ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
В политической жизни России произошло событие, имеющее принципиальное значение - председателем Конституционного суда РФ был избран Валерий Зорькин.
Об этом сообщили как о некоем казусе, почти что недоразумении. Ничто не предвещало неожиданности. Предполагалось, что судьи Конституционного суда автоматически продлят срок полномочий действующего председателя Марата Баглая и все вновь пойдет своим чередом. И вдруг как гром среди ясного неба - председателем избран 60-летний Валерий Зорькин. Тот самый Валерий Зорькин, который в октябрьские дни 1993 года признал неконституционным ельцинский указ о досрочном роспуске Верховного Совета Российской Федерации.
И хотя по зданию Конституционного суда огонь из танковых орудий не открывался, "мятежному" председателю КС пришлось уйти в отставку с этого поста. Мнения своего он не изменил ни тогда, ни сейчас, по прошествии десяти лет. Об этом он прямо заявил в беседе с Евгением Киселевым в выпуске "Итогов" на канале ТВС. Единственная поправка, которая чрезвычайно важна для понимания позиции и настроения "старого" нового председателя КС, состоит в том, что, не меняя в целом своей правовой оценки деятельности президента РФ Бориса Ельцина, он сделал поправку на "революционный" характер тогдашних событий.
В результате тех октябрьских событий мы получили новую Конституцию, четвертую или пятую по счету, всего за один неполный век. В конце концов мы ведь не какая-то там Америка, где Конституция за двести с лишним лет так ни разу и не менялась, где только изредка поправки вносились. Мы же народ решительный, что там поправки - мы просто Конституцию заново перепишем, если она не нравится сильным мира сего...
Но если отбросить шутки в сторону, то избрание Зорькина - это еще один признак коренных перемен, снова назревающих в нашем несчастном, растерзанном на части обществе. Не самые бедные и не самые обездоленные люди, пользующиеся к тому же пожизненными полномочиями, - судьи Конституционного суда Российской Федерации - таким образом выразили свой протест против складывающейся системы постепенного ограничения прав и свобод, гарантированных нам даже этой, написанной по заказу Ельцина Конституцией. Речь идет о скоропалительно - всего за три дня - принятом законе об ограничении проведения всероссийских референдумов.
А между тем статья 3 Конституции Российской федерации гласит: "1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы".
Я, конечно, не юрист и даже не сын юриста, но достаточно хорошо знаю русский язык, и мне почему-то кажется, что из смысла этих трех статей Конституции неопровержимо вытекает, что принятием закона об ограничении проведения референдумов мои права и свободы как человека и гражданина попросту грубо нарушены. Если референдум является высшим непосредственным выражением власти народа, то чья же тогда власть оказалась выше власти народа? Власть Госдумы, власть семьи или еще чья-то?
Не думаю, чтобы всего этого не понимали уважаемые судьи Конституционного суда Российской Федерации, юристы-правоведы высшей квалификации. Запрет референдума - это политика чистой, а точнее - нечистой воды, это продолжение еще советских традиций игры "в одни ворота", причем во вторые ворота не просто не дают бить, но и вообще их унесли от греха подальше. Похоже, что именно это грубое несоответствие закона основному закону страны и подвигло судей на такое "решительное" решение.
Надоело! Это сегодня все больше и больше овладевает общественным сознанием. На фоне развала всего и вся кучка олигархов абсолютно беззастенчиво грабит нас, стремясь как можно быстрее набить свои карманы за счет продажи богатств наших с вами недр.
Вся пресса забита сообщениями о том, что губернатор Чукотки Абрамович не просто за полцены купил бывшую государственную компанию "Славнефть", но и удвоил за прошедший год свое личное состояние. И что думать мне, законопослушному гражданину? Или все врут журналисты, и государственный чиновник ничего такого не приобретал и не удваивал, или, наоборот, журналисты говорят правду и все так и есть на самом деле? Но почему тогда сам Абрамович никак не реагирует на то, что его обвиняют по меньшей мере в нарушении закона о госслужбе, прямо запрещающего чиновникам заниматься бизнесом? Почему молчат правоохранительные органы, Счетная палата и так далее?.. Словом, вопросы и вопросы.
На днях по всей стране прошла акция протеста против очередной правительственной инициативы, направленной на снижение доходов и без того нищих врачей и учителей. Люди проснулись от спячки, отбросили надежды на "доброго царя" и сами пошли отстаивать свои права. Это тоже проявление власти народа, и к чему оно может привести, мы очень хорошо знаем из нашей истории.
В марте закон об ограничении проведения референдумов должен быть рассмотрен Конституционным судом на предмет соответствия основному закону. Что скажет суд? Поживем - увидим. Но обратите внимание на то, как все чаще и чаще мы стали сталкиваться с портретами Че Гевары, этого донкихота мировой революции, на рекламных плакатах и на стенах домов. Неспроста это все, неспроста...
В. МАРЦИНКЕВИЧ., 40, стр. 2, Ульяновская правда
04/03/2003