Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Зорькин Валерий Дмитриевич

Интернет-конференция
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Зорькина Валерия Дмитриевича
"К 10-летию Конституции Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


В гостях: Валерий Зорькин

22 Февраля 2003 [18:14-19:00],
В гостях: Валерий Зорькин
Ведущие: Сергей Бунтман, Алексей Венедиктов

22 февраля 2003 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ.
Эфир ведут Алексей Венедиктов, Сергей Бунтман
С.БУНТМАН: У нас в студии Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ, избранный вчера. Поздравляем с избранием или возвращением, как вы это воспринимаете?
В.ЗОРЬКИН: Не с возвращением, а с избранием, потому что вернуться в одно и то же невозможно. Там было другое.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В первом вашем интервью вы говорили, что никаких революций не будет, ничего меняться не будет. Но, тем не менее, три члена КС выставили свои кандидатуры, вернее, у вас это автоматически происходит, и баланс был один голос. У вас разные точки зрения были с Маратом Баглаем по функционированию суда? В чем разница между вами, почему выставлялись?
В.ЗОРЬКИН: Каков баланс, таков и ответ. Выставлялись разные, никто не выставлялся просто так, и я не претендовал. Для меня в этом смысле было неожиданностью. Я искренне говорю, что я прогнозировал, что 13-14 голосами пройдет Марат Викторович, - в этом смысле для меня была полная неожиданность.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я напомню нашим слушателям, что порядок избрания таков – раздается весь список из 19 судей, это первое рейтинговое голосование, тайное. Никто не выставляется, просто дается список.
В.ЗОРЬКИН: И набравшие три первых места помещаются в бюллетень для тайного голосования второго тура, где можно обозначить только одну фамилию, а остальных нужно вычеркнуть.
А.ВЕНЕДИКТОВ: И все-таки, в связи с этим – знаковая ли смена председательства? Может быть, вопрос, правда не к вам. Или если бы Марат Баглай был переизбран, то не было бы такого ажиотажа - в общественном мнении, массе комментариев, в политических сферах, и в Кремле?
В.ЗОРЬКИН: Я не знаю, мне кажется, напрасный ажиотаж, и в этом смысле, - вы уже произносили эти слова, - не будет революции. Но это не значит, что не будет перемен, потому что я считаю, что перемены и революция - разные вещи. Будут, конечно, перемены, но какого типа – будут новые дела и будут новые правовые позиции, и, может быть, даже изменения каких-то правовых позиций – ведь мы находимся только в самом начале истории КС по сравнению с другими судами. Классика - австрийский суд знаменитый, Ханс Кельзен, патриарх юриспруденции 20-го века, с его именем связывают основание не только австрийского суда, но и всего конституционного правосудия в романо-германской системе, куда мы принадлежим. Но у них какой опыт – 80 с лишним томов, почти 90, решений Конституционного суда ФРГ. У нас тоже уже немало – 4, но я считаю, это только начало. Поэтому всякое может быть, нельзя сказать, что суд стоит на месте, - в этом смысле движение должно быть. Но это будет преемственность. И я не считаю, что смена Марата Викторовича означает, что Марат Викторович плохой – я его отношу к патриархам нашего суда, и вообще юридической науки. Но так произошло, это знак большинства все же, потому что это демократическое избрание, а знак перемены – он что-то символизирует, и заставляет задуматься.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Марат Викторович остается членом КС?
В.ЗОРЬКИН: Формально, по закону, у него еще есть срок, не наступило его время ухода в отставку.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы с ним не говорили на эту тему?
В.ЗОРЬКИН: Специально не говорил, но я считал, что это очевидно, - мы говорили с ним только кратким обменом мнений – он меня поздравил, и я сказал, что я не рыл яму, что называется, другу своему конституционному, но получилось так, поэтому я его рад приветствовать во всех качествах. Он говорит, - ну что мне, забирать вещички из кабинета? Я говорю – вы на каком языке разговариваете, вообще говоря? Сегодня тоже кто-то приезжал с телекамерами, специально заснять вывеску – председатель КС М.В.Баглай, на его кабинете, где он остался, и пометили себе в камере такое-то число, спустились на этаж ко мне, к моему кабинету, где написано - судья КС Зорькин.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В последнее время пополнение КС связывают, прежде всего, с политической линией президента Путина, и люди, которые не очень были известны в конституционном праве, стали членами КС, - это право Совета Федерации и президента, - как вы сейчас оцениваете состав КС, избравший вас по сравнению с составом, скажем, 92-93 гг.? По силе, по опыту, по умению и задачам?
В.ЗОРЬКИН: Там была сила наивного романтизма, а тут, я думаю, сила здорового консерватизма. Не в смысле политического, а консерватизм, который должен быть всегда присущ юристам, потому что юрист-революционер, юрист левый, юрист правый, - это несовместимые понятия.
С.БУНТМАН: Вы говорите – это не политический консерватизм. Фигура самого председателя КС – насколько политическая фигура? Мы помним, как 10 лет назад она вдруг стала политической, на первом плане политической жизни. Сейчас – не по обязанностям, а по представлениям, - сама фигура политической жизни, - имеет ли она какое-то… первый, второй, третий эшелон, политическое значение этой фигуры, - как вы думаете?
В.ЗОРЬКИН: Все зависит от того, что мы вкладываем в слово "политический". Если политически - так, как у нас это сложилось, - принимать политические решения, повернуть реки с севера на юг, или не повернуть, какой быть России – нефтяной, не нефтяной, - понятно, о чем идет речь, - в этом смысле суд вне политики, это совершенно справедливая вещь. Но мне кажется, иногда просто абсолютизируют значение этого слова, потому что политика – это дело государства, а участие в политике народа, - это участие в делах государства. В этом смысле суд участвует. Каким образом? – только одним: он сохраняет, блюдет конституционную форму общества, государства, и, следовательно… вот этой…
С.БУНТМАН: В этой политике…
В.ЗОРЬКИН: …политике. Президент – гарант Конституции у нас, а КС – хранитель Конституции. У американцев есть такое понятие – суд, как хранитель Конституции.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Чем гарант отличается от хранителя?
В.ЗОРЬКИН: Не надо путать котлеты и гарниры. На мой взгляд, это в единстве все, потому что это власти, но две большие разницы. Гарант – он стоит над властями - умиряет их, примиряет, его задача – обеспечить единство, и двигать политическими средствами, вырабатывая политическую и экономическую политику. КС в определенном смысле партнер, - он помогает. Но помогает не так, как это звучит у нас иногда: "ага, подстелились под президента, прислонились, вот, там уже КС вообще лапки кверху", - нет. Задача КС – помогать конституционными, в этом смысле, правовыми конституционными средствами, обеспечивая это движение государства. Я думаю, в этом смысле мы партнеры и сотрудники.
А.ВЕНЕДИКТОВ: По прошествии десяти лет, - вам не стыдно за процесс по КПСС, или вы гордитесь решением суда, и по последствиям тоже, потому что признайтесь, - КС думает и о последствиях тоже?
В.ЗОРЬКИН: Я вам скажу прямо, и по возможности, кратко – поскольку по законам формальной логики "не стыдно", "гордитесь" не исключают в данном случае одно другого, мне и не стыдно, и я горжусь этим. С этим, кстати, и Борис Ельцин был согласен. Потому что одни кричали – вправо, разгромим коммунизм, закон о люстрации. Другие – президент посягнул на святое, на коммунистов замахнулся. Мы там признавали неправомерность указов, но в определенной части, ядро было сохранено, и процесс пошел. Но он пошел благодаря этому решению – реформистским умеренным руслом, консолидирующим левых и правых, и все это общество, и, в конечном счете, это состоялось. Может быть, - я не знаю, я не политик, и я не знаю, как бы это могло быть в какой-то маленькой стране, чуть западнее от нас лежащей…
А.ВЕНЕДИКТОВ: Эстонии, Латвии?
В.ЗОРЬКИН: И какой результат там будет, - тоже, думаю, будет сомнительно, если будет закон о люстрации. Но в России, где практически и тогда было общество фактически расколото, условно говоря, на демократов, коммунистов, патриотов, - по крайней мере, три составляющие части. И сейчас еще нет достаточного единства, и задачи, по-моему, трудные, в том числе перед президентом – сшить все это. В этих условиях разве можно было принимать решение экстремистское? Я думаю, что это соответствовало и праву, потому что право – это норма. А норма – всегда не крайности. Пусть она не учитывает крайности слабые и крайности "супер" – кто-то пострадает. Но выиграют все. Не в смысле серости-середины, а середины в том плане, что она фокусирует все эти суммы борющихся интересов, и приводит их к единому знаменателю, к выгоде всего общества.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Но это означает, - Вы только что сказали, что практически всегда последствия юридических решений, - что это решения политические.
В.ЗОРЬКИН: Но в том только смысле, что они способствуют сохранению правовой формы политики. Равно как экономики, и вообще всего общества - в этом смысле мы вне политики. А как иначе? Конечно, кто-то будет всегда после этого недоволен, кто-то будет доволен. Но выигрывают, в конечном итоге, все, потому что оценивать решение КС нужно тогда, когда у него будет 88 томов, как у суда ФРГ. Тогда станет ясно, что он уводил нас от гражданской войны, от революции в мирный процесс.
С.БУНТМАН: Перевернем ситуацию. Предположим, власти какого-то региона России вводят в своих законодательствах очень серьезные защитные, политические для себя некие меры, - любые, - регистрация, люстрация, - любые. КС получает запрос по всей процедуре, и должен принять решение. Но это решение может быть чревато – в зависимости от региона, его местоположения, ситуации, - чревато чем угодно, взрывом той же самой гражданской войны, - очень серьезными политическими и социальными последствиями.
А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть это полу-политическое решение – оно правовое, но и полу-политическое. Но вы обязаны будете думать о последствиях.
С.БУНТМАН: Думать и о последствиях, и о Конституции.
В.ЗОРЬКИН: Конечно, обязаны. Но речь идет о том, что это как бы абстрактный вопрос, и я не могу более конкретно на него ответить, как не следующими словами – в Конституции прописаны принципиальные положения - единое экономическое пространство, например, - если какой-то регион вводит, фактически, таможенные пошлины между всей Россией, и замыкает себя ради того, чтобы обеспечить рай, то мне кажется, что задача федеральной власти –обеспечить это экономическое пространство. Потому что, как ни парадоксально, но в конечном счете этот регион потом все равно проиграет. Но делать это надо, конечно, не путем танкового метода, потому что политика делается в правовых рамках, - мы же договорились, - а правовые рамки это мирный процесс. Это согласование, есть специальная статья 85, когда конфликты эти согласуются. Потом – пожалуйста, обращайтесь в КС. И, конечно, суд должен отдавать отчет, и отдает отчет в этом, чтобы принимать со знанием дела. Но абстрактно же я вам отвечу – если, конечно, возникает такой вопрос, когда дальше будут опасные политические последствия, то если не препятствует Конституция, - тогда суд, мне кажется, должен сказать, что это чисто политический вопрос, т.е. вопрос целесообразности, который по закону нашему и по Конституции КС не может решать. Так, в частности, мы поступили на предшествующем этапе, в 95-м году, когда оспорили закон "О выборах в Думу", и приняли решение, что вмешательство КС, когда уже пошел избирательный процесс, - какое бы решение ни было, оно сломает этот процесс, и, по сути дела, будет политическим решением. Правовым оно будет только чисто формально. Вот с этой точки зрения у юристов есть такие принципы, среди которых решение не должно быть чистой формой, если перевести на простой язык. Потому что в чистой форме это есть издевательство над самой формой.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Последние года два постоянно идет речь о корректировке Конституции, - что, мол, в каких-то частях, - может быть, это и правда, - Конституция выявила, - естественно, как это бывает после практики, - свои лакуны. Являетесь ли вы сторонником корректировки Конституции на нынешнем этапе? Я имею ввиду внесение поправок по тем или иным статьям. Я не говорю, о сроках президента, - я имею ввиду вообще корректировку Конституции. Пришло время, с вашей точки зрения?
В.ЗОРЬКИН: Чтобы не попасть в ловушку политики, которую вы мне расставили своим вопросом, - есть и такой подтекст, верно?, - я отвечу на него чисто правовым образом. Первое – в Конституции есть статья, которая предполагает конституционные изменения Конституции. Поэтому говорить, что Конституция неконституционна – это абсурд. Это все равно что сказать, что вода не водяная. Следовательно, уже предполагается, что могут быть, могут. Нужны ли эти изменения – это не вопрос КС, это как раз вопрос правящих политиков. Но они при этом должны взвесить, в том числе, и правовые факторы. А правовые факторы какие – на первом месте стоит стабильность Конституции. Американцы ни разу не меняли, но добавляли поправки. Живут спокойно по старой Конституции. Зуд неумного конституционного изменения приводит, в конечном счете, к девальвации, - если Конституция, конечно, разумно построена. При всех недостатках, нынешняя Конституция обеспечивает некий баланс, поэтому задача, мне кажется, если уж менять – то только тогда, когда необходимо. Иначе эти поправки многочисленные превратят все дерево в короедские источенные жучками дырки. Что останется от дерева? Может такая опасность предостерегать. Но если уж необходимо изменить, - нельзя обойтись, - меняйте, но помните еще и о процедуре. Поэтому сегодняшняя действительность, на мой взгляд, - она, мне кажется, должна заключать в том, что конституционалисты, и председатель, как я могу только ответить – если вы хотите изменить, то учтите и это. Если вы не учтете, то будет вот то. Поэтому если что-то вообще не учесть, то вообще будет "бо-бо". Это как со скрипкой Страдивари – прекрасный инструмент, но есть что-то другое, кому-то нравится больше… ну, не знаю, что… Гварнери?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Барабан.
В.ЗОРЬКИН: Предположим даже барабан. Но ведь можно сыграть на скрипке. Скажем, Давиду Ойстраху, и уже его нет среди живущих, а Ойстрах все еще есть именно благодаря скрипке. И именно не скрипке, которой он владел, а он умел играть на этой скрипке. Хорошо, есть другой профессионал – прекрасный, скажем, врач, но, что называется, медведь на ухо наступил. И он берет эту самую скрипку, которая Ойстраху принадлежала. И начинает… и что?
С.БУНТМАН: Плохая скрипка.
В.ЗОРЬКИН: Так дело в чем, в скрипке, т.е. в Конституции, или в исполнителях? Но я задал риторический вопрос, вы поняли мой риторический ответ.
А.ВЕНЕДИКТОВ: И все-таки, чтобы закончить этот вопрос с поправками к Конституции, я сейчас обращаюсь к вам как к эксперту, потому что, как член КС, вы не принимаете участие в возможных изменениях Конституции. Если, на ваш взгляд, в нынешней российской Конституции, которую вы 10 лет изучали, будучи членом КС, - есть ли такие слабые места, с вашей точки зрения, которые нуждаются в довольно быстром, в ближайшее время, изменении, - то, что нужно именно в Конституции подправить? Или скрипка хороша?
В.ЗОРЬКИН: В ближайшее время, я думаю, нет смысла менять скрипку на барабан, и даже на другую скрипку.
С.БУНТМАН: Какова роль КС в том, что сейчас намечается создание нового союзного государства – Россия-Беларусь?
В.ЗОРЬКИН: Тут я бы не переоценивал роль КС, потому что КС будет способствовать тому, чтобы нормативные акты, которые принимаются, соответствовали Конституции – те нормативные акты, которые касаются этого вопроса, конечно должны, естественно, быть в рамках Конституции РФ.
С.БУНТМАН: Должна ли быть единая Конституция, ведь у нас непохожие конституции, и многое у нас не похоже с Беларусью. Как мы должны юридически сосуществовать, какие есть для этого формы, как вы считаете?
В.ЗОРЬКИН: Форма зависит от того, какой формат принимается, какая модель. Что это - государство единое федеративное, конфедеративное? Для каждого случая, естественно, конституция обладает очень большой спецификой, с существенными различиями.
С.БУНТМАН: Т.е. все зависит от формата, который примет это государство?
В.ЗОРЬКИН: Да. А это дело, конечно, не только не КС, но даже и не юристов вообще как таковых. Их дело дать форму адекватную этому процессу. Это задача народов, государств и политиков.
С.БУНТМАН: Т.е. народы, государства и политики определяют какую-то форму процесса.
В.ЗОРЬКИН: Да, как им жить дальше – по модели европейского сообщества, ЕС, или модели конфедеративного государства, или федеративного, - пусть они выберут.
С.БУНТМАН: А какие-то рекомендации вправе давать судьи КС как знатоки Конституции? Как хранители?
В.ЗОРЬКИН: Если вопрос идет о выборе формы, каких-то процессов, не касающихся проверки нормативных актов, то судьи как специалисты, мне представляется, могут высказываться. Но именно не как судьи, а как специалисты конституционного права. У нас, например, многие преподают в университете и других учебных заведениях, пишут книги. А пишут о чем? – о конституционном процессе. Так и здесь – пока не принят нормативный акт, мне кажется, и не идет законодательный процесс, я думаю, судья может высказываться о различных моделях, - но только в этих дозволенных пределах, не затрагивающих полномочий КС.
С.БУНТМАН: Пока же у нас есть Конституция РФ, которая принималась как раз после тех самых событий. Скажите, вы же принимали участие в разработке Конституции для РФ, ее обновлении, - Конституция, которая у нас существует, - насколько соответствует тому, что собой представляет Российская Федерация, насколько она тянет Российскую Федерацию как государство и общество за собой, и в какую сторону? Именно вектор сейчас.
В.ЗОРЬКИН: Частично мы уже касались этого вопроса. В смысле принципов, - а вектор определяется принципами, прежде всего, потому что если загрузить вместо бензина цветочную воду, то двигатель работать не будет. Принцип разделения властей в конкретном варианте президентской республики, - так я называю это… умиряющий такой, не супер-, не диктаторской… принцип федерализма и принцип защиты и признания и защиты прав человека и гражданина, - я называю это на последнем месте, но не по значимости, потому что все остальное служит этому, вообще говоря, - в специфических условиях России, мне кажется, есть оптимальное сочетание. Но и независимый суд подразумевается в разделении властей.
С.БУНТМАН: Подкрепленность Конституции другими законами? Мы видим сейчас долгую проблему об альтернативной службе, и много таких проблем, которые декларированы в Конституции, были и скандалы по этому поводу, но не подкреплены соответствующими законами.
В.ЗОРЬКИН: КС высказывался на эту тему, поэтому мне легко об этом говорить. КС принимал решения, в которых было прямо подтверждено право граждан РФ на альтернативную службу, больше я ничего добавить не могу.
С.БУНТМАН: Т.е. это подтверждается опять же Конституцией, - прямое право, исходя из Конституции, - пользоваться этим правом. Несмотря на то, что нет закона?
В.ЗОРЬКИН: Ну, закон вообще-то есть ведь.
С.БУНТМАН: Он есть, но он еще не вступил в силу.
В.ЗОРЬКИН: Есть и действующий… как бы массив, в этом смысле, закона, - то, что подчинено Конституции. У нас была жалоба, когда встал вопрос – не разрешали. Было одно дело по религиозному спору – обжаловали религиозные организации нарушение религиозных прав. Там мы подтвердили, потому что им на основе религиозных мотивов, - они хотели отказаться от службы, чтобы воспользоваться правом альтернативной службы, - им было отказано. Написали черным по белому – невозможно отказать. Какой еще закон для этого нужно, для прямого действия Конституции? Нужен, конечно, механизм, - не хочу, чтобы преувеличивали мое высказывание. Но я думаю, что это дело законодателя.
С.БУНТМАН: На сколько, в принципе, Конституция у нас сейчас обеспечена законодателем теми механизмами, о которых мы сейчас говорим?
В.ЗОРЬКИН: Очень большой массив законодателем сделан, и я думаю, что как бы ни ругали парламент РФ, я имею ввиду совокупности двух палат, - думаю, он сделал титаническую работу, потому что практически за короткий промежуток основы созданы – наконец-то полностью реформировано уголовно-процессуальное законодательство, - чего это стоило, вспомните. Кстати, КС изничтожил на ранних этапах те вопиющие несогласованности с Конституцией в уголовно-процессуальном законодательстве. Второй блок я бы назвал так – это законодательство, связанное с экономической жизнью, - я думаю, что очень далеко от совершенства налоговое законодательство. У нас сейчас в КС примерно 14 тыс. жалоб и обращений поступает в год, из них, я бы сказал, почти подавляющее количество жалоб связано, по преимуществу, так или иначе, с экономической жизнью, или с нормами гражданского кодекса, гражданским законодательством, регулирующим экономику, и с налоговым законодательством, которое надстраивается над этим, и изымает этот продукт, произведенный в результате экономической жизни, в пользу государства в виде налога. Здесь я думаю, что очень еще далеко от совершенства. Очень далеко, - я бы даже так сказал. Я не могу оценивать каждый конкретный закон, и даже примеров не могу взять, потому что есть даже сейчас ряд обращений, касающихся налогового законодательства. КС уже вынес ряд определений, и будут еще постановления продолжаться на эту тему.
С.БУНТМАН: У нас есть вопросы из Интернета, - вопрос забавный от Елены Портовой из Москвы: "Как вы думаете, будет ли когда-нибудь в России независимое судопроизводство?". И второй вопрос – "Как вы прокомментируете опрос на "Эхе" о вашем назначении?". Я напомню результат опроса – был вопрос - будут ли лучше защищаться права и свободы граждан с избранием В.Зорькина председателем КС. Ответили, что будет положение с этим лучше 47%, хуже – 54%. Практически пополам. Как бы вы это прокомментировали?
В.ЗОРЬКИН: Я думаю, что я прокомментирую так – что касается независимого судопроизводства, то на него можно более кратко ответить – я-то считаю, что по Конституции оно есть, - в Конституции именно независимое конституционное судопроизводства. И гарантии есть законодательные. На практике я не берусь за все отвечать, но я исхожу из презумпции конституционности - оно существует, это судопроизводство. Может быть где-то есть какие-то нарушения – я не могу сходу подвергать критике. Если вы придете в суд, то вы увидите, что там независимое конституционное судопроизводство – у нас невозможно быть зависимым, нас 19, - попробуйте это сделать. Мы зависим только от Конституции. Теперь - о результатах опроса. Я не взял самоотвод, и согласился с результатами избрания, не знаю, может быть самонадеянно, но внутренне я ощущал, что я способен действовать профессионально, потому что мне кажется, способность, и принести позитивные результаты на этой должности, определяются профессионализмом. Мне показалось, что он у меня есть. Все остальное, если исключить, чтобы судья не занимался политикой, - я думаю, лежит в области оценок в связи с этим раскладом. Может быть, - я боюсь ошибиться, но мне кажется, - может быть одна часть считает мои действия в прошлом, в той ситуации трагической, позитивными, а другая оценивает негативно, - вполне возможно, что из-за этого получился такой расклад голосов.
С.БУНТМАН: Думаете, что этот мотив здесь был?
В.ЗОРЬКИН: Подразумеваю, что да. Но это говорит о большем, - мне кажется, что в настоящее время нет еще того единства к правовому конституционному пространству, и все еще люди воспринимают человека других взглядов политических не как своего союзника в рамках демократии, а, по сути дела, как противника, если не врага – я не утверждаю это, но могу предположить, что есть и такие модели. И я думаю, что с этой точки зрения большая очень задача перед нами всеми стоит, чтобы мы пришли все же к однозначному пониманию. Но я не судья в собственном деле, поэтому хочу надеяться на то, что когда мой срок завершится и я пойду на пенсию, вполне возможно, что те, кто высказался против, будут убеждены в том, что они ошибались, и дали неправильный прогноз.
С.БУНТМАН: Вчера вы говорили о том, что нельзя вернуться в ту же ситуацию, что ситуация изменилась, и жизнь меняется, - это все правильно. Но вы сказали еще, что каждый обязан извлекать уроки из прошлого, а не возвращаться туда. Мне бы очень хотелось знать, какие вы для себя уроки из ситуации 10-летней давности извлекли. Это не в форме мемуаров, которые вы отказываетесь писать, и правильно, - как действующий председатель КС. Но каковы эти уроки?
В.ЗОРЬКИН: Прежде всего, конечно, под углом зрения, чтобы избежать ошибок – не быть наивным романтиком, а быть трезвым судьей, вообще говоря. Осторожность для судьи, неспешность, никаких революционных процессов – они все должны стоять в стороне. Я надеюсь, что и в обществе не будет революции, и передо мной не будут стоять те вопросы, о которых вы говорите. Но урок, я думаю, что главный – это, прежде всего в том, чтобы человек, прежде, чем он решится почти на радикальные шаги, еще раз чуть-чуть сделал как бы небольшую выдержку… в фотоаппарате это приводит к тому, что передержка засвечивает фотографию, а я думаю, что у судьи, если, конечно, это не связано с уголовным делом, и в разумных рамках она, наоборот, способствует более четкому осознанию ситуации. Может быть, некоторых ошибок я бы не сделал. Политических, я имею ввиду. Что касается юридических - я не могу согласиться ни с кем, и мне никто не докажет, что я действовал не в рамках Конституции. Я не политик, у меня не было другого выбора – измените Конституцию, было бы по-другому. Я, кстати, не согласен с теми, кто говорил – вот, защищал "сидельцев", и действовал против президента. Ничего подобного, - КС и я, как председатель, говорили так, - вы найдите примирение, не доводите до гражданской войны. У политиков всегда остается эта возможность, потому что стрелять пушками – это последнее прибежище. Было ли это последним прибежищем, я не знаю.
С.БУНТМАН: Ваша позиция тогда, 10 лет назад, - она, скорее, обострила ситуацию, или смягчила?
В.ЗОРЬКИН: Вполне возможно, что если бы КС сказал, что он больше в рамках права не может действовать, то он вообще удаляется. Но имейте ввиду, что мы навешиваем на вас все политические последствия, потому что вы открываете этот ящик Пандоры с революционными страстями. И мы удаляемся не потому, что как граждане равнодушны к этому, - наоборот. Но мы удаляемся только потому, что наш инструментарий здесь бесполезен, но вся ответственность на вас. Это не пилатовская, я думаю, ситуация, и никто бы не обвинил…
С.БУНТМАН: С умыванием рук…
В.ЗОРЬКИН: Да. В истории ничего не повторяется, но если бы повторилось, я бы поступил так же. Я просто думаю, что в России нашего времени этого не будет. Время другое, другая река.
С.БУНТМАН: Будем надеяться.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вообще в мире строится конструкция – европейское сообщество пытается выработать конституцию. При сохранении национальных конституций. И возвращаясь к тому, что готовится союзный акт Россия-Белоруссия, а может быть, там будет еще один союзный акт, СНГ, - где будет место российской Конституции, и нужна ли она, - вот в чем вопрос. Если будет союзный государственный акт?
В.ЗОРЬКИН: Сейчас нужна.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Сейчас-то нужна…
В.ЗОРЬКИН: Смотря какой будет союзный акт. Все зависит от того, кем будет Россия в российско-белорусском сообществе, в европейском сообществе. Мы уже в европейском сообществе, в этом смысле это определенный процесс конфедерализма, потому что европейская Конвенция о правах человека – это уже стоит над нами, мы подчиняемся ей, потому что это для нас святой правовой документ – куда же мы уйдем от него? Мы же ратифицировали ее.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В этой связи ограничения суверенитета – очень много говорят - это наше внутреннее дело, Россия – суверенное государство. Люксембург – суверенное государство, Франция, США – суверенные государства. Где сейчас место суверенитету и главенству Конституции России в России?
В.ЗОРЬКИН: Помните, я упоминал о Кельзене? Он вообще говорил, что мир подошел к тому, что суверенитет стал исторической реликвией. И уже не действует в рамках международного сообщества. Т.е. идет ступенчатость, которая заключается в том, что верхняя ступень – это принципы мирового сообщества, - хотите, кричите с позиции антиглобализма, хотите – нет, но мир единой почти уже экономики, с единым цивилизационным пространством, пусть по сегментам, со спецификой. Даже Китай уже нельзя сказать, что он вне вообще этой мировой цивилизации. Но как этот процесс пойдет, какова будет интеграция, какими ступенями, - это вопрос даже не столько политический, насколько, глобально я бы сказал, - метафизический. А Конституция здесь играет роль такую: в зависимости от ступени процесса нужна такая Конституция, которая к нему подходит. А Россия - да, это суверенное государство, которому никто не может диктовать. Но как только мы будем это абсолютизировать, и спросим, - а как с Европейской конвенцией? – что, завтра Россия скажет – я суверенное государство, и говорю, что собственность в России больше не защищается. Я думаю, что КС назовет такое государство сумасшедшим. Он будет защищать Конституцию, не просто Европейскую конвенцию, а Конституцию, потому что там в 35 статье дана гарантия собственности, в том числе, и частной собственности. А европейская конвенция она подкреплена "как неотчуждаемое естественное право человека, которое признается и защищается Российской Федерацией согласно стандартам мирового сообщества".
А.ВЕНЕДИКТОВ: Практический вопрос – нельзя ли ускорить процедуру прохождения дел в КС? Два, два с половиной года – очень долго. Это же не абстракция, у людей конкретные проблемы
В.ЗОРЬКИН: Я вам скажу, и думаю, что меня правильно поймут – меня это лично и как судью беспокоило. Потому что публичные дела, я имею ввиду в публичном слушании – у нас сократилось количество дел, и увеличился процесс, необходимый для выработки решения. И я думаю, что здесь есть резервы для того, чтобы наверстать упущенное. Но мне кажется, я бы не абсолютизировал этот процесс, потому что закон наш позволяет интерпретировать виды решения, и суд все чаще прибегает сейчас к определениям – не к постановлениям, а к определениям. Что это такое, - это когда на основе состоявшихся правовых позиций, уже принятых, он не нуждается в выходе в зале – он принимает определение, которое по своей фактической силе такое же, как постановление. С этой точки зрения, я думаю, вывод был бы, о котором вы говорили, неправильный, - потому что количество фактически значимых по разрешению конституционности, включая эти определения, - наоборот, увеличилось.
С.БУНТМАН: Далеко не все граждане владеют умением играть на Конституции. Вышло уже издание Конституции с комментариями КС, - насколько КС собирается широко публиковать свои комментарии, решения, - сам, извините, заниматься своим пиаром?
В.ЗОРЬКИН: Тут очень много вопросов. Я думаю, что не надо играть с Конституцией.
С.БУНТМАН: Владеть. Профессионально пользоваться Конституцией.
В.ЗОРЬКИН: Но только владеть профессиональным умением интерпретировать Конституцию. Потому что КС ведь толкует Конституцию, и в этом смысле это огромный резерв для того, чтобы приспосабливать Конституцию, не меняя ее дух, к каждому очередному моменту. В этом смысле это опыт всех стран, и это избавляет от той чехарды конституционных текстов, о которых я говорил с вами. Но другой вопрос, как пойдет этот процесс – могут быть самые непредсказуемые ситуации. В любом случае, я думаю, КС должен оставаться не владельцем все же, а хранителем Конституции.
С.БУНТМАН: Как вы собираетесь делать публичными свои разъяснения, которые нужны каждому человеку?
В.ЗОРЬКИН: Мне казалось, я уже ответил на этот вопрос. Если вы имеете ввиду прямой пиар, то КС не может этим заниматься. Это для СМИ. Но КС, конечно должен заботиться - в пределах научного комментирования, я думаю, что оно дозволительно. Я бы даже не исключал того, что судья-докладчик приходит к вам, на "Эхо Москвы", и сообщает волю КС – не свою точку зрения, не вопреки этому решению, а для того, чтобы доходчиво поняли все.
С.БУНТМАН: Объяснить, в чем тут дело.
В.ЗОРЬКИН: Да, потому что юридический язык – казуистический, он специфический, у нас даже есть внутренняя шутка: конституционное решение в мотивировочной части служит только для самих конституционных судей. Конечно, это не так на самом деле. Но разъяснение, конечно, нужно. Я думаю, что это только в сообществе со СМИ и КС можно сообща решить эту задачу. Поэтому я думаю, что мы будем ждать и ваших предложений – может быть, в смысле критики. Мы что-то недоучли, мы постараемся исправиться.
С.БУНТМАН: Спасибо большое, Валерий Дмитриевич, осталась одна маленькая вещь, - слушатели интересуются, - на чью Конституцию больше похожа российская?.
В.ЗОРЬКИН: Российская больше похожа на свою. Но не в том смысле - Тяни-Толкай: тут взяли нос Иван Ивановича, а там Василия Васильевича… я думаю, что это все же, конечно, с учетом мирового творчества, но с определенной спецификой России – где вы найдете там еще такие ситуации, как преамбула – она ведь вообще имеет не просто смысл вводного слова, а привязана к ситуации России. Ну и все остальные вещи, включая гаранта Конституции и КС, - я думаю, что это все же российские вещи на российской почве.
С.БУНТМАН: А хранители – это Конституционный суд, и председатель, Валерий Зорькин. Спасибо большое, еще раз поздравляем вас с избранием.



Эхо Москвы
22/02/2003 18:14:00

Оригинал материала
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Зорькина В.Д.
Конституция РФ
Конституционный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации