ПОЧЕМУ ВЕРНУЛИ ЗОРЬКИНА?
назначение
Валерий Зорькин снова избран председателем Конституционного суда. Это сенсация. Именно так эту новость преподнесли печатные и электронные СМИ. Многие расценили возвращение первого председателя КС как некий вызов Кремлю со стороны 18 судей. Зная, что Кремль желает видеть на высокой должности прежнего председателя - Марата Баглая, судьи таким способом будто бы заявили о собственной независимости.
Вопрос независимости Конституционного суда от исполнительной власти обсуждается в связи с тем, что среди решений, которые КС принимал под председательством Баглая, нет ни одного, которое не устраивало бы Кремль. Отсюда и подозрения в демарше.
Как утверждают наблюдатели, хорошо знакомые с судейским миром, в таких построениях нег ничего общего с реальностью. Просто общество еще не привыкло к демократической процедуре смены лидера, особенно на высоких постах, и видит в этом непременно чью-то руководящую волю. Тем более что избран судья с непростой биографией, десять лет назад сильно попортивший нервы первому президенту России.
Зорькина, как утверждают люди, близкие к Конституционному суду, избрали прежде всего за то, что он умеет убеждать и грамотно аргументировать свои предложения. На внутренней "кухне" Зорькина ценят как человека, который с одинаковым упорством и добросовестностью обосновывает и "свои" решения, и коллективные.
Конечно, голосование против действующего председателя - это свидетельство определенного внутреннего раскола среди судей. Почему вернули Зорькина? Не многим известно, что, когда некоторое время назад ельцинская администрация отвалила суду царский подарок - по участку земли каждому в самом дорогом месте Рублево-Успенского шоссе, Зорькин был одним из немногих, кто от подарка отказался.
В связи с избранием Зорькина председателем КС все СМИ напоминают о том, как в 1993 году Суд под его председательством признал незаконным знаменитый указ Ельцина N1400, а сам председатель возложил на себя миссию миротворца, стремясь примирить президента и парламент. Относительно молодой (тогда ему было 50) и амбициозный Зорькин не удержался над схваткой...
Говорят, Валерий Дмитриевич очень изменится. Похоже, однако, что мы еще можем стать свидетелями новых неординарных шагов доктора права.
Игорь КОРОЛЬКОВ, 7, стр. 2, Московские новости
25/02/2003