СВЕЖАЯ СТАРАЯ КРОВЬ
В Конституционном суде сменился председатель
В среду в ходе тайного голосования новым председателем КС был избран Валерий Зорькин. Он сменил Марата Баглая, которому предстоит исполнять обязанности рядового судьи до 2005 года.
Накануне ничто не предвещало столь бурной смены декораций. Наблюдатели были уверены в том, что Марата Баглая переизберут еще на один срок. Оставшиеся два года до вступления в силу ограничения возраста судьи в 70 лет он был призван обеспечивать стабильность работы суда, который при его председательстве максимально отдалился от принятия политических решений.
Именно участие суда в политике стало в октябре 1993 года причиной ухода в отставку его тогдашнего главы Валерия Зорькина. Суд признал неконституционным указ Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Верховного Совета и новых парламентских выборах. После кровавых событий в Москве 3-4 октября 1993 года Зорькин заявил, что "не может исполнять обязанности в сложившихся условиях". Его полномочия судьи были восстановлены на совещании Конституционного суда 25 января 1994 года.
Учитывая прежнюю оппозиционность судьи, его избрание на пост председателя КС можно было бы назвать неожиданным. Однако не следует считать новоизбранного каким-то записным противником любой власти. Когда в феврале 1996 года Центральная избирательная комиссия зарегистрировала инициативную группу по выдвижению Зорькина на пост президента, сам кандидат баллотироваться отказался, отметив, что "данное выдвижение препятствует объединению конструктивных сил и не отвечает требованиям момента". А уже при другой власти, в марте 2000 года, Зорькину указом президента Владимира Путина было присвоено звание заслуженного юриста Российской Федерации "за заслуги в укреплении законности и многолетнюю добросовестную работу".
Многие политики и политологи не увидели в произошедшем ничего сенсационного. Их позицию выразил "Известиям" президент фонда "Индем" Георгий Сатаров:
- Все-таки Зорькин пользовался и пользуется авторитетом в судейском сообществе, у него есть весьма нетривиальный опыт работы главой КС, поэтому я не вижу в его назначении ничего неожиданного.
Однако, по утверждениям источников "Известий", для людей, курирующих работу КС, принятое решение стало новостью. Поначалу Зорькин рассматривался как совершенно непроходной кандидат, поэтому и был выбран в противники "согласованному" Баглаю. Победив с перевесом в один голос (10 против 9), судья поставил в затруднительное положение многих людей, в первую очередь себя. Зорькин извинился перед журналистами, отказался давать комментарии, после чего заперся в своем кабинете. Смятение чувств нового старого председателя легко понять. В год парламентских выборов КС отведена особая роль в принятии решений об их законности, поскольку по новому законодательству роль судов всех уровней в избирательном процессе серьезно расширена.