ЗОРЬКИН ТРЯХНЕТ СТАРИНОЙ
Вчера председатель Конституционного суда РФ (КС РФ) Валерий Зорькин был поставлен в довольно щекотливую ситуацию, несколько напоминающую ту, что случилась с ним около десяти лет назад. Тогда, в 1993 году, глава КС признал неконституционным знаменитый президентский указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе", в результате чего после октябрьских событий того же года он вынужден был подать в отставку.
Предметом вчерашнего заседания КС РФ был вопрос о конституционности моратория на проведение референдума в год выборов. Напомним, что поправки к федеральному конституционному закону о референдуме были приняты в сентябре прошлого года в связи с намерением КПРФ инициировать проведение референдума по четырем вопросам, касающимся введения частной собственности на землю, природной ренты, минимального размера заработной платы и ЖКХ. При этом сам референдум приходился как раз на год парламентских выборов, что давало бы возможность коммунистам не только мобилизовать своих традиционных избирателей, но и привлечь на свою сторону значительную часть протестного электората. Впрочем, у Кремля была хорошая возможность еще тогда разобраться с коммунистами и хорошо "прокатить" их по всем четырем вопросам, вспомнив "хорошо забытое старое". Однако это привело бы к существенному усилению позиций правых.
Ни тот, ни другой варианты развития событий не отвечали интересам Кремля, ибо в этом случае парламентское будущее "единороссов" представлялось весьма сумрачным. Именно поэтому "большая четверка", нарушая регламент и голосуя аж четыре раза подряд, продавила свои поправки к закону о референдуме. Это вызвало волну негодования, прежде всего у думских коммунистов, которые в месте с соратниками из Агропромышленной группы подготовили обращение в КС РФ, в котором просили высшую судебную инстанцию рассмотреть конституционность введенного моратория.
И вот вчера, спустя почти семь месяцев, КС приступил к рассмотрению этого обращения. В судебных прениях схлестнулись представитель президента в КС Михаил Митюков, с одной стороны, и Виктор Илюхин, Виктор Зоркальцев, Анатолий Лукьянов, оспаривающие конституционность поправок, с другой. По заявлению истцов, коими являются представители КПРФ, "правила проведения референдума Федеральное собрание устанавливать может, но оно неправомочно ограничивать само суверенное право народа на референдум", а потому, одобрив поправки к закону, Госдума нарушила конституционные права граждан на свободное волеизъявление, покусившись на третью статью Конституции РФ. Митюков, напротив, пытался доказать, что законодатели ни на что не покушались, но, "пользуясь правом, установили сроки, в которые возможно проведение общероссийских референдумов, и основания для вынесения вопросов на всенародное обсуждение". Кроме этого, он заметил, что оспариваемые коммунистами поправки полностью соответствуют Конституции как по содержанию, так и по порядку их принятия.
Стоит отметить, что вчера прения сторон фактически свелись к обсуждению порядка принятия поправок, а именно к вопросу, могут ли депутаты использовать карточки своих коллег при голосовании. Так, представители КПРФ всячески пытались доказать то, что в момент голосования по поправкам к закону о референдуме центристами был совершен подлог, ибо число доверенностей на карточки для голосования не совпадает с реальным числом голосовавших, а, следовательно, необходимое конституционное большинство голосов набрано не было. В ответ на это Митюков попытался доказать суду, что не только по вопросу о референдуме, но и по многим другим вопросам депутаты голосуют чужими карточками, порой с подтасовками. Для этого он выступил с ходатайством о приобщении к материалам дела некоторых документов, свидетельствующих о той порочной практике "голосования за других", которая уже устоялась в стенах Госдумы.
Ожидается, что решение о конституционности моратория на проведение референдума КС вынесет где-то через три недели. Очевидно, что это дело носит политический характер, а значит, глава КС опять поставлен перед выбором. Некоторые наблюдатели склонны утверждать, что с избранием Зорькина председателем суда все дела будут рассматриваться с точки зрения права и справедливости. Однако не стоит переоценивать неординарность поступка Валерия Зорькина образца осени 1993 года. В то время, когда не было определенности с тем, кто возьмет вверх - Руцкой или Ельцин - многие просто искали себе покровителей. Вполне возможно, что тогдашний глава КС просто поставил не на того человека, за что и вынужден был поплатиться. Теперь же, по мере выстраивания моноцентрической системы управления, о подлинной независимости судебной системы, видимо, можно забыть. А, потому "конституционность" поправок к закону о референдуме мало у кого способна вызвать сомнения.