ЗОРЬКИН-2: СУДНЫЙ ДЕНЬ
Валерий Зорькин, который десять лет назад лишил власти Ельцина, вновь возглавил Конституционный суд. Марат Баглай проиграл ему один голос. Это стало полной неожиданностью для Кремля, который рассчитывал оставить Баглая еще на один срок с тем, чтобы передать пост выходцу из Петербурга, недавно избранному судье Сергею Казанцеву: он работал в питерском госуниверситете, где учился Путин.
Когда срок полномочий Марата Баглая закончился, никто не предвещал неожиданностей. Судей Конституционного суда назначает Совет Федерации, а потом они сами выбирают себе председателя. Голосуют тайно, по рейтинговой системе. Это значит, что судья может отдать голоса сразу за нескольких кандидатов. Баглай руководил судом с 1997 года и один раз уже переизбирался в 2000 году - почти единогласно. Но на этот раз результаты голосования оказались неожиданными - Марат Баглай и Валерий Зорькин набрали по 11 голосов. А во втором туре судьи отдали Баглаю 9 голосов, а Зорькину - 10.
Валерий Зорькин прославился в 1993 году, объявив неконституционным указ Ельцина о роспуске парламента. Тогда Зорькин мгновенно стал большой политической фигурой, поскольку его заявление подхватили мятежные парламентарии. В решении КС, которое огласил Зорькин, говорилось о начале отрешения президента от власти. Так он стал личным врагом Бориса Ельцина. Охрана в тот же день не пустила его на госдачу и к тому же, как рассказали Газете в КС, застрелила его кота. После того как Белый дом расстреляли из танков, Зорькин ушел в отставку, а о решении суда забыли. Из судей его не уволили, потому что тогда судей КС избирали пожизненно.
С тех пор Зорькин ничем к себе внимания не привлекал. Разве что в 1996 году отказался от предложения баллотироваться в президенты. Но он остался знаковой фигурой, символизирующей неповиновение Кремлю. Так что многие расценили итоги выборов главы КС как демарш судей в сторону власти. Для Кремля это тем более неприятно, что впереди выборы и наверняка КС придется заниматься громкими разбирательствами. Есть и еще более отдаленная цель. С самого избрания Путина регулярно возникают разговоры о продлении срока его президентства. Если после будущих выборов такой вопрос возникнет вновь (например, в связи с объединением России и Белоруссии), то решающее слово будет за Конституционным судом.
В администрации президента не скрывают, что победа Зорькина была для них неожиданной. Но утверждают, что не расстроены.
"Ничего смертельного в этом нет, - сказал Газете источник в Кремле, - контакт с Зорькиным у нас есть, и мы будем нормально с ним работать".
Тем не менее планы администрации Зорькин, очевидно, спутал. Будучи председателем КС, Баглай ни разу не вступал в конфронтацию с Кремлем. Судебная реформа, разработанная Дмитрием Козаком, учитывала его длительное присутствие в должности. По закону Баглай должен был уйти на пенсию в 70 лет, а сейчас ему уже почти 72. После долгих переговоров Дмитрия Козака с судьями закон переписали "под Баглая" - возрастные ограничения были отменены. Но только для тех судей, которых избрали после 1994 года. Избранные раньше должны уйти в отставку в 65 лет. Именно эти десять судей, как рассказали Газете в КС, находились в негласном конфликте с Баглаем, считая себя обиженными.
К 2005 году Баглаю готовили замену. В прошлом году новым судьей КС вместо ушедшей на пенсию Тамары Морщаковой был избран выходец из Санкт-Петербурга Сергей Казанцев. Раньше он работал на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, в котором учился Владимир Путин. Правда, сейчас стать председателем КС Казанцев еще не мог.
Он проработал там меньше года и еще не имеет достаточного авторитета среди судей. К тому же ему 47 лет, а возраст большинства других судей - под 60. Правда, в ближайшие пару лет несколько из них отправятся на пенсию, и общая разница в возрасте станет менее заметна.
В этой ситуации Баглай вполне мог остаться переходной фигурой. Но, проиграв выборы, он, похоже, нарушил тщательно проработанную политику Кремля в отношении Конституционного суда. Об этом говорит и то, что после голосования в пятницу Дмитрий Козак с легким раздражением сказал, что Баглай не сумел установить контакт с судьями. То же самое сказал Газете источник в Кремле: "Баглай сам виноват, он не настроил отношения с судьями. Это был не демарш против нас, а вотум недоверия Баглаю". Вместе с тем спецпредставитель правительства в Конституционном и Верховном судах Михаил Барщевский считает, что у Зорькина нет достаточных полномочий, чтобы изменить работу суда. Об этом он рассказал в интервью Газете.
"они одно и то же"
Имя Зорькина связано со скандалом. Это нормально для председателя КС?
У председателя Конституционного суда нет никаких дополнительных полномочий. Его положение значительно отличается от положения председателя Верховного или Высшего арбитражного суда. При принятии решений по конкретным делам голосуют все судьи КС, и у каждого судьи есть один голос. Он первый среди равных, у него нет никаких дополнительных полномочий.
А от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
А в 1993 году было по-другому?
Тогда Зорькин тоже отражал не свое личное мнение, а мнение судей Конституционного суда. Голосовали все, а он потом это озвучивал.
Значит, сейчас такое может повториться...
За десять лет общество изменилось до неузнаваемости. Тогда противостояние президента и парламента было объективной реальностью. Вы можете сегодня представить такое противостояние? Что, Путин подпишет указ о роспуске парламента? Что, Путин отдаст приказ стрелять по парламенту из танков? Наверное, нет. Точно так же изменился и Конституционный суд. Он не остался замороженным на десять лет. И то, что сегодня большинство судей проголосовало за Зорькина, свидетельствует о том, что судьи изменились. В 1995 году за Зорькина бы никто не проголосовал.
Тем не менее выбрали именно его, а не Баглая. Почему?
Он очень опытный судья, великолепный юрист. Наверное, поэтому. Он набрал 10 голосов, а Баглай - 9: ноздря в ноздрю. Они оба очень достойные люди.
Может, кому-то со стороны был выгоден такой исход? Например, чтобы насолить Ельцину.
Я исключаю влияние со стороны и не вижу в этом заговора третьей силы. Это внутреннее дело Конституционного суда. Там тайное голосование, на его результаты нельзя повлиять со стороны. И я вообще бы не придавал этому событию исторического значения, потому что и Баглай, и Зорькин - очень опытные судьи и хорошие юристы. Они одно и то же.
Фото:
- Марат Баглай (слева) передал Валерию Зорькину полномочия председателя Конституционного суда, отобранные у него в 1993 году
АНДРЕЙ РЕУТ, 31, стр. 1,3, Газета
25/02/2003