политики в области пенсионного обеспечения и совершенствованию
федерального пенсионного законодательства;
57) осуществляет совместно с Пенсионным фондом
Российской Федерации методическое обеспечение работы по назначению,
перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий;
58) организует совместно с Пенсионным фондом
Российской Федерации контроль за назначением и выплатой государственных пенсий,
целевым расходованием средств на пенсионное обеспечение;
59) участвует в разработке предложений по
совершенствованию законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и
приравненных к ним лиц;
60) организует совместно с Пенсионным фондом
Российской Федерации выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами
Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации, международными договорами (соглашениями) Российской Федерации;
61) разрабатывает предложения по
совершенствованию пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда,
осуществляет контроль за правильностью применения списков работ (профессий и
должностей), с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном
пенсионном возрасте;
62) содействует развитию негосударственных систем
пенсионного обеспечения;
в области социальной защиты населения
63) разрабатывает предложения по формированию
государственной политики в области социальной защиты семьи, женщин и детей,
граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов и реализует ее во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
64) осуществляет организационно-методическое
руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
организаций по социальной защите граждан, пострадавших в результате
радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их
последствий, а также контроль за предоставлением установленных
законодательством Российской Федерации льгот и компенсаций этим гражданам;
65) координирует и контролирует разработку и
реализацию федеральных программ социальной поддержки и улучшения положения
семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов;
66) представляет доклады в Правительство
Российской Федерации о состоянии и мерах по улучшению положения семьи, женщин и
детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов;
67) осуществляет в пределах своей компетенции
контроль за реализацией социальных гарантий, установленных законодательством
Российской Федерации для семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и
ветеранов, инвалидов;
68) осуществляет методическое обеспечение
работы по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей;
69) организует совместно с федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и негосударственными организациями и объединениями отдых и
оздоровление детей в период школьных каникул;
70) разрабатывает и осуществляет совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными
объединениями меры по устранению детской безнадзорности, социального сиротства,
профилактике асоциального поведения подростков, охране прав детей, созданию
нормальных условий для их жизнедеятельности;
71) разрабатывает и осуществляет меры по
созданию условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с
ограниченными возможностями;
72) осуществляет меры по организации и развитию
государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
73) участвует в формировании государственной
политики в области градостроительства в целях обеспечения доступности для
инвалидов и граждан пожилого возраста объектов социальной инфраструктуры,
средств транспорта и связи;
74) обеспечивает организацию
протезно-ортопедической помощи населению, контроль за предоставлением гражданам
льгот и преимуществ при протезировании, содействует увеличению производства и
совершенствованию технологии изготовления протезно-ортопедических изделий,
развитию сети организаций различных форм собственности по производству
протезно-ортопедических изделий;
в области социальной защиты граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей
75) подготавливает проекты нормативных правовых
актов, федеральных и иных программ социальной поддержки ветеранов войны и
военной службы, участников боевых действий и ветеранов подразделений особого
риска;
76) координирует взаимодействие федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, общественных объединений, а также других организаций при
разработке и реализации межрегиональных программ и мер по социальной адаптации
граждан, уволенных с военной службы;
77) обеспечивает организацию социальной
поддержки членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы
по призыву;
78) координирует создание и совершенствование
системы социальной реабилитации инвалидов военной службы;
79) осуществляет информационное и методическое
обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей;
80) участвует в разработке и осуществлении
мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества и сохранению
российских воинских захоронений за рубежом и контролирует их исполнение;
в области социального обслуживания населения
81) организует совместно с федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации создание и развитие сети комплексных и специализированных
государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб, в том числе
стационарных, полустационарных и других учреждений социального обслуживания
населения, осуществляет координацию их деятельности и методическое обеспечение,
разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти стандарты социального обслуживания населения;
82) участвует в разработке предложений по
совершенствованию системы льгот и компенсаций, оказанию социальной помощи,
предоставлению социальных услуг и материальной помощи гражданам, оказавшимся в
трудных жизненных и экстремальных ситуациях, в том числе гражданам,
пострадавшим в результате радиационных аварий, промышленных и экологических
катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций,
беженцам, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства и
занятий;
в области государственной службы
83) подготавливает совместно с Министерством
финансов Российской Федерации предложения по денежному содержанию (денежному
вознаграждению), социальным гарантиям и пенсионному обеспечению лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации и государственные должности
федеральной государственной службы, а также совместно с Министерством юстиции
Российской Федерации по вопросам, связанным с приемом, прохождением и
увольнением с государственной службы;
84) оформляет доплаты за выслугу лет к
государственным пенсиям лицам, замещающим государственные должности Российской
Федерации и государственные должности федеральной государственной службы;
85) вносит в Правительство Российской Федерации
предложения по формированию, размещению и исполнению государственного заказа на
переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных
органов исполнительной власти и совместно с Министерством финансов Российской
Федерации контролирует его выполнение;
в области законодательства о труде, занятости
и социальной защите населения
86) подготавливает с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти проекты нормативных правовых актов о
труде, занятости и социальной защите населения и вносит их на рассмотрение
Правительства Российской Федерации;
87) обобщает практику применения
законодательства в пределах своей компетенции и обеспечивает единообразное его
применение;
88) участвует в подготовке предложений по
сближению законодательства о труде, занятости и социальной защите населения
государств - участников Содружества Независимых Государств;
89) осуществляет совместно с федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и общественными объединениями контроль за реализацией
законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, соблюдением
установленных социальных гарантий;
в области международного сотрудничества
90) осуществляет международные связи и
сотрудничество в области труда, занятости и социальной защиты населения;
91) осуществляет функции головного федерального
органа исполнительной власти, связанные с участием Российской Федерации в
Международной организации труда, Международной ассоциации социального обеспечения,
Детском фонде ООН, Фонде ООН в области народонаселения, Европейском центре по
политике и исследованиям в области социального благосостояния;
92) подготавливает проекты международных
договоров и соглашений по вопросам труда, занятости и социальной защиты
населения;
93) вносит предложения по ратификации
Российской Федерацией международных конвенций и других международных актов о
труде, занятости и социальной защите населения, подготавливает ежегодные
доклады о выполнении положений ратифицированных конвенций;
94) участвует совместно с российскими и
зарубежными организациями в пределах своей компетенции в реализации программ и
проектов гуманитарной и технической помощи, определяет объем, характер и
приоритетность ее предоставления малообеспеченным и другим нуждающимся
категориям населения;
94) организует работу по проведению
международных конференций, семинаров, симпозиумов, учебных курсов, реализации
проектов технического содействия в сфере труда, занятости и социальной защиты
населения.
95) осуществляет разработку предложений и
участвует в реализации программы в области иностранного безвозмездного
содействия Российской Федерации, эффективного и целенаправленного использования
ресурсов гуманитарной помощи;
96) осуществляет организационно-техническое
обеспечение деятельности Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи
при Правительстве Российской Федерации;
97) подготавливает совместно с федеральными
органами исполнительной власти предложения о признании ввозимых товаров
гуманитарной помощью и вносит их на рассмотрение Комиссии по вопросам
международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации.
7. Министерство труда и социального развития
Российской Федерации наряду с выполнением перечисленных функций:
1) участвует в деятельности координационных и
консультативных органов, образованных решениями Правительства Российской
Федерации;
2) разрабатывает нормативные требования и
осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, аттестацию и
аккредитацию подведомственных образовательных учреждений, сертификацию
продукции, услуг и работников в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
3) осуществляет методическое руководство и
помощь в деятельности соответствующих органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
4) организует и координирует проведение
научно-исследовательских работ в области труда, занятости, демографии и
социальной защиты населения;
5) организует подготовку, переподготовку и
повышение квалификации работников подведомственных организаций, а также органов
по труду и социальной защите населения субъектов Российской Федерации;
6) организует разработку и внедрение единых
информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в
области труда, занятости, социальной защиты населения, включая пенсионное
обеспечение;
7) рассматривает предложения, заявления и
жалобы граждан и принимает по ним необходимые меры, ведет прием граждан по
вопросам, отнесенным к компетенции Министерства труда и социального развития
Российской Федерации;
8) организует выполнение мероприятий по
мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации по этим вопросам.
8. Министерству труда и социального развития
Российской Федерации для осуществления возложенных на него задач и функций
предоставлено право:
1) запрашивать и получать в установленном
порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц независимо от их организационно-правовой
формы материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
2) разрабатывать и представлять на утверждение
в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и
сертификации и вести в установленном порядке общероссийский классификатор
профессий рабочих и должностей служащих;
3) разрабатывать в соответствии с
международными стандартами и утверждать квалификационные критерии для отнесения
работ по их сложности к квалификационным группам (разрядам),
тарифно-квалификационные справочники работ, профессий и должностей всех
категорий работников, межотраслевые нормы труда;
4) устанавливать по представлению федеральных
органов исполнительной власти разряды оплаты труда для отдельных должностей
служащих бюджетных организаций в связи с изменением квалификационных
требований;
5) устанавливать по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации и по представлению федеральных
органов исполнительной власти размеры тарифных ставок и должностных окладов для
отдельных категорий работников бюджетных организаций применительно к условиям
оплаты труда, утвержденным Правительством Российской Федерации;
6) определять по представлению заинтересованных
организаций и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации
применительно к действующим условиям оплаты труда работников организаций
Российской Федерации за границей размеры должностных окладов для отдельных
должностей (по которым они ранее не устанавливались), замещаемых работниками,
направляемыми за границу;
7) устанавливать по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации минимальные нормы и порядок
возмещения расходов при направлении работников организаций для выполнения
монтажных, наладочных и строительных работ, на курсы повышения квалификации, а
также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым
методом и полевых работ, постоянную работу в пути;
8) устанавливать по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации условия оплаты труда работников,
занятых выполнением аварийно-спасательных и других неотложных работ по
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
9) вводить по согласованию с Министерством
финансов Российской Федерации бесплатное питание для экипажей отдельных морских
и речных судов, находящихся в ведении бюджетных организаций федеральных органов
исполнительной власти, применительно к нормам питания, установленным
Правительством Российской Федерации для экипажей судов морского и речного
флота;
10) утверждать по согласованию с Министерством
здравоохранения Российской Федерации списки и перечни производств, работ,
профессий и должностей с вредными условиями труда, дающих право на
дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатное получение
лечебно-профилактического питания;
11) утверждать по согласованию с Министерством
здравоохранения Российской Федерации перечни тяжелых работ и работ с вредными
или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин;
12) утверждать типовые отраслевые нормы
бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других
средств индивидуальной защиты;
13) определять порядок предоставления
работникам льгот в связи с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, а
также порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и
другими средствами индивидуальной защиты;
14) устанавливать в пределах своей компетенции
порядок разработки правил и норм по охране труда, утверждать правила и нормы по
охране труда, а также организационно-методические и общетехнические требования
к проведению работ по охране труда;
15) осуществлять оперативное управление
средствами Государственного фонда занятости населения Российской Федерации;
16) разрабатывать и утверждать
нормативно-методические документы по вопросам, отнесенным к его компетенции;
17) проводить конференции, совещания,
симпозиумы и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам,
входящим в его компетенцию.
9. Министерство труда и социального развития
Российской Федерации принимает в соответствии с законодательством Российской
Федерации постановления и дает разъяснения по применению нормативных правовых
актов в области труда, занятости и социальной защиты населения, подлежащие
обязательному исполнению федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями независимо
от организационно-правовой формы. В случае необходимости решения принимаются
Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно или по
согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти.
10. Министерство труда и социального развития
Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению
Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития Российской
Федерации задач и осуществление им своих функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
11. Министр труда и социального развития
Российской Федерации:
1) руководит на принципах единоначалия
деятельностью Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
2) распределяет обязанности между заместителями
Министра;
3) утверждает структуру и штатное расписание
центрального аппарата в пределах установленных Правительством Российской
Федерации фонда оплаты труда и численности работников, положения о структурных
подразделениях, а также смету расходов на его содержание в пределах средств
федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития
Российской Федерации на государственное управление;
4) устанавливает обязанности и определяет
ответственность руководителей структурных подразделений Министерства труда и
социального развития Российской Федерации;
5) издает в пределах своей компетенции в
соответствии с законодательством Российской Федерации приказы и распоряжения,
подлежащие обязательному исполнению работниками Министерства труда и
социального развития Российской Федерации и подведомственными организациями;
6) назначает в установленном порядке на
должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства
труда и социального развития Российской Федерации;
7) утверждает в установленном порядке уставы
подведомственных организаций, заключает, изменяет и расторгает договоры
(контракты) с их руководителями;
8) назначает на должность и освобождает от должности
в порядке, установленном федеральными законами и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, руководителей территориальных органов Министерства
труда и социального развития Российской Федерации;
9) представляет в установленном порядке особо
отличившихся работников к награждению государственными наградами и присвоению
почетных званий Российской Федерации;
10) осуществляет другие полномочия в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. В Министерстве труда и социального развития
Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель
коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих
работников центрального аппарата Министерства. В состав коллегии могут
включаться представители федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, ученые и
специалисты.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав
по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению
Министра труда и социального развития Российской Федерации.
Коллегия на регулярно проводимых заседаниях
рассматривает важнейшие вопросы труда, занятости и социальной защиты населения
и деятельности Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило,
постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации,
приказами и распоряжениями Министра.
13. Для научной разработки проблем труда и
социального развития Министерство труда и социального развития Российской
Федерации образует научный совет с включением в его состав представителей
федеральных органов исполнительной власти, организаций, ученых и специалистов.
Состав научного совета и положение о нем
утверждаются Министром труда и социального развития Российской Федерации.
14. Министерство труда и социального развития
Российской Федерации в целях выполнения возложенных на него задач издает в
установленном порядке бюллетень, журналы и другие печатные издания.
15. Министерство труда и социального развития
Российской Федерации осуществляет финансирование подведомственных организаций,
а также федеральных программ и мероприятий социальной защиты населения.
16. Министерство труда и социального развития
Российской Федерации является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс,
расчетный и иные (включая валютные) счета в учреждениях банков, печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
17. Местонахождение (юридический адрес) Министерства труда
и социального развития Российской Федерации - г.Москва, Биржевая площадь, дом
1
|