Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Зорькин Валерий Дмитриевич

Интернет-конференция
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Зорькина Валерия Дмитриевича
"К 10-летию Конституции Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


Валерий ЗОРЬКИН:

РЕВОЛЮЦИИ НЕ СПОСОБСТВУЮТ УВАЖЕНИЮ К ЗАКОНУ
Бессмысленно пытаться подправить прошлое. Гораздо конструктивнее извлечь из него уроки

(Фото ИТАР-ТАСС)

— Недавно Конституционный cуд признал соответствующим Конституции запрет на проведение референдумов во время общероссийских избирательных кампаний. Авторы запроса, направленного в КС, полагали, что этот запрет ограничивает право народа на использование референдума как высшего и непосредственного выражения его власти…
— Суд счел необходимым «развести по времени» проведение выборов и референдумов. И та, и другая форма народовластия равнозначны с точки зрения обеспечения прав граждан на выражение их воли, и нельзя использовать одну форму волеизъявления в ущерб другой.
Есть две крайние позиции. Одни хотят, чтобы референдумов вообще не было. Другие хотят, что называется, «терроризировать» страну проведением непрерывных референдумов. Конституционный cуд занял следующую позицию: законодатель вправе ограничивать сроки, в которые можно проводить референдумы, но при этом на подготовку и проведение референдумов должно быть отведено достаточное время — не менее двух лет из каждого «выборного цикла».
Введение «моратория» на проведение референдумов перед выборами или в последний год полномочий органов федеральной власти — не юридический, а политический вопрос, решаемый в зависимости от политической воли законодателей.
— Ваше отношение к принципу «пусть рухнет мир, но восторжествует закон»? Может ли рухнуть мир, если закон торжествует? Или он чаще оказывается под угрозой, если закон, напротив, не торжествует?
— Отвечу так: если рухнет мир, то кому нужен будет закон?
Основное назначение закона — защищать и охранять этот самый мир. И плох тот закон, торжество которого может навредить и обществу, и человеку. Или плох правоприменитель, который так толкует закон, что он становится опасным для людей.
— «Писанные», сформулированные людьми законы в отличие от законов природы не действуют автоматически. Между законом и объектом его применения всегда располагается «передаточный механизм» — орган, во власти которого применить или не применить закон. И примеров «избирательного» применения (или неприменения) закона мы видим немало. Закон применяется по всей строгости в отношении политических противников и не применяется, когда нарушения допускают приближенные к власти персоны. Что делать?
— И у «приближенных персон», и у их политических противников равный доступ к правосудию, равное право на судебную защиту. Что делать? Идти в суд. Ситуация далеко не так пессимистична, как вы описываете. И она меняется. Меняется прежде всего в результате обращений граждан в суды и рассмотрения судебных исков. Показателен пример нашего Конституционного суда. В нем в подавляющем большинстве случаев граждане выигрывают дела в спорах с властью.
— Помнится, в декабре 1992 года на Съезде народных депутатов России вы говорили: проблема не в том, что у нас плохая Конституция, проблема в неумении и нежелании властей жить по Конституции. Как вы считаете, научились ли наши власти за минувшие десять лет жить по Конституции?
— Я бы спросил иначе: а достаточно ли десяти лет для того, чтобы научиться жить по Конституции? Тем более в России. И тем более что эти времена никак нельзя назвать стабильными. Прошедшее десятилетие — это самый острый и сложный этап эпохи преобразований, своего рода революция. А революции меньше всего способствуют воспитанию законопослушания.
И все же российская власть многому научилась. Да, некоторые положения Конституции в должной мере не реализуются. Тем не менее я вижу, что Конституция действительно стала важнейшим ориентиром для властей — и правовым, и нравственным.
— Много говорят о зависимости судов разного уровня от властей, особенно судов нижнего уровня, где очень трудно защитить свои права, если их нарушает мэр или губернатор. Казалось бы, все гарантии независимости судов установлены, а результат явно недостаточен. Как сделать суд подлинно независимым?
— Вряд ли кто-нибудь может дать готовый рецепт. И тем более сделать нечто такое, что в одночасье превратило бы нашу судебную систему в идеальную. Идеальных судебных систем нет. А те из них, которые считаются наиболее эффективными, шли к такому состоянию десятки или даже сотни лет, нарабатывая опыт создания правового государства.
Но это вовсе не повод для пессимизма в отношении российской судебной системы. Знаете, если бы все было так безнадежно и беспросветно, граждане не обращались бы в суды. А ведь количество их обращений стремительно растет, и откровенно недовольных решениями не так уж много. Трудно судиться с губернатором или мэром? Наверное, трудно. Но, во-первых, львиная доля судебных дел — это не тяжбы с губернаторами, а разрешение конфликтов одного гражданина с другим. А во-вторых, любое решение, как вы выражаетесь, «нижнего» суда можно оспорить в вышестоящих судебных инстанциях и в кассационном порядке, и в порядке надзора.
— Спор между сторонниками президентской и парламентской форм правления вряд ли разрешим даже в отдаленном будущем. В свое время именно вы отстаивали для России идею президентской республики. Изменилась ли за это время ваша точка зрения?
— Нет, моя точка зрения на этот счет не изменилась. Хотя как юрист я могу обосновать преимущества как одной формы правления, так и другой. Но ведь форма правления — это не более чем механизм, с помощью которого достигается та или иная цель. Выпиливать узоры на доске удобнее лобзиком, а яму рыть — бульдозером. Так же и конкретная форма правления: где-то она может способствовать процветанию общества, где-то может столкнуть его в пропасть.
В том, что касается президентской и парламентской форм правления, существует огромный мировой опыт — опыт чужих проб и ошибок, успехов и поражений. И этот опыт в целом говорит о том, что парламентская форма правления приживается и оказывается эффективной лишь в странах со стабильной экономикой и устоявшейся партийно-политической системой. Причем даже в таких странах эта форма успешна не всегда: в эпохи кризисов в парламентских демократиях почти неизбежно возникают острые государственно-политические проблемы.
— Ваша функция — «охранять Конституцию», а не оценивать те или иные ее положения. И все же, что вы думаете как юрист, а не как председатель Конституционного суда: следует ли в ближайшее время менять баланс властей в стране в сторону усиления влияния парламента? Целесообразно ли, чтобы правительство, как это сейчас активно обсуждается, формировалось по предложению парламентского большинства?
— Я считаю, что сдвиг баланса властей в направлении усиления роли парламента можно производить очень осторожно и лишь по мере становления тех социально-экономических и политико-правовых условий, о которых я только что сказал.
Что же касается изменений, которые жизнь заставляет вносить в Конституцию, то в ответ на это чаще всего приводят пример Америки, конституция которой существует более двухсот лет. Что, жизнь за эти годы в Америке не изменилась? Она меняется, и в конституцию США вносят поправки. Но основные положения оставляют в неприкосновенности. Возникающие проблемы и спорные вопросы можно решать, во-первых, путем толкования Конституции и, во-вторых, путем внесения при действительной необходимости поправок в Основной закон.
— Минуло немногим более десяти лет известному указу об «особом управлении» от 20 марта 1993 года, с издания которого начался пресловутый «конституционный кризис». Конечно, история не знает сослагательного наклонения, но если бы можно было «переиграть» все события 1992–1993 годов, что нужно было делать для предотвращения последовавших схваток и трагедии «черного октября» 1993-го? И можно ли было что-то сделать?
— История потому и не знает сослагательного наклонения, что каждое историческое событие происходит не случайно, а вызревает, складывается из множества факторов. Причем история — не арифметика, это очень сложный процесс. И просчитать, чем обернулись бы те или иные действия, почти невозможно. Случилось то, что должно было случиться, и бессмысленно пытаться подправить прошлое. Гораздо конструктивнее извлечь уроки из этого прошлого. И думать о будущем…

Беседу вел Борис ВИШНЕВСКИЙ
21.08.2003

№ 61, Новая Газета (online)
21/08/2003

Оригинал материала
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Зорькина В.Д.
Конституция РФ
Конституционный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации