Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Зорькин Валерий Дмитриевич

Интернет-конференция
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Зорькина Валерия Дмитриевича
"К 10-летию Конституции Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


СРОК ДЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

21 февраля состоятся выборы главы Конституционного суда России. У Марата Баглая есть все шансы, чтобы сохранить за собой этот пост. Гарантией тому - демонстративная аполитичность КС и его председателя

Гадать о том, останется ли Марат Баглай на своем посту, дело неблагодарное.

Если бы высшая политическая элита не была заинтересована в том, чтобы нынешний председатель КС остался в своем кресле, стоило ли вносить в закон о Конституционном суде поправки, которые предоставляли Баглаю право работать в суде до 74 лет? Тогда как многие его коллеги уходят в отставку, едва им "стукнет" 65.

С другой стороны, избирая своего "начальника", судьи руководствуются все-таки собственным мнением, а вовсе не волей Кремля. Поэтому нельзя исключить и другой выбор, но только в пользу человека, имеющего большой опыт работы в КС и "не замеченного в связях" с одиозными политическими структурами.

Впрочем, кто бы ни стоял сегодня во главе КС, это уже не должно повлиять на его функции и место в структуре органов власти.

Недолгий роман с политикой

В первые годы своего существования Конституционный суд был влиятельным политическим игроком. Прозвучавший весной 1993 года призыв первого председателя КС Валерия Зорькина "Борис Николаевич, вернитесь в конституционное поле" ( дело было во время очередного обострения отношений между президентом Ельциным и Верховным советом) лучше всего иллюстрирует ту роль, которую отводил себе КС первого созыва и особенно его председатель. Итогом стала приостановка деятельности КС в октябре 1993 года (подробнее см. справку).

После возвращения в активную жизнь это был уже другой Конституционный суд. Он так же стремился защитить конституционные права и свободы граждан, однако в его действиях порой просматривалась какая-то робость: иной раз судьи, что не ускользнуло от внимания прессы, действовали с оглядкой на Кремль. И все реже в решениях КС встречался однозначный вывод о неконституционности президентских указов. Правда, сами указы теперь издавались после тщательной экспертизы, с учетом того, что есть в стране независимый суд, способный подправить даже главу государства.

Новый этап в жизни КС связан с именем Владимира Туманова, возглавлявшего его с февраля 1995 по февраль 1997 года.

В этот период судьи, опасаясь, что на них вновь может обрушиться карающая десница президента, начали постепенно уходить от политической деятельности. Однако полностью избежать дел, имеющих политический резонанс, суд не мог.

Ни мира ни войны

Во времена Туманова наибольший резонанс получило рассмотрение так называемого чеченского дела. Совет Федерации и группа депутатов Госдумы внесли в КС запросы о конституционности четырех указов президента и одного постановления правительства, на основании которых была начата операция по восстановлению конституционного порядка в Чеченской республике. В июле 1995 года суд признал соответствующими Конституции РФ все указанные акты, за исключением двух пунктов постановления правительства, в которых разрешались депортация из Чечни не проживающих там граждан и лишение аккредитации журналистов без решения судебных органов. Вскоре после этого Ельцин издал указы "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" и "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда РФ", что было увязано некоторыми представителями проигравшей стороны с решением по "чеченскому делу".

Во всех остальных делах эпохи Туманова суду удавалось благополучно уйти от решений, которые могли бы непосредственно повлиять на текущие политические процессы. Прежде всего речь идет о самоустранении суда от вмешательства в процесс выборов в Государственную думу второго созыва и формирования нового Совета Федерации в декабре 1995 -январе 1996 года.

В ноябре 1995 года КС отказался рассматривать запросы Верховного суда и группы депутатов, обеспокоенных низкими шансами своих избирательных объединений преодолеть 5-процентный барьер. А 7 декабря КС прекратил производство по делу толкования статей Конституции о порядке формирования верхней палаты российского парламента. Совет Федерации первого созыва подверг сомнению принцип формирования палаты "по должности", на котором настаивал президент и с которым - во избежание патовой ситуации - согласилась Госдума. Однако запрос был отозван новым Советом Федерации на второй день его работы (ошибка инициаторов запроса состояла в том, что они добились поддержки обращения со стороны палаты в целом. Если бы они внесли запрос от группы депутатов, отозвать его смогли бы только они сами).

Не участвуя в "тактических" политических боях, КС в то же время активно включился в "стратегический" процесс формирования новой системы разделения властей на федеральном и региональном уровнях, логическим путем выводя из текста Конституции однозначные рецепты законодательного решения проблем распределения полномочий между ветвями власти, законодательных процессов и процедур. Фактически КС "дописывал" Конституцию. Это происходило не только при толковании основного закона страны, но, например, и при формулировании постановлений по указам президента или по уставам регионов.

Забота о простом человеке

При Владимире Туманове основное внимание судей было приковано к защите конституционных прав простых граждан. В апреле 1995 года КС вбил очередной осиновый кол в институт прописки, с отмены которого еще в 1990-м начал свою деятельность Комитет конституционного надзора СССР, но который постоянно воскресал в различных формах.

КС признал права заключенных на сохранение за ними жилища и трудовой пенсии; право граждан обжаловать в суде постановления прокуроров о прекращении уголовного дела и приговоры Президиума Верховного суда; право граждан на свободный выбор адвоката по делам, связанным с государственной тайной, независимо от наличия у адвоката соответствующих форм допуска; право граждан России по рождению, не отказавшихся от гражданства по собственному выбору, оформить российское гражданство без прохождения процедуры регистрации.

Как революционное было расценено решение КС от 13 июня 1996 года о включении срока ознакомления с обвинением в предельный срок содержания под стражей, В целом КС удалось сделать очень много за то время, пока им руководил Владимир Туманов: некоторые эксперты считают, что этот период оказался наиболее плодотворным для КС. Но 20 октября 1996 года Туманов достиг предельного для судей КС 70-летнего возраста. Президент, правда, до конца года так и не внес в Совет Федерации кандидатуру нового судьи, хотя 24 декабря Туманов подал заявление об отставке с председательского поста. 23 января 1997 года КС даже напомнил президенту об этой его обязанности, однако выборы нового председателя состоялись лишь 20 февраля. Главой КС стал Марат Баглай.

Чем дальше, тем лучше

Принято считать, что при новом председателе суд и вовсе устранился от решения вопросов, имеющих мало-мальское политическое значение.

Так, например, в ходе рассмотрения дела о правомочности продления полномочий региональных законодательных собраний, КС вынес вполне соломоново решение. Вердикт суда допускал принципиальную возможность продления полномочий в переходный период в пределах предусмотренного законом о краевом (областном) Совете 5-летнего срока, но обставлял эту возможность некоторыми правовыми условиями.

Кроме того, в КС снова поступил запрос, касающийся порядка формирования Совета Федерации, - на этот раз от Госдумы. И вновь КС успешно избежал всех подводных камней, вынеся определение, в котором указано, что Дума вправе сама внести изменения в ею же принятый закон, а решение этого вопроса в КС было бы для нее отступлением от установленного способа изменения закона, предусматривающего участие в этом процессе Совета Федерации.

На обвинения в нежелании участвовать в рассмотрении дел, имеющих политическую подоплеку, сторонники нового председателя КС отвечали, что Баглай и его коллеги стараются лишь избежать политической ангажированности при принятии юридических решений. Полностью уйти от политики суд не мог, о чем неоднократно напоминал сам Баглай. Однако, по его мнению, речь должна идти только о политических последствиях решений, принимаемых исключительно на основе права.

Так, например, заметный политический резонанс вызвало рассмотрение "тюменского" дела - о взаимоотношениях автономных округов с областью или краем, в который они входят. КС не пошел по пути выявления приоритета одной нормы Конституции над другой и подтвердил двойственный статус автономного округа, который является самостоятельным субъектом Федерации и одновременно частью другого субъекта Федерации. КС разъяснил, что население округа должно быть представлено в органах власти области и что окружные власти не вправе препятствовать проведению выборов в областные органы власти на своей территории.

Политическим можно назвать и решение КС по вопросу о третьем сроке Бориса Ельцина. Госдума просила установить, распространяется ли положение Конституции о недопустимости избрания президента более чем на два срока на лицо, избранное на первый срок до вступления Конституции в силу. Отвечая фактически на вопрос, вправе ли Ельцин баллотироваться еще на один срок, КС дал однозначный ответ: нет, не вправе.

Жалобы граждан тоже иной раз связаны с использованием инструментов практической политики. Так, суду вновь пришлось бороться с восставшим из гроба призраком института прописки. Сначала КС признал противоречащим Конституции введенный в Московской области налог за регистрацию граждан, поскольку такой налог не предусмотрен федеральным законодательством. Право граждан на получение заграничного паспорта признано не зависящим от места регистрации и от ее наличия (о других "политических" делах см. справку).

На примере прописки хорошо видно, что отмена неконституционных актов регионального законодательства не распространяется на аналогичные акты других регионов - бороться приходится с каждым из неконституционных актов по отдельности. Судьи КС неоднократно высказывались за такие изменения в законе о КС, которые позволяли бы распространять действие постановлений суда не только на оспоренные акты, но и на все акты, в которых повторяются нормы, признанные противоречащими Конституции. И надо сказать, именно Баглаю удалось в итоге добиться принятия соответствующей поправки.

Хвост кометы

В январе 2003 года Баглай (вслед за председателями других высших судов) исчез из рейтинга 100 ведущих политиков страны.

С одной стороны, это очень правильно. Судебная власть не может и не должна считаться инструментом политического регулирования, поэтому отсутствие судей в рейтингах - благо. И если в дальнейшем они перестанут фигурировать в списке политиков, это тоже можно считать одной из заслуг Марата Баглая.

Но в то же время независимая судебная система - это еще не современная реальность, в которой живет страна, а только цель. Дистанцироваться от политики целиком и полностью невозможно. Поэтому отсутствие Марата Баглая в рейтингах ведущих политиков - факт тревожный. Возможно, его перестали принимать в расчет как самостоятельного политического игрока. Впрочем, по нынешним временам это лучшая гарантия сохранения должности, И Марат Баглай вправе рассчитывать на то, что 19 февраля его полномочия будут подтверждены.

Многое в этом отношении зависит и от позиции Кремля. Курс на усиление властной вертикали может быть успешным только при поддержке такого института, как КС. И от того, как будут складываться отношения президента с главой КС, зависит очень многое. В такой ситуации Путин, возможно, и хотел бы, чтобы председателем суда стал "его человек". Однако, похоже, ему все-таки придется подождать. Назначенные по предложению действующего президента судьи еще не обладают достаточным опытом, чтобы занять на Ильинке пост номер один. Их время придет - и если сейчас главой КС останется Баглай, придет уже через два года. И только через три, если председательское кресло займет кто-то иной.

***

Первые шаги КС

Валерий Зорькин - первый председатель КС - был избран 1 ноября 1991 года. Судьи КС руководствовались как политическими, так и практическими соображениями. Работая в Конституционной комиссии, Зорькин проявил себя как прекрасный специалист по конституционному праву, в то же время он считался весьма уравновешенным и здравомыслящим человеком, способным руководить коллективом, куда вошли многие известные юристы и политики.

Заняв здание, построенное до революции специально для банка Рябушинского и использовавшееся после 1917 года для размещения различных государственных органов, последним из которых в доперестроечный период был Комитет народного контроля СССР, 13 судей КС быстро освоились и уже 14 января 1992 года провели свое первое заседание.

Первый опыт оказался весьма удачным. Суд признал не соответствующим Конституции указ президента Бориса Ельцина о создании Министерства безопасности и внутренних дел (МБВД), а президент беспрекословно подчинился этому решению, признав тем самым верховенство закона. Согласился президент и с решением по самому громкому в истории КС "делу КПСС", по итогам которого стало возможно возрождение компартии.

Однако осенью 1993-го Борис Ельцин без колебаний прекратил работу КС, когда судьи большинством голосов вынесли заключение по указу N1400 о роспуске Съезда народных депутатов. Судьи сочли тогда, что указ и обращение президента к гражданам России не соответствуют нескольким статьям Конституции РФ "и служат основанием для отрешения Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности".

Отставка Зорькина была предрешена. По требованию Ельцина и Черномырдина ему предъявили ультиматум - или он откажется от должности, или на него будет заведено уголовное дело по обвинению в "создании правовой базы для экстремистских действий Руцкого и Хасбулатова".

Зорькин слег дома с гипертоническим кризом и отправил в КС с нарочным заявление о том, что он принял решение сложить с себя полномочия председателя КС. Обязанности председателя стал исполнять его заместитель Николай Витрук. Однако вскоре Ельцин обвинил суд в том, что тот "сыграл негативную, в сущности, пособническую роль в трагическом развитии событий 3-4 октября" и "превратился в орудие политической борьбы, представляющее исключительную опасность для государства". Президент постановил не созывать заседания КС до принятия новой Конституции РФ, вследствие чего Витрук, возглавлявший суд до февраля 1995 года, так и не провел ни одного открытого заседания. Его надежде остаться на посту после избрания новых судей (по Конституции 1993 года их число выросло до 19) не суждено было сбыться. 13 февраля 1995 года Конституционный суд РФ II голосами избрал своим председателем Владимира Туманова.

Фото:

- В 1995 году Конституционный суд признал, что президентские указы по восстановлению конституционного порядка в Чечне не противоречат Основному закону и поэтому российские солдаты находятся там на законном основании. В том же году КС попытался отменить институт прописки, однако, несмотря ни на что, милиция по-прежнему считает своим долгом проверять наличие прописки у граждан



Арам Константинов, 7, стр. 28-32, Политбюро
17/02/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Зорькина В.Д.
Конституция РФ
Конституционный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации