Дважды судья
Председателем Конституционного Суда (КС) после почти десятилетнего перерыва вновь стал Валерий Зорькин. На прошедших в минувшую пятницу выборах члены КС отдали за него на один голос больше, чем за прежнего председателя суда Марата Баглая. Возвращение в большую политику "диссидента" судейского корпуса Зорькина, безусловно, сенсационно. Хотя бы потому, что еще никому из руководителей подобного ранга (привилегии у председателя Конституционного суда на уровне премьер-министра) не удавалось во второй раз после перерыва занять столь высокую должность. Но случай с Зорькиным интересен и по другим причинам.
Напомним, в сентябре 1993 года возглавляемый Валерием Зорькиным КС признал неконституционными указы президента Бориса Ельцина о роспуске Верховного Совета и проведении первых выборов в Госдуму. Валерий Зорькин сопротивлялся тем решениям, которые сформировали современную конструкцию российской власти и привели в том числе к принятию ныне действующей Конституции России. Еще раньше он "недозапретил" коммунистическую партию. В итоге председателю КС пришлось уйти с руководящего поста и стать рядовым членом суда. В этом качестве Зорькин часто выступал с особым мнением и, в частности, критиковал коллег за отказ признать неконституционными решения президента Ельцина, приведшие к первой войне в Чечне.
Впрочем, несмотря на сенсационное избрание Зорькина, в работе Конституционного суда вряд ли произойдут революционные изменения. Во-первых, решения КС принимает коллегиально и голос председателя не более весом, чем у любого из рядовых членов суда. Во-вторых, накал сегодняшних политических страстей не идет ни в какое сравнение с тем, что был десять лет назад. Изменились и сам КС, и его члены, постоянно подчеркивающие свою аполитичность. В прошлое ушли и острые разногласия между исполнительной властью и конституционными судьями.
При Владимире Путине никаких публичных нареканий к членам Конституционного суда, разумеется, быть не могло. Ведь именно нынешний российский президент всячески настаивает на независимости судейского корпуса. Не было претензий у власти и к Марату Баглаю. Вряд ли таковые могут появиться и к новому-старому председателю КС. Просто Валерий Зорькин постарается еще раз убедительно продемонстрировать, что Конституционный суд в России является не на словах, а на деле абсолютно самостоятельным и руководствуется в своей деятельности только законами.