Коллеги выбрали Валерия Зорькина за принципиальность и опыт
Самое неожиданное событие недели - главой Конституционного суда России избран Валерий Зорькин в результате тайного голосования судей Конституционного суда с перевесом в один голос. Марат Баглай проиграл. Валерий Зорькин покинул этот же пост в 1993 году после затяжного политического кризиса, встав в оппозицию Борису Ельцину. Десять лет спустя, судя по первой реакции, результатами выборов был немало удивлен сам Валерий Зорькин, не говоря уже о политиках и журналистах.
Валерий Зорькин ступает по ковровой дорожке Конституционного суда уже по-председательски, степенно. В нескольких шагах - обязательная личная охрана. Проходя мимо самого большого кабинета, останавливается только на мгновение. Он обещал своему предшественнику Марату Баглаю, что тот сможет оставаться здесь столько, сколько захочет. Нового председателя Конституционного суда избрали в пятницу, 21 февраля. Это была интрига недели. Главным претендентом пресса единодушно называла Марата Баглая. Зорькин признался, что уже готовился поздравлять коллегу. За десять лет он трижды попадал в тройку лидеров, но в ходе решающего, тайного голосования проигрывал. На этот раз журналисты по репликам выходящих судей поняли: власть в суде меняется.
Зорькин набрал десять голосов против девяти у Баглая. Перевес только в один голос, но этого вполне достаточно. Коллегией судей будет руководить доктор наук, профессор, заслуженный юрист России.
"Валерий Дмитриевич - судья честный, с характером, со своим мнением", - сказал заместитель председателя Госдумы Владимир Лукин. По мнению руковолителя депутатской группы "Народный депутат" Геннадия Райкова, Зорькин - очень сильный профессионал, имеющий свою точку суждения, которую он готов отстаивать. Такой судья и должен быть.
Смена власти в Конституционном суде тут же стала главной темой недели. Коллеги Валерия Зорькина говорят, что выбрали его за принципиальность и опыт, без всякого давления. Похоже, судьи действительно все решили сами. Однако на их выбор могла повлиять недавняя кадровая история, произошедшая в стенах судебной палаты. Несмотря на возрастной порог - 70 лет, Марат Баглай в свои 72 остался в строю, а не менее авторитетный судья Тамара Морщакова в 67 была вынуждена уйти в отставку. На нее принятая Думой поправка на распространилась. Возможно, некоторые судьи расценили это как несправедливость. И теперь, спустя почти год, они фактически вынесли вотум недоверия Марату Баглаю.
"Понимаете, я не домогался этой должности. Можно сказать, что она свалилась на меня", - сказал Валерий Зорькин. Эту государственную ношу Валерий Зорькин будет нести три года. По его мнению, Основной закон страны не нуждается в изменениях, главное сейчас - научиться по нему жить. "У нас президентская республика, с сильным президентом, который является именно гарантом Конституции. Я думаю, что он всегда будет действовать по Конституции. И это видно", - отметил Валерий Зорькин.
Для Зорькина это второй председательский срок. Он уже возглавлял Конституционный суд с 1991 по 1993 год, с момента его создания. И тоже сначала поддерживал президента. Но вскоре его позиция круто изменилась. Он объявил несоответствующей Конституции инициативу Ельцина национализировать имущество КПСС. Ходил в Кремль, чтобы помирить исполнителей и законодателей. Часто появлялся в Верховном Совете. А когда Борис Ельцин объявил народу о роспуске парламента, он вместе с Руцким, Степанковым и Ворониным вышел в телеэфир. Завязался заочный диалог на повышенных тонах.
"Судьи пришли к выводу, что президент фактически перечеркнул важнейшие принципы конституционного строя. Фактически мы имеем дело с попыткой государственнго переворота", - заявил тогда Валерий Зорькин.
Слишком свежи были воспоминания о ГКЧП. Москвичи опять пошли на барикады, военные штурмовали Белый дом. Трагедии избежать не удалось. Сам же Валерий Зорькин нарушил главное правило конституционного судьи - быть вне политики. Правда люди, которые его тогда окружали, говорят, что по-другому было нельзя.
По мнению Руслана Хасбулатова, председателя Верховного Совета в 1991-1993 годах, Зорькин поступил мудро, ведь в таких крайних случаях занимать позицию стороннего наблюдателя не вправе ни один высший орган.
По словам Зорькина, он никогда не нарушал присягу. Однако избрание председателем Конституционного суда человека с непростой политической биографией кое-кого настораживает - ведь в год выборов на Конституционный суд ложится особая ответственность. "Как бы политическая составляющая не вернулась в Конституционный суд, - отметил Сергей Филатов, руководитель администрации президента в 1993-1996 годах. - Левая оппозиция обязательно будет пытаться какой-то вбросить туда политический вопрос. Весь вопрос только в том, как себя поведет председатель".
По словам Александра Руцкого, вице-президента РФ в 1991-1993 годах, как-нибудь подкупить этого человека, уговорить, убедить, замаслить в плане того, чтобы пойти на нарушения, бесполезно.
Страна за 10 лет кардинально изменилась, поэтому свой новый председательский срок Валерий Зорькин решил считать первым. Он с удовольствием изучает подарки от коллег из других стран, кроме одного. "Не хотел бы держать булаву, чтобы никто не подумал, что я на кого-то собираюсь булавой замахиваться. И не хочу, чтобы она меня настигла", - говорит Зорькин.
Новый глава Конституционного суда в праздник тоже на работе - принимает дела. Говорит, что у него даже хобби связано с работой. Вечера проводит в Интернете. А от свалившейся загруженности рассчитывает спасаться чтением книг, исключительно умных: "Я ни разу не посмотрел ни одной серии мыльных мелодрам и ни одного романа на эту тему прочитал. Мне нужно или что-то историческое, или Ключевского, или крутое фантастическое".
В виде исключения журналистов программы "Вести недели" допускают в святая святых - хранилище мантий. Это символы судейской власти. Эта легкая одежда, ложась на плечи обычных людей, превращает их в независимых стражей Основного закона государства.