ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗОРЬКИНА
ВЧЕРА новым председателем Конституционного суда был опять избран судья Валерий Зорькин, уже исполнявший обязанности руководителя КС в течение 1991-1993 годов.
Всего в Конституционном суде работают 19 судей, и голосование по кандидатуре председателя КС обычно проходит в два тура. В первом туре по итогам рейтингового голосования бывший глава КС Марат Баглай и Валерий Зорькин набрали по 11 голосов, а судья-секретарь Юрий Данилов - 10. Но во втором туре за Зорькина проголосовали 10 судей, а за Баглая - 9. Председателя КС избрали тайным голосованием на три года.
Результаты голосования оказались неожиданными: практически все наблюдатели ожидали переизбрания Баглая даже несмотря на то, что в последние полгода отношения уже бывшего председателя КС с коллегами были далеки от безоблачных. Еще два года назад, в ходе обсуждения поправок в пакет законопроектов по судебно-правовой реформе, поговаривали, что одно из дополнений было прямо связано с возрастом ныне действующих глав высших судов. Но предложенная в последний момент отсрочка введения закона в действие дала возможность не уходить в отставку по достижении 70 лет.
За последний год в состав КС было введено трое новых судей. Двух новичков, Михаила Клеандрова и Ларису Красавчикову, назначили в КС в рекордно короткие сроки, буквально за неделю до голосования. Кстати, они оба ранее работали в комиссии под руководством замглавы президентской администрации и куратора судебной реформы Дмитрия Козака. Третий же - Сергей Казанцев - был доцентом того знаменитого юрфака питерского университета, выпускником которого является Козак. Также из неофициальных источников "РГ" стало известно, что в течение всего января кремлевская администрация вела активные переговоры в связи с перевыборами председателя. Причем к этому процессу были подключены не только Дмитрий Козак, регулярно общающийся с судейским корпусом, но и заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков и Виктор Иванов и даже сам Александр Волошин. Как сообщили "РГ" кремлевские источники, Марат Баглай устроил бы Кремль больше, но и с Зорькиным они готовы сотрудничать.
Вновь избранный глава КС Валерий Зорькин, человек хорошо известный. Вчера он смущенно пожимал плечами, принимая поздравления от журналистов: "Для меня это было полной неожиданностью". Напомним, что профессор Академии МВД Валерий Зорькин был избран первым председателем КС в 1991 году единогласно и безальтернативно. Под его руководством суду неоднократно приходилось принимать трудные политические решения. Так, первым решением стало постановление о незаконности указа Бориса Ельцина о слиянии милиции и госбезопасности. И тогда же Зорькин, как и его преемники на посту руководителей КС, выступил против попыток переписывания действовавшей тогда Конституции. При нем же было решено "дело КПСС", вернувшее на политическую арену Компартию. Однако трагические события 1993 года, благодаря которым судей КС и до сих пор уважают за проявленное профессиональное мужество, в судьбе самого Зорькина сыграли почти что роковую роль. 22 сентября 1993 года КС вынес решение, признавшее указ Бориса Ельцина N 1400 о разгоне парламента основанием для немедленного прекращения его президентских полномочий. После этого последовала осада Белого дома, Зорькин подал в отставку с поста председателя, несмотря на поддержку своих коллег, а президент Ельцин приостановил деятельность суда почти на полтора года. С тех пор Конституционный суд подчеркнуто дистанцировался от политики, хотя влияние на политическую среду оказывал по-прежнему. КС боролся с пропиской, вводил в российское законодательство международные стандарты защиты прав человека, отстаивал приоритет действующей Конституции перед региональными законами.
Возвращение же Зорькина в нынешнюю систему разделения власти - неожиданное решение, которое не может не настораживать в предвыборный год. Так, в КС, к примеру, принято к рассмотрению заявление коммунистов о незаконности введения моратория на референдум в предвыборный период. Впрочем, сами коллеги Зорькина намеки о возможной революции в здании на Ильинке почти что высмеивают. Так, по словам судьи КС Виктора Лучина, "я открыто поддержал Зорькина, но я голосовал не против Баглая, если б не было Зорькина, я бы голосовал за Баглая. Это не возвращение 1993 года, ведь сейчас у нас качественно другое состояние суда". А судья Гадис Гаджиев заявил корреспонденту "РГ": "Не буду говорить, как я голосовал, потому что все же есть тайна совещательной комнаты, а для меня и Марат Викторович, и Валерий Дмитриевич в равной степени ценны. Более того, я считаю, что и после избрания Валерия Дмитриевича Марат Викторович будет выполнять очень важные функции, и с учетом его опыта, и как самого старшего по возрасту, а это в нашем сообществе имеет очень большое значение".
Анна Закатнова, 35, стр. 2, Российская Газета
22/02/2003