Зорькин пересидел Баглая
У Конституционного суда оказался старый председатель
На пост председателя
Конституционного суда неожиданно вернулся
Валерий Зорькин, возглавлявший суд в 1991 - 1993 гг. На выборах главы КС он с перевесом в один голос опередил Марата Баглая, руководившего судом последние шесть лет.
У председателя КС две основные функции: он координирует работу судей, в том числе согласовывая различные точки зрения, и представляет суд перед другими органами власти, прежде всего - президентом и Федеральным cобранием. Члены КС избирают своего председателя раз в три года.
Фаворитом на выборах председателя КС в минувшую пятницу считался 71-летний Баглай, который был председателем суда с 1997 г. В 2000 г. он подтвердил свои полномочия, получив 18 голосов из 19. Баглай был последовательным сторонником невмешательства суда в политику. При этом, как анонимно утверждает один из судей, авторитет Баглая как "первого среди равных" был "ограничен влиянием его заместителя [Тамары] Морщаковой [в 2002 г. ушла в отставку] и Зорькина - практически ни одно решение не принималось без учета их мнения". А источник, близкий к одному из заместителей главы президентской администрации, отмечает, что "Баглай, как староста суда, был почти идеальной фигурой, впечатление портили лишь его конфликты с Морщаковой".
В первом туре голосования Зорькин и Баглай получили по 11 голосов, а судья - секретарь КС Юрий Данилов - 10. Во втором туре Зорькин набрал 10 голосов, а Баглай - девять.
Зорькин принадлежит к группе так называемых "старых" судей, назначенных еще в 1991 г. Съездом народных депутатов. В том же году коллеги избрали его председателем КС. Во время противостояния между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в 1993 г. большинство судей во главе с Зорькиным поддержали спикера ВС Руслана Хасбулатова и порвавшего со своим шефом вице-президента Александра Руцкого. После победы Ельцина и окончательного демонтажа системы советов деятельность КС была приостановлена, а Зорькина заставили уйти в отставку с поста председателя. Правда, членство в КС он сохранил.
Один из судей на условиях анонимности сообщил "Ведомостям", что его коллег вызывали в администрацию президента и убеждали голосовать за Баглая. "Но неизвестно еще, как повлияли эти беседы на настроение судей. Не исключено, что это лишь укрепило их намерение продемонстрировать независимость, тем более что Баглай часто занимал слишком пропрезидентскую позицию", - считает судья. "Все судьи очень не любят, когда им что-то навязывают, - рассуждает источник в руководстве аппарата КС, - несмотря на все усилия, Кремль никогда не мог их полностью контролировать". Впрочем, судья КС Гадис Гаджиев утверждает, что на самом деле "судьям никто не выкручивал руки".
Судья Виктор Лучин говорит, что Зорькин "11 лет был интеллектуальным и нравственным лидером суда, который вникал практически во все дела". А сотрудник аппарата замруководителя администрации президента Владислава Суркова утверждает, что после Нового года Зорькин встречался с его патроном, а также с главным кадровиком администрации Виктором Ивановым. "Играя на недовольстве судей Баглаем, Зорькин сумел договориться и с коллегами, и с кремлевскими кланами. Последние должны были просто ему не мешать и при этом не слишком помогать Баглаю, остальное Зорькин сотоварищи сделали сами", - считает источник.
Высокопоставленный чиновник со Старой площади убежден, что "нынешний Зорькин - это не Зорькин 93-го года, все последние годы он неуклонно проводил линию на обеспечение стабильности конституционного строя", поэтому "с ним можно договариваться, а если что не так, то ведь через три года будут новые выборы".
Виталий Иванов Наталья Неймышева, Ведомости 25 февраля 2003, Ведомости (online)
25/02/2003Оригинал материала