КТО-ТО ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАЙНИМ
104 народных избранника обратились в Конституционный суд России с требованием отменить ими же принятые законы. Депутатам не нравится то, что сегодня любая партия может засудить любое СМИ за любую публикацию о выборах. Подписанная месяц назад хартия приличного поведения во время избирательной компании оказалась бессильной против банального «пиара». Судятся в регионах, судятся в Москве. В схватке сошлись любимцы электората - партии «Единая Россия» и КПРФ. Фракция «Отечество - Единая Россия» судится с газетой «Советская Россия». Защищает собственные честь и достоинство. Вождь коммунистов Зюганов замахнулся на самого Путина, накатав запрос в прокуратуру по поводу выступления Президента на съезде «Единой России». Забавно, что нынешняя жалоба депутатов в Конституционный суд на закон, который сами же они и приняли - не открытие в юриспруденции. Народные избранники давно научились стучать сами на себя. Последний раз это было два месяца назад – в июле. Тогда 115 членов парламента пытались выяснить, соответствуют ли Конституции некоторые законы о пенсиях, принятые Думой в 2001-м году. Так что, опыт сутяжничества у депутатов достаточно большой.
КТО-ТО ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАЙНИМСобственно, уже не важно, из-за чего все началось. Закон действительно вызывает массу вопросов, и совершенно справедливо журналисты Рогов, Катанян и Бунтман подали иск в
Конституционный суд.
Сергей Бунтман, заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»: «Давайте проверим закон на конституционность. Потому что этот закон нарушает мои конституционные права на распространение информации».
Первый иск в
Конституционный суд поступил еще весной – ситуация воспринималась так: три шизика-правдолюбца решили показать всем, как родину любить надо. Но кто у нас всерьез относится к СМИ.
Однако к трем безобидным заявлениям журналистов добавились коллективные иски временно непримиримых депутатов, а Геннадий Зюганов с особым цинизмом от себя лично подал еще запрос в прокуратуру – на самого Президента.
Это в обычное время с депутатом можно договориться, купить, напугать. А сейчас каждый депутат – Робеспьер, Цицерон и академик Сахаров в одном флаконе. В результате все – кроме ненормальных правдолюбцев-журналистов, оказались в интересном положении.
Конечно, приятно, что депутаты могут отличить хороший закон от плохого, и даже знакомы с процедурой обращения в
Конституционный суд. Однако всего несколько месяцев назад те же самые депутаты этот закон приняли. В
Конституционный суд почему-то обратились только сейчас – то ли принимали, не читая, то ли лишь на этой неделе поняли, что приняли.
Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ: «Никто не думал, когда голосовали, что все будет истолковываться таким образом. Что любая фраза будет подпадать под агитацию или пропаганду».
Дело вовсе не в Зюганове или КПРФ, тот же ответ дают и правые – «недооценили». В общем, некоторое представление об уровне законотворчества складывается.
Хотя еще в дни принятия закона пресса устраивала примерно тот же шум и задавала примерно те же вопросы, что и сейчас. Однако злые языки говорят, что все депутатские обращения в
Конституционный суд – популизм и предвыборный «пиар».
Сергей Бунтман, заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»: «Пусть это будет «пиаром», пусть это будет саморекламой – но это нормальная самореклама. Некоторые себе делают саморекламу совершенно по-другому».
О том, что думает по этому поводу Президент, можно только догадываться – официальных заявлений не было. Но, ходят слухи, что Путин недоволен. Впрочем, никто не будет доволен, зная, что на тебя лежит «телега» в прокуратуре.
Хотя Президент в этой ситуации вряд ли что-то теряет – в крайнем случае, заплатит штраф, зато подтвердит тезис о диктатуре закона. Куда хуже самой Генпрокуратуре - попробуй оштрафовать самого Президента.
Замешательство на Малой Дмитровке подчеркивает поведение прокурорской пресс-службы: три дня мы пытались узнать – получили здесь заявление Зюганова или нет, и в какие сроки оно по закону должно быть рассмотрено. Ответ был один: «Никаких комментариев».
И все же прокуратура здесь – случайный пострадавший. Хуже всех должны себя чувствовать в ЦИКе - именно на Александра Вешнякова, главного лоббиста нового предвыборного законодательства, несмотря на безупречную его репутацию, направлены и комариные укусы прессы, и пафос депутатов, и скрытое раздражение Генпрокуратуры, и гипотетическое недовольство Кремля.
Александр Вешняков делает то же, что любой нормальный чиновник: если начальство недовольно, а проблему сразу решить нельзя, то нужно ждать - вдруг само рассосется?
Александр Вешняков, председатель Центризбиркома России: «Наверно это надо рассматривать не второпях, не под политическим давлением. А рассматривать это надо, в том числе, получив практику применения этих норм на выборах и учитывая, обязательно, международный опыт урегулирования этих сложнейших вопросов, который ни в одной стране мира в идеале не существует. Нет его и в России».
Главная интрига сейчас в том, что решит 13 октября
Конституционный суд. В свое время – осенью 1993-го, бывший председатель
Конституционного суда Валерий Зорькин испортил немало нервов бывшему Президенту России Борису Ельцину.
Валерий Зорькин сейчас – снова председатель
Конституционного суда. И хотя он уверял, что время противостояний прошло,
Конституционный суд остается самой непредсказуемой инстанцией российской власти.
Хотя, похоже, 13 октября сенсаций не будет. Это единственный в новейшей политической истории случай, когда интересы общества, Президента, депутатов и прессы полностью совпадают - граждане хотят знать правду о политиках, Президент хочет спокойно агитировать за своих сторонников, а в будущем и за себя, депутаты хотят чаще светиться в прессе, а пресса хочет нормально работать.
Вне этой идиллической братской любви остался лишь Центризбирком. Но кто-то ведь должен быть крайним…
Константин Точилин, телекомпания НТВ.