Конституционный суд вернулся на десять лет назад
Снятый Ельциным глава КС возвратил свое кресло
"Полной неожиданностью" назвал свое избрание председателем Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. По его словам, эта неожиданность не приведет к принципиальным изменениям в деятельности КС. Оценки СМИ этого события несколько иные. Во всяком случае, триумфальное возвращение на один из высших постов в "третьей власти" человека, десять лет назад упорно противостоявшего президенту Ельцину, считают знаковым событием.
Зорькин был первым председателем КС после его создания в ноябре 1991 года. Это было непростое время, характеризовавшееся политическим противостоянием различных группировок внутри Верховного Совета, администрации президента и региональных элит. Соответственно, и пост главы КС волей-неволей приобретал не только высокий статус, но и политическую окраску. Это обстоятельство было продемонстрировано еще на первом заседании суда в январе 1992 г., когда этот орган счел не соответствующим основному закону президентский указ о слиянии экс-КГБ и МВД. В начале следующего года КС выносит заключение по делу о компартии, позволившее в короткие сроки воссоздать ее легальную структуру. Позже Зорькин выступал "арбитром" в острейшей схватке между парламентом и президентом. Принятые при его участии постановления временно снизили накал борьбы между обеими ветвями власти в период апрельского референдума о "народном доверии". Однако в осенью 1993 года это противостояние обострилось, и КС, в том числе в лице своего председателя, фактически поддержал законодателей (осудив указ Ельцина N 1400 как антиконституционный).
6 октября того же года, после того как Верховный Совет был разогнан, а его здание взято штурмом верными президенту войсками, под давлением Кремля КС проголосовал за снятие Зорькина со своего поста (его сменил Николай Витрук, считавшийся сторонником Ельцина). Членом суда Зорькин остался (в соответствии с Основным законом он не сменяем до "выработки" 15-летнего срока) и ушел в тень. Впрочем, и высокие судебные органы в целом устранились от громких политических разборок в условиях новой, президентской республики. Революционный период в развитии РФ закончился, а с ним закончилась и резкая ломка былого уклада, зачастую противоречившая Конституции и другим юридическим нормам. КС сосредоточился на более частных, хотя и важных делах, вроде проверки соответствия федеральному главному закону законов и указов субъектов РФ.
Тем не менее почти 10 лет спустя полузабытый большой политикой Зорькин имеет шанс в нее вернуться, как бы ни убеждали эксперты в том, что сейчас пост главы КС перестал иметь политическое значение. "Герои минувших дней" в последнее время вновь возникли на широкой общественной сцене. Сергей Глазьев, в 1993 году бывший министром внешнеэкономических связей, ныне является одним из главных вероятных кандидатов от НПСР на президентский пост. Генпрокурор РФ начала 90-х Валентин Степанков стал заместителем представителя президента в Приволжском федеральном округе, а Юрий Скуратов предпринял громкую попытку быть избранным сенатором. Возвращение Зорькину кресла главы КС было нелегким (на первом этапе голоса судей разделились поровну между ним и Маратом Баглаем) и могло состояться потому, что основные оппоненты его уже покинули КС по сроку или возрасту.
Нельзя не заметить, что триумф главного противника Ельцина в рядах третьей власти случился на фоне инициатив левых депутатов Госдумы вновь вернуться к вопросам о гарантиях бывшему "гаранту". Для оппозиции само имя первого президента действует как красная тряпка на быка, и все, что делается "назло Ельцину", воспринимается КПРФ и ее союзниками "на ура". Вторичное избрание Зорькина, несомненно, порадует оппозиционеров с точки зрения "исторической справедливости". Кроме того, появляются шансы, что вопрос о снятии гарантий первому президенту вновь может выйти на уровень КС, где до сих пор подобные инициативы блокировались. Конечно, трудно сказать, насколько возвращение Зорькина было предопределено политическими соображениями, возобладавшими вдруг у членов КС. Возможно, они просто увидели в коллеге опытного юриста с независимой позицией (в конце концов, Зорькин выступал и против ГКЧП и "рубил" некоторые инициативы Верховного Совета). Возможно, среди некоторых судей возобладало "чувство вины" за то, что в октябре 1993 года, под угрозой разгона КС, они приняли несправедливое "кадровое решение".
И все же нельзя исключать того, что итоги голосования в КС отразили некую сложную игру, и не только на уровне судебной власти. В свете приближающихся выборов на политическом горизонте страны замаячили разного рода альянсы и определенное соглашение между Кремлем и вчерашней непримиримой оппозицией совсем не кажется невероятным. Судя по частоте мелькания лидеров КПРФ в телевизионном "прайм-тайм", слухи о некоей обещанной им материальной и административной поддержке могут и подтвердиться. А избрание Валерия Зорькина не самая главная, но все же сладкая пилюля для тех, кто болен навязчивой идеей "реванша" за события десятилетней давности. Тем более сладкая, что поклонники Маркса и Ленина уверены: история повторяется, хотя бы по спирали. Подтвердит ли эту теорию до конца новый глава КС, покажет его деятельность.
Отдел политики
33, RBC daily
21/02/2003