ЗАКОННИКИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
Конституционный суд (КС) России был образован в октябре 1991 года, на V Внеочередном съезде народных депутатов, когда они проголосовали за 13 из 15 представленных кандидатур судей. Они были представителями всех политических сил, представленных в парламенте. Вследствие этого на их решения нередко влияли не только желание твердо соблюдать закон, но и политические пристрастия судей.
В январе 1992 года КС впервые принял постановление, признавшее неконституционным решение исполнительной власти, единогласно отменив указ президента "06 образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР". Правда, это не вызвало раздражения Кремля - против создания монстра, напоминавшего своими полномочиями сталинский НКВД, выступили многие сторонники Бориса Ельцина. Однако за ним последовал ряд громких политических разбирательств - "Дело КПСС". Коммунисты требовали отменить указы, касавшиеся прекращения деятельности и имущества партии, а сторонники Ельцина требовали проверки конституционности деятельности самих КПСС и КПРФ. В ходе процесса стороны использовали больше политические, а не юридические аргументы. В итоге в ноябре 1992 года КС принял решение, не удовлетворившее ни одну из них: проверка конституционности деятельности компартии была прекращена "в связи с тем, что в сентябре-октябре 1991 года КПСС фактически распалась". Новый Нюрнберг не получился. Однако недовольны были и коммунисты
- КС счел законным изъятие большей части партийного имущества и запрет руководящих структур КПСС.
Терпение Кремля истощилось весной 1993 года после поразительно быстрого признания незаконным указа "06 особом порядке управления страной". Кроме того, председатель КС Валерий Зорькин выступил по телевидению, а затем на съезде народных депутатов с осуждением обращения Ельцина и предложением провести осенью 1993 года одновременные парламентские и президентские выборы. Президентская сторона пыталась создать в КС оппозицию, а прокремлевская пресса начала травлю Зорькина. Наконец, в начале осени 1993 года его не пустили на госдачу под предлогом заражения воды "синегнойной палочкой", а затем охранники застрелили председательского кота. Валерий Зорькин в ответ ужесточил свою позицию и выступил с антиельцинскими статьями в газете "День". Итогом участия КС в политическом противостоянии стало постановление об Указе N1400, положившем начало вооруженному противостоянию Верховного Совета и президента. Большинством голосов (9 против 4) КС признал указ неконституционным и заявил о возможном начале процедуры импичмента. После победы президентская сторона мстила КС за пережитый страх. Принятый летом 1994 года новый закон о Конституционном суде предусматривал увеличение числа судей до 19. Длительная процедура утверждения судей привела к тому, что КС начал работу в новом составе лишь в феврале 1995 года.
Главой КС в феврале 1995 года стал Владимир Туманов, а после его ухода на пенсию в 1997 году этот пост занимал Марат Баглай. Как правило, за истекшие 8 лет деятельности КС старался дистанцироваться от политических влияний, хотя не раз принимал решения, неугодные исполнительной власти. В частности, в июле 1995 года были признаны неконституционными постановления правительства о лишении аккредитации журналистов, работающих в зоне боевых действий в Чечне, в апреле 1996 года - ряд правовых актов московской мэрии о регистрации граждан. Наконец, в марте прошлого года КС принял постановление о введении судебного порядка заключения под стражу не с января 2004-го, а с 1 июля 2002 года. Не помогло. КС оказался прав - предсказывавшийся прокуратурой и силовыми структурами разгул преступности остался на страницах газет.
Новой спецслужбы не будет
Министерство внутренних дел в ближайшее время серьезно изменится. К 2004 году милицию грозятся разделить на федеральную полицию и муниципальную милицию. Наконец, в отдельную структуру - аналог американского ФБР - будет выделено милицейское следствие.
Следственные подразделения центрального аппарата МВД передадут в Федеральную службу расследований (ФСР). Заместитель руководителя фракции СПС в Думе Борис Надеждин заявил, что правые только приветствуют появление новой службы. Она призвана координировать усилия всех ведомств, но не объединять их под одной крышей. Создают ее на основе структуры МВД - Следственного комитета. Как сказал замначальника Следственного комитета МВД генерал-майор Валерий Сызранцев, "речь идет о преобразованиях внутри МВД, а вовсе не создании еще одной самостоятельной спецслужбы, о чем некомпетентно рассуждают в некоторых СМИ". Напомним, что в декабре 2002 года с предложением ликвидации следственного аппарата прокуратуры и передаче его в ФСР выступил известный адвокат Михаил Барщевский, но тогда это вызвало крайне резкую реакцию Генпрокуратуры, которой, по всей видимости, в длительной аппаратной борьбе удалось сохранить статус-кво. Можно утверждать, что таможня, ФСБ, налоговая полиция и пограничники, опираясь на пример коллег, сумели отразить очередную попытку МВД объединить их в своих руках.
Павел АПТЕКАРЬ, 7, стр. 5, Консерватор
28/02/2003