Башкирия и Татарстан победили Москву
Конституционный суд РФ запретил судам общей и арбитражной юрисдикции решать, соответствует или нет федеральным законам конституция (устав) субъекта РФ. Он также запретил региональным прокуратурам оспаривать в судах противоречащие федеральному законодательству правовые акты госвласти субъектов федерации. Теперь Москве будет гораздо сложнее противостоять самостоятельному законотворчеству регионов, которое в первую очередь касается бюджетной самостоятельности регионов и права самим распределять налоговые доходы.
Неуносимый суверенитет Решение КС выглядит сенсационно: напомним, что с самого начала создания вертикали власти в стране и введения института полпредов (май 2000 года) зашла речь о приведении конституций субъектов федерации в соответствие с Основным законом страны. Следить за процессами и становиться их инициаторами должны были прокуроры федеральных округов. Особенно ярко шел процесс в Приволжском федеральном округе, куда отправился трудиться бывший руководитель ЦОС Генпрокуратуры Александр Звягинцев, а поволжские президенты Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов, следуя завету первого президента, взяли себе столько суверенитета, сколько смогли унести.
В судах общей юрисдикции шли судебные процессы, почти никак, правда, на региональные законодательства не влиявшие, а парламенты уносящих суверенитет республик -- Башкирии и Татарии -- обратились в КС с запросом. Результат: только
Конституционному суду теперь дозволяется оспаривать
конституции (уставы) субъектов России, а Верховный суд и Генпрокуратура этого права лишаются.
"
Конституции и уставы субъектов РФ - это особые учредительные акты, как и
Конституция России, - пояснил решение КС его председатель
Валерий Зорькин. - Следовательно, они не могут проверяться ни в процессе гражданского, ни административного производства, а только в порядке конституционного".
Небольшое послабление вышло только генпрокурору. Как пояснил
Зорькин, он "наделен правом обращаться в КС в порядке абстрактного нормоконтроля", то есть вправе написать протест на тот или иной суверенный правовой акт, но последнее слово -- за
конституционными судьями.
"В узком горлышке КС" "Мы удовлетворены таким решением, - признался ГАЗЕТЕ председатель КС Башкирии Ильдус Адигамов. - А то ведь как было? Судья Верховного суда фактически единолично решал, соответствует ли та или иная норма
Конституции. А эту норму, между прочим, принимал большинством голосов парламент республики". Башкирию, как и Татарстан, решение КС действительно должно удовлетворять больше других. За последние три года кремлевская кампания против законодательной "вольницы" в субъектах РФ стоила этим республикам десятков местных законов - в основном это касается бюджетной самостоятельности и права самим распределять налоговые доходы. Теперь парламенты республики вполне могут потребовать пересмотра решений.
А в Москве по решению КС могут быть восстановлены выборы вице-мэра. "Теперь мы можем обжаловать решение Мосгорсуда о запрете выборов вице-мэра Москвы, - сказал ГАЗЕТЕ адвокат Павел Астахов. - Все спорные вопросы, связанные с уставами городов, должен решать только КС". Астахов пояснил, что "право на новое обращение в суд имеют только глава региона и Законодательное собрание. Московская городская дума вряд ли на это пойдет – ведь во время первого разбирательства она отказалась нас поддерживать. Более того, Мосгордума успела принять новый закон о выборах, в котором выборность вице-мэра упразднена. Если учитывать мнение КС, Мосгордуме придется заново принять старый закон о выборах в столице".
Кремлю будет сложно противостоять желанию регионов вернуть свои законы. Депутат Госдумы Сергей Попов сказал ГАЗЕТЕ, что теперь дела о соответствии региональных законов федеральным и
Конституции РФ будут загнаны "в узкое горлышко
Конституционного суда. За год КС рассматривает 20--30 жалоб. Один из судей признался, что сейчас он рассматривает жалобу, поступившую к нему в 2001 году. Значит, жалобы такого рода будут рассматриваться годами, а в это время региональные власти будут спокойно принимать любые законы".