Шанс для председателя
Председатель Конституционного суда (КС) избирается на три года. Однако сохранить за собой почетное кресло весь этот срок пока сумел только Марат Баглай.
Все его предшественники слагали полномочия досрочно: кто (Валерий Зорькин) — в силу обстоятельств, кто (Владимир Туманов) — по возрасту. Но нынешний глава КС, избранный впервые в феврале 1997 года и подтвердивший полномочия в 2000-м, вполне может претендовать на новый срок.
Судьи, которым предстоит избирать председателя, не связаны какими бы то ни было ограничениями. В отличие от президента страны глава КС может быть избран на третий срок. При этом надо иметь в виду, что полномочия судьи Баглая заканчиваются в январе 2005 года (когда вступит в силу поправка к закону о КС, устанавливающая предельный возраст судьи), независимо от того, какой пост он занимает.
Руководители КС России Валерий Зорькин, председатель КС с 1.11.91 по 6.10.93; Николай Витрук, и.о. председателя КС с 6.10.93 по 13.02.95; Владимир Туманов, председатель КС с 13.02.95 по 20.02.97; Марат Баглай, председатель КС с 20.02.97 по н/в. | |
Так что даже в случае переизбрания Баглаю не суждено остаться председателем еще на три года. В аналогичной ситуации находится и судья Виктор Лучин, которому придется уйти в отставку в марте 2004 года. Остальные могут спокойно работать более трех лет, однако далеко не все они вправе претендовать на почетную должность. Совершенно очевидно, что назначенные только в этом месяце "новобранцы" вообще не будут рассматриваться в качестве кандидатов. В первую очередь, конкурировать могли бы "ветераны конституционного судопроизводства", избранные еще съездом народных депутатов РСФСР в 1991 году, и наиболее авторитетные представители "второго призыва", которых Совет Федерации назначил в 1994 году. От неожиданностей, конечно, никто не застрахован (вспомним хотя бы выборы 1995 года, когда рассчитывавший стать председателем КС Николай Витрук не сумел сохранить за собой даже пост зампреда). И все-таки сегодня ситуация гораздо более спокойная и предсказуемая.
Кто, если не Баглай? Этот вопрос задают многие аналитики, стремясь заранее угадать исход тайного голосования.
Выборы будут альтернативными. И вряд ли нынешний заместитель председателя КС Владимир Стрекозов намерен брать самоотвод. Его компетенция и опыт позволяют рассчитывать на поддержку коллег. Хорошо знают специфику руководящей работы занимавшие в свое время пост судьи-секретаря Юрий Рудкин, Николай Селезнев и Юрий Данилов. Полны амбиций и судьи последнего, "путинского призыва", однако их срок, наверное, еще не пришел. И если в Кремле хотят, чтобы кто-то из них поскорее возглавил КС, то сегодня президентская администрация должна поддержать именно Баглая, которому осталось работать в суде менее двух лет. Да и стоило ли в противном случае огород городить, внося два года назад в закон о КС хитроумные поправки, позволившие Баглаю оставаться в строю аж до 74 лет, тогда как многие другие судьи были вынуждены уйти в отставку, как только им исполнилось 65.
Впрочем, давление со стороны вряд ли будет иметь решающее значение. Судьи достаточно независимы и при принятии решения будут опираться исключительно на свое отношение к тому или иному претенденту. Возможно, при этом они учтут умение Баглая поддерживать нормальные отношения с другими ветвями власти и постоянно декларируемое им нежелание ввязываться в большую политику. Полностью уйти от политики суд, конечно, не может, однако последние годы он старался, чтобы все постановления, даже имеющие политические последствия, принимались исключительно на основе права.
Завтра судьи Конституционного суда России выберут первого среди равных Константин Катанян, № 1105, Время МН (online)
20/02/2003Оригинал материала