ЭХО НЕДЕЛИ: СДЕЛАЕМ ДЯДЕ РУЧКОЙ
Похоже, что главная внешнеполитическая проблема России на сегодняшний день состоит не в том, как не допустить проведения американо-британской военной операции против Ирака, которая представляется неизбежной, а в том, как сохранить лицо и не испортить отношения ни с кем из стратегических партнеров после ее начала. Судя по характеру молниеносного и отчасти таинственного визита в Москву канцлера ФРГ, Владимир Путин и Генрих Шредер, имеющие возможность говорить без посредников и даже без переводчиков, обсуждали именно эту проблему, хотя "на люди" были вынесены несколько иные соображения. Конечно, американский диктат нравится немногим, но есть ли смысл противостоять ему, рискуя собственными интересами ради спасения Саддама Хусейна?
Буквально накануне этой встречи Евгений Примаков побывал в Багдаде и передал иракскому диктатору послание от российского президента. В 1990 году Примаков уже пытался предотвратить войну, дважды посетив Багдад. Но вестника мира из него, как известно, не получилось. Очевидно, и теперь он привез неутешительные вести, побудившие Владимира Путина махнуть рукой на Саддама. Уж если Азербайджан сделал это, предпочтя исламской солидарности поддержку со стороны США трубопроводного проекта Баку - Тбилиси - Джейхан, то уж нам-то, как говорится, сам аллах велел.
Что же касается наших нефтяных проблем, то, как заявил Алексей Кудрин на встрече министров финансов развитых государств в Париже, российская экономика вполне способна перенести и возможное в случае поражения Ирака падение цен на нефть, не отступив от исполнения обязательств и по внешним долгам и перед собственным населением.
Сделанное в начале этой недели заявление четырех президентов о воссоздании единого экономического пространства, включающего Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан, хоть и представляется несколько расплывчатым подобно всему, происходящему в рамках СНГ, все же имеет шанс стать эпохальным. Именно эти четыре государства наиболее тесно связаны друг с другом и исторически, и этнически, а теперь выходит, что и политически, и экономически. Таким образом, процесс разбегания, длившийся более 10 лет, можно считать законченным, а процесс сближения - не только осознанным теоретически, но и определившимся фактически. На фоне такого события о Хусейне можно и забыть хотя бы на время.
Еще одним напоминанием о прошлом послужило и "второе пришествие" Валерия Зорькина, избранного председателем Конституционного суда спустя почти десять лет после того, как он скандально покинул этот пост. С другой стороны, возвращение на первые роли принципиального оппонента Бориса Ельцина можно счесть симптомом выздоровления России от всевластия "Семьи". При всей политической амбициозности нового-старого председателя КС отказать ему в высочайшем профессионализме и принципиальности не может никто.
А вот акция протеста, предпринятая профсоюзами работников непроизводственной сферы, напомнила о проблеме, которую можно считать не столько прошлой, сколько вечной. Учителя, врачи, работники культуры - люди, в любой стране заслуженно считающиеся цветом нации, у нас вынуждены бастовать, голодать и митинговать для того, чтобы добиться права хотя бы на достойную бедность. Предлагаемый правительством переход с 1 октября на отраслевые системы оплаты труда, несмотря даже на предполагаемый рост зарплаты бюджетников на одну треть, видится им очередным государственным надувательством. Да и попытка переложить бремя оплаты их труда на и без того дефицитные региональные бюджеты приведет к тому, что один и тот же труд в разных регионах будет оплачиваться по-разному. Впрочем, несмотря на все протесты, менять что-либо в своих планах Минтруда явно не намерено.
Сергей ГЛУШКОВ, 38, Тверская жизнь
01/03/2003