Конституционная неожиданность
Валерий Зорькин вернулся из отставки
В Конституционный суд России вернулся его самый первый председатель. Во втором туре голосования, которое прошло в минувшую пятницу, Валерий Зорькин незначительно обошел своего коллегу и предшественника в должности Марата Баглая. В первом туре Валерий Зорькин и Марат Баглай набрали по 11 голосов. Г-н Зорькин сразу по окончании заседания заявил, что успех стал для него неожиданностью и должности он не добивался. Он пообещал, что никаких революций в конституционном правосудии не предвидится. По словам нового-старого председателя, Конституционный суд будет продолжать дистанцироваться от политики, как это происходило начиная с 1994 года.
Дело в том, что фигура г-на Зорькина воспринимается именно в контексте политического конфликта -- в 1993 году он фактически отказался признать конституционность указа президента Ельцина о роспуске Верховного совета РСФСР и был вынужден подать в отставку. Его преемником стал Николай Витрук, а с 1995 года -- Владимир Туманов. В 1997 году Конституционный суд возглавил Марат Баглай, которого в 2000 году переизбрали на второй срок.
За десятилетие, прошедшее с момента отставки, г-н Зорькин, по его собственным словам, успел сделать выводы из происшедшего. Теперь он собирается делать все для того, чтобы отстаивать действующую Конституцию, а любые политические влияния на судей постарается исключить. Председатель не считает российский Основной закон идеальным, но полагает, что «если не научиться жить по одной Конституции, не научишься жить ни по какой». В любом случае Конституцию пока не стоит ни менять, ни поправлять -- поправки только подтачивают «дерево законодательства». Г-н Зорькин убежден, что даже в свете сближения с Белоруссией и создания союзного государства должен быть обеспечен приоритет российского Основного закона.
Для Кремля избрание Валерия Зорькина тоже стало неожиданностью -- по информации газеты «Время новостей», Владимир Путин узнал о нем во время посещения военного госпиталя как об уже свершившемся факте. Президент был несколько удивлен выбором судей. Впрочем, беспокоиться ему не о чем -- никаких существенных изменений переизбрание председателя в самом деле не принесет. Разве что общаться президенту теперь придется не с Маратом Баглаем, а с Владимиром Зорькиным. По закону о Конституционном суде председатель КС не имеет никаких особых полномочий, а его голос при принятии решений ничем не отличается от голоса обычного судьи. Зато на председателя возложена часть организационной работы, он руководит аппаратом и представляет суд во время всех контактов с другими ветвями власти.
По всей вероятности, возвращение г-на Зорькина должно означать, что эра политического противостояния в России заканчивается, а люди, которые призваны отправлять правосудие, становятся больше профессионалами, нежели сторонниками тех или иных политических доктрин. На это надеется и представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский. По его словам, избрание г-на Зорькина «не изменит позиции суда, взглядов и настроений судей, тем более что КС в политике не задействован».