25.02.2003. Программа "Назло"
Известно: когда Хрущева снимали, то он было начал со своими коллегами спорить, а потом махнул рукой и подвел итог: видано ли такое прежде – живой наследует живому?
И справедливо счел подобное важнейшим достижением своей политики.
Демократия на постсоветском пространстве продолжает неуклонно двигаться вперед и беспрестанно развиваться.
В пятницу стало известно, что по результатам тайного рейтингового голосования, во втором туре, был избран новый председатель
Конституционного суда –
Валерий Зорькин.
Ну, это все равно, как если бы председателем Госдумы очередного созыва избрали бы Руслана Хасбулатова, а президентом России – Александра Руцкого.
Тогда, в 93-м,
Зорькин избежал «Матросской тишины»; как рассказывают некоторые знающие люди, ценой своей отставки с поста председателя КС.
Впрочем, отсутствие отсидки не является кадровым аргументом: вон, Лукьянов два с лишним года отсидел в Лефортове и опять в Думе заседает.
Теперь
Зорькина избрали председателем большинством в один голос: Баглай получил девять голосов,
Зорькин – десять.
Из этого следует - как минимум – вывод о том, что в
Конституционном суде наличествует раскол.
Надо иметь в виду два обстоятельства. Первое: среди
конституционных судей есть судьи, которые в 91-м году избирались на пожизненный срок. Второе обстоятельство: для части
конституционных судей нынешняя
Конституция – вторая действующая.
Поэтому, вполне вероятно предположить, что среди судей есть сторонники большей самостоятельности, большей независимости
Конституционного суда от высших властей.
В «Итогах», которые вышли в эфир позавчера, было интервью
Зорькина, которое он дал Киселеву.
Сейчас вы увидите один, довольно большой фрагмент. Послушайте внимательно, что говорит Зорькин…
КИСЕЛЕВ: «Ваше отношение, тем не менее, к бытующему мнению о том, что
Конституционный Суд стал филиалом президентской администрации по судебным вопросам?
ЗОРЬКИН: Ну, мне трудно судить, потому что я как бы не беспристрастный участник этого суждения, и я считаю, что это не вполне справедливо, потому что
Конституционный Суд, как бы мы к нему ни относились, он действует все же в системе, в которой, ну, определенная роль ему отведена, это же не верховный царь, правитель и так далее. И, кроме того, несправедливым мне кажется еще и потому К.С. все же делает большую работу по защите конституционных прав граждан. Авторы вот этого тезиса, я еще раз повторяю, не могу их полностью опровергать, потому что это их точка зрения, значит, на основе чего-то они это делают, но я не могу им не возразить, когда, скажем, приходят на память известные решения
Конституционного Суда, касающиеся, скажем, налогового законодательства, трудового, гражданского,
УПК.»
Любопытно, не правда ли?
Зорькин не отметает подозрение напрочь, с порога; он говорит, что, с одной стороны такое предположение «не вполне справедливо», но, с другой стороны, не может эту точку зрения полностью опровергать, так как у ее сторонников, видимо, наличествуют аргументы.
Вот мы и подходим к самому главному. Известно, что у Путина и его команды на этот год большие законотворческие планы. В том числе комплекс законопроектов Козака о взаимоотношениях субъектов федерации и центра, о местном самоуправлении.
Эти законопроекты – по мнению некоторых юристов – вторгаются в конституционное пространство; в частности, вступают в противоречия с принципом федерализма.
Похоже, что
конституционные судьи прогнозируют возможное юридическое противостояние с Президентом и парламентом.
Потому-то и избирают своим председателем человека, умеющего, как им кажется, такое противостояние выдерживать, ибо, как говорится, был в этом деле замечен.
Избрание
Зорькина председателем КС – красноречивое предупреждение Путину, это, во-первых.
А, во-вторых, яркое свидетельство того, что кремлевские потихоньку упускают из рук рычаги и поводки власти – полный провал «единороссов» на губернаторских выборах в Магаданской области, провал на президентских выборах в Мордовии.
И абсолютный реванш
Зорькина.
Все одно к одному…