Коммунисты загнали Путина в судебную ловушку
КПРФ как никогда близка к тому, чтобы одержать крупную победу над Кремлем и его большинством в Думе, добившись признания в КС неконституционности запрета на проведение в последний год перед выборами референдумов. В случае успеха коммунисты существенно осложнят Владимиру Путину президентскую предвыборную кампанию.
Сегодня судья КС Сергей Казанцев начнет работать над постановлением КС, которое должно будет определить конституционность поправок к закону «О референдуме», принятых Думой в сентябре 2002 года, фактически сорвав проведение по инициативе КПРФ всероссийского референдума о частной собственности на землю, реформе ЖКХ, прожиточном минимуме и национализации естественных монополий.
Опытный юрист Казанцев (он более 10 лет проработал на юридическом факультете ЛГУ, в том числе три года заместителем декана) должен будет справиться с порученной ему работой за две недели. Еще неделя уйдет на рассмотрение составленного им проекта постановления пленумом КС, то есть судьями обеих палат, как того требует регламент при рассмотрении споров о конституционных законах.
Таким образом, окончательное решение по этому делу будет оглашено где-то между 9 и 13 июня. И хотя сегодня никто даже в самом КС не знает, чем именно закончится тяжба КПРФ с Кремлем, есть веские основания полагать, что поражение администрации президента более вероятно.
Источники «Газеты.Ru» в КС, познакомившиеся с позицией обеих сторон в ходе изложения ими своих доводов суду, утверждают, что аргументы коммунистов «с точки зрения юридической позиции» и «духа права» выглядели более убедительно.
Напомним, интересы КПРФ в КС представляли известные юристы – члены фракции КПРФ Виктор Илюхин, Анатолий Лукьянов и Виктор Зоркальцев. В защиту своего довода о неконституционности поправок к закону «О референдуме» они привели прецедент 1999 года, когда
Конституционный суд фактически запретил депутатам Госдумы голосовать карточками своих отсутствующих в зале пленарных заседаний коллег. Юристы КПРФ утверждают, что оспариваемые ими поправки были приняты как раз с нарушением этого запрета суда.
Однако прецедент четырехлетней давности имеет свою специфику. В постановлении КС от 20 июля 1999 года речь шла о соответствии
Конституции России закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». С ним сложилась ситуация, прямо противоположная нынешней. Запрет на реституцию, за который проголосовали депутаты и сенаторы, хотел признать неконституционным Борис Ельцин. Причем его возражения касались не только положений самого закона, но и порядка его принятия. Тогда для преодоления президентского вето депутатам тоже нужно было 300 голосов и они набрали их, проголосовав, в том числе, чужими карточками.
Тогда КС, как и хотел Ельцин, счел некоторые положения закона неконституционными, но не стал признавать его противоречащим
Конституции из-за процедурных нарушений. Однако вместе с этим суд решил ограничить депутатов. «Впредь соблюдение требования о необходимости личного голосования депутата как существенный элемент надлежащего порядка принятия федеральных законов является обязательным, – говорилось в постановлении КС. – При этом не исключается внесение в регламент Государственной думы дополнений, касающихся порядка передачи депутатом своего голоса в связи с отсутствием на заседании по обстоятельствам, имеющим исключительный характер».
Более того, суд указал сами обстоятельства, которые могут быть причиной передачи голоса – «чрезвычайные ситуации на местах, болезнь, направление в командировку, необходимую для выполнения функций палаты, и других обстоятельств экстраординарного характера». Во всех этих случаях, говорилось в постановлении КС, депутат, если Дума внесет соответствующие поправки в свой регламент, может «передавать свой голос другому депутату с указанием, как им распорядиться при голосовании». Дума совету КС последовала и поправки в регламент внесла.
Однако, как утверждают коммунисты, изменения к закону «О референдуме» были приняты с нарушением уже измененного регламента, а значит – с игнорированием постановления КС от 1999 года.
В частности, как заявил в суде Виктор Илюхин, закон прошел через Думу всего за три дня: 18 сентября он был принят в первом чтении, 20-го – сразу во втором и в третьем. И это несмотря на то, что после первого чтения депутатам по регламенту дается месяц на подготовку поправок к прошедшему первое чтение закону. Кроме того, как рассказывала «Газета.Ru», пропрезидентским фракциям пришлось нарушить другое положение регламента и четыре раза подряд ставить вопрос на голосование, чтобы набрать нужные 300 голосов (так как закон о референдуме относится к конституционным, для принятия поправок к нему нужно было конституционное большинство в 2/3 от списочного состава Думы). При этом для достижения нужного результата использовались карточки депутатов, которых не было на месте. Последние звонили на работу и просили коллег не трогать их карточки, но их просьбы были проигнорированы представителями прокремлевских фракций. На основании изложенных доводов представители фракции КПРФ попросили КС признать неконституционность поправок к закону «О референдуме» по процедуре их принятия.
Позиция их противников – представителей депутатов Гасана Мирзоева (СПС), Валерия Гребенникова (ОВР) и Алексея Александрова (ОВР) – заключалась в том, что они просили КС отказать коммунистам в рассмотрении их обращения на том основании, что это не дело КС – заниматься процедурой принятия Думой законов. КС должен трактовать положения
Конституции в случае возникновения спорных ситуаций и проверять на соответствие ей положений других правовых актов, но не того, как они были приняты.
Ключевым доводом этой стороны стало утверждение, что в случае удовлетворения Конституционным судом обращения КПРФ едва ли не половину принятых Думой законов можно будет оспорить.
На основании процедуры их принятия – в силу постоянного и массового использования депутатами при голосованиях чужих карточек.
По мнению источников «Газеты.Ru» в КС, доводы представителей прокремлевских фракций логичны, но существенно менее убедительны, чем доводы коммунистов. К тому же последние фактически апеллируют к однажды уже принятому КС решению, ссылаясь на прецедент. При всем желании большинства судей КС помочь Кремлю с честью выйти из этой сложной юридической ситуации, обстоятельства складываются так, что сделать это окажется просто невозможно без нанесения ущерба авторитету
Конституционного суда. Ведь в случае отклонения обращения коммунистов КС будет вынужден фактически проигнорировать свое предыдущее решение от 1999 года, откровенно подыграв политической конъюнктуре.
Надежда Кремля – судья Казанцев, который должен составить проект постановления КС. Он не просто выходец из Питера, в 1993–1995 гг. он работал вместе с действующим президентом в мэрии Санкт-Петербурга, являясь председателем ее жилищного комитета. Путин в это время работал вице-мэром. Однако окончательное решение будет принимать пленум КС, в котором голос председателя суда имеет особое значение, а председателем суда 21 февраля этого года был избран
Валерий Зорькин. Причем именно он руководил КС в 1999 году, когда судом было принято прецедентное решение, к которому теперь апеллируют коммунисты, добиваясь разрешения на проведение популистского референдума в предвыборный год. Председательство
Зорькина тогда и сегодня как минимум удваивает шансы КПРФ на победу в тяжбе с Кремлем.
«Газета.Ru» будет следить за ходом этого процесса и подготовкой решения КС.
19 МАЯ 10:41