А тот ли это Зорькин?
Валерий Зорькин снова избран председателем Конституционного Суда РФ. Десятилетие назад ему пришлось оставить этот пост, и тогда казалось, что карьера этого амбициозного молодого юриста остановлена навсегда. И вот, спустя десять лет Зорькин возвращается в председательское кресло. Как могло случиться, что карьера судьи Зорькина сделала такой неожиданный поворот – или в нем меньше неожиданного, чем кажется поначалу?
Первый раз он громко заявил о себе самим фактом избрания на этот ответственный пост, несмотря на молодость. Затем последовало скандальное решение суда об отмене президентского указа, объединявшего МВД и КГБ. А затем последовали бурные события 1993 года.
Зорькин, занявший в конфликте сторону Верховного Совета, вынужден был после его поражения оставить пост.
Эту историю "Дням.ру" комментируют президент Фонда "ИНДЕМ", бывший помощник президента РФ Георгий Сатаров и глава аналитического департамента "Центра Политических Технологий" Алексей Макаркин.
Алексей Макаркин:
"Кто такой Зорькин? Это человек, главной проблемой которого было то, что он поднялся на высокий пост председателя КС слишком быстро. Достаточно вспомнить его карьеру. Он был одним из самых молодых докторов юридических наук в СССР. Человек, весьма неординарно мысливший, из-за чего у него были проблемы с защитой диссертации.
Человек, никогда не работавший в бюрократических структурах и бывший профессором ВУЗа, входившего в систему МВД, но даже не начальником кафедры, не говоря о других более высоких административных должностях. Весь его бюрократический опыт на момент первого избрания состоял из работы в Конституционной комиссии Румянцева.
Неудивительно, что попав на пост председателя КС, этот человек сам не почувствовал, как у него началось некоторое головокружение.
Политический вес Зорькина вырос после суда над КПСС, где его благосклонности добивались и президентские структуры, и коммунисты, и, в конце концов, было вынесено компромиссное решение. Он переоценил свои силы, и пытался играть роль верховного арбитра в серьезнейшем политическом конфликте, и это привело его к тому, что он оказался на одной из сторон.
Он не удержался - да и не мог удержаться в положении арбитра, потому, что президентская сторона его функций арбитра не признавала, а сторона Верховного Совета просто хотела использовать его в своих интересах, что привело к расколу в КС, и часть судей выступила напротив своего председателя.
Поражение антиельцинских сил привело к возможности сохранения КС в его тогдашнем составе только при отставке Зорькина. Таким образом, его политические амбиции привели к серьезнейшему кризису КС. Однако, затем перед ним встал выбор: или уходить в оппозицию, в политику, отказавшись от поста члена КС, или остаться в его составе, отказавшись от политических амбиций, но сохранив высокий статус.
После непродолжительных размышлений он выбрал второе. Я не помню никаких политических инициатив Зорькина после 1994 года. Он отошел от политики, но у меня складывается впечатление, что Зорькин образца 2003 года – это уже далеко не тот Зорькин, который собирался играть роль верховного арбитра. Это человек с куда большим опытом, и судейским, и человеческим.
Он сумел сделать очень важную вещь – в условиях, когда по его самолюбию был нанесен сильнейший удар, он смог остаться частью такой элитной и амбициозной корпорации, как КС, и смог сохранить нормальные отношения и со старыми коллегами, и установить их с новыми. За него проголосовали 10 судей из 15 – две трети голосов.
Таким образом, я думаю, что еще одна причина его избрания КС за последнее десятилетие покинули практически все убежденные оппоненты Зорькина в 1993 году. Скончался судья Аметистов, ушла в отставку заместитель председателя суда Морщакова, уже в этом году ушел в отставку по возрасту главный оппонент Зорькина, и его бывший коллега по школе МВД Петрук.
Нынешний состав КС очень прагматичен, и не имеет политических амбиций. Этот состав активно сотрудничает с Администрацией Президента. Я думаю, что в нынешних условиях никакой великой революции не произошло. Просто реорганизовавшаяся корпорация привела на пост председателя одного из своих наиболее опытных членов. Ведь этот судья – один из немногих, избранных еще в 1991 году.
Есть версия, что его избрание – некий антипитерский акт. Однако, к числу питерских выдвиженцев президента может быть отнесен только судья Казанцев, избранный в прошлом году.
Но он имел мало шансов возглавить суд просто из-за непродолжительного времени пребывания в должности, эта амбициозная корпорация просто его бы не пропустила, не стоит преувеличивать влияния Кремля на нее. Если питерская тема подспудно и имела место, то она не была главной".
Георгий Сатаров:
"Трудно приписать этому факту какой-то знак, поскольку все что происходило в 1993 году при активном участии КС и Зорькина им самим глубоко переосмысливалось, и он сам об этом писал, так что позиция Зорькина в отношении роли КС может выясняться только в процессе работы.
Безусловно, это свидетельствует о его авторитете среди судейского сообщества, и для меня неудивительно, что это произошло заново. Но, что касается позиции самого Суда, то, необходимо помнить, что она определяется не только председателем: КС принимает коллегиальные решения.
Я думаю, что с президентом он общий язык найдет. Он рефлексировал свой опыт. КС нужен для того чтобы соблюдать не только букву, но и дух закона. Когда нет ясности относительно буквы, тут как раз и начинается роль КС. Я надеюсь, что и Путин, и Зорькин он это понимают.
Мне приходилось пересекаться с Зорькиным, и хотя я не настолько близко с ним знаком, чтобы выносить какие-то собственные суждения о его личности, я думаю, что в современную конфигурацию власти он вполне впишется".