НОВЫЙ "ВОСХОД" ЗОРЬКИНА
Обычно кадровые сенсации преподносит наш российский электорат, нередко выбирая того или иного главу региона, неугодного федеральной власти. Реже, особенно в последнее время, - сама федеральная власть, назначая на те или иные должности совсем не известные широкой общественности политические фигуры. Но вот на прошлой неделе отличились, казалось бы, всегда спокойные и прогнозируемые судьи Конституционного суда РФ, которые возьми да и выбери своим председателем непримиримого врага Кремля и Бориса Ельцина времен расстрела "Белого дома" в октябре 1993 года Валерия Зорькина.
Интересно, что такой поворот дел стал неожиданностью не только для журналистов, политологов и другой околовластной братии, но и для кремлевской администрации, которая вроде бы всегда держала руку на пульсе ключевых назначений.
Казалось бы, у 72-летнего Марата Баглая, руководившего КС последние шесть лет, не должно было быть проблем с очередным переизбранием: будучи последовательным сторонником невмешательства суда в политику, он всегда был лоялен к Кремлю, занимая пропрезидентскую позицию. Однако, похоже, для судей КС, а именно они тайным голосованием избирают своего председателя, этого оказалось недостаточно.
Существует мнение, правда исходящее из недр президентской администрации, что никаких политических причин замены председателя не было, а Баглая "прокатили" исключительно из за того, что в последнее время у него не ладились отношения внутри судейского сообщества. Дело в том, что Баглай, по старому закону, должен уйти на пенсию в 70 лет, однако этот закон не так давно переписали, причем таким образом, что возрастные ограничения были отменены для председателя суда, а также для тех судей, которых избрали после 1994 года. Ветераны же судейского корпуса, боровшиеся с Ельциным еще в 1993 году, должны уходить в отставку в 65 лет. Баглай интересы "старых" судей, мол, отстаивать не стал и за это якобы поплатился.
Вкратце напомним "боевой путь" старого нового главы конституционных судей.
Буквально за три дня до своего избрания Валерий Зорькин отпраздновал свое шестидесятилетие. Родом он из Приморского края, но всю сознательную жизнь прожил в Москве. Здесь в 1964 году закончил юрфак МГУ и в течение 15 лет трудился преподавателем. Защитил кандидатскую (1967г.) и докторскую (1978г.) диссертации. Затем в 1978 году перешел на работу в Академию МВД СССР, наконец, в 1986 году стал профессором в Высшей юридической школе МВД СССР.
Известность к Зорькину пришла в начале 1990-х годов, когда он сначала возглавил группу экспертов конституционной комиссии Съезда народных депутатов, а затем был избран первым председателем КС. Суд под его руководством пытался играть самостоятельную роль, неоднократно принимая решения вопреки желанию гаранта Конституции. Самые известные из них: постановление о незаконности указа Бориса Ельцина о слиянии милиции и госбезопасности и, конечно же, решение по "делу КПСС", фактически вернувшее коммунистов на политическую арену.
В трагическом противостоянии осени 1993 года Конституцией ный суд, и прежде всего Валерий Зорькин, поначалу пытался играть роль посредника между разбушевавшимся Ельциным и несговорчивыми Хасбулатовым и Руцким, но в конце концов, осудив президентский указ N 1400 о разгоне парламента, КС и его председатель оказались в стане проигравших. Деятельность суда была приостановлена, Зорькин ушел в отставку с поста председателя, хотя рядовым судьей КС и остался.
Последние десять лет имя опального судьи всплывало дважды - в марте 1994 года Зорькин вместе с Зюгановым, Руцким, Прохановым и Тулеевым подписал заявление о создании левоцентристского движения "Согласие во имя России", которое, правда, впоследствии ничем себя не проявило, а в феврале 1996 года Центризбирком зарегистрировал инициативную группу по выдвижению его на пост президента РФ. Зорькин, однако, это лестное предложение отклонил.
И вот теперь состоялся второй "восход" Зорькина на российский политический небосклон.
Праволиберальный политбомонд воспринял это с явным неудовольствием, левые силы - с нескрываемым удовлетворением, Кремль и стоящие за ним центристы - сдержанно-спокойно. Думается, что реакция последних, наиболее адекватна сложившейся ситуации. Конечно же, фигура Зорькина знаковая, для многих олицетворяющая борьбу с "преступным режимом Ельцина". Это вдохновляет левых и до смерти пугает правых. Но совершенно очевидно, что Валерий Зорькин времен эпохи "бурь и потрясений" начала 1990-х это не нынешний Валерий Зорькин. Точно так же, как любитель "конституционных загогулин" Борис Ельцин не юридически корректный и уравновешенный Владимир Путин.
И хотя очевидно, что не стоит ожидать прямого столкновения власти и КС, тем не менее столь же очевидно, что Валерий Зорькин будет стремиться поднять влияние суда в российской политике.
Ныне на рассмотрении в Конституционном суде есть ряд дел с ярко выраженной политической направленностью, прежде всего запрос КПРФ по закону о запрете на проведение референдумов в течение года перед федеральными выборами. По мнению многих профессиональных юристов и политологов, причем разных полит-пристрастий, данный закон является антидемократичным по сути.
Посмотрим, какова будет реакция на эту проблему конституционных судей и их председателя.
Александр БОРИСОВ, 40, стр. 4, Санкт-Петербургские ведомости
01/03/2003