Следите за Зорькиным
Два решения
Конституционного суда, принятые на прошлой неделе, заставляют говорить о том, что на правовой и политической арене появился вполне самостоятельный и, главное, независимый игрок - председатель
Конституционного суда Валерий Зорькин. Не забудем, по должности - одно из первых лиц государства.
Конституционный суд своими последними решениями изъял у судов общей юрисдикции право выносить решения в случае споров по изменению республиканских конституций, чем существенно усложнил прокуратуре и исполнительной власти перестройку законодательства. Другим своим постановлением "Зорькин и Ко" проложили путь к возвращению МНВК отобранной властью у этой компании собственности - шестого телеканала.
За последние десять лет Зорькина ругали и "левым", и "красным" и вспоминали ему 1993 год. Тогда, впервые став председателем Конституционного суда, он расценил Указ Ельцина о разгоне парламента как повод для прекращения его собственных президентских полномочий. Но не все, кстати, помнят, как тот же Зорькин буквально за несколько дней до развязки конфликта между парламентом и исполнительной властью говорил с трибуны: "Не можете договориться, как вместе работать, договоритесь, как вместе уйти в отставку".
Зорькин же был едва ли не единственным, кто выступил через два года против решения своих коллег, поддержавших наведение "конституционного порядка" в Чечне.
Конечно, стать политическим феноменом Зорькину помог статус конституционного судьи: уволить его не может даже президент. Но спустя годы понимаешь, что змей искушений, кажется, прополз мимо именно Валерия Зорькина. Предшественник Зорькина Марат Баглай, подталкиваемый окружением, никогда не забывал о привилегиях. Он, к примеру, выбил один из самых дорогих участков земли на Рублевке для себя и своих коллег по суду. Не будем заглядывать в судейский карман, всему можно найти объяснение, например, конституционные судьи и чиновники вокруг них тоже склонны к обеспеченной старости. Однако двое отказались от такой жирной подачки, помня, видимо, о сыре и мышеловке. Одним из двоих был Зорькин.
Свободный и зависимый лишь от закона председатель Конституционного суда - для власти это может быть серьезной проблемой. Когда высокого чиновника нельзя купить, он кажется как бы немножко не от мира сего. Мира, в котором есть тарифы на судебные решения, похвальные статьи, правительственные награды. Развитие отношений двух разных миров внутри одной власти может стать захватывающим сюжетом. Следите за Зорькиным.