Рассудили
В Конституционном суде (КС) произошел довольно редкий случай. После вердикта высшей судебной инстанции о проверке конституционности ряда статей выборного законодательства и истцы (журналисты и депутаты Госдумы), и ответчик (ЦИК) испытали одинаковое чувство глубокого удовлетворения. Решение суда, озвученное Валерием Зорькиным, похоже, устроило всех.
КС отменил вызывавший наибольшие нарекания пункт закона о гарантиях избирательных прав, который допускал расширительное толкование понятия "предвыборная агитация". Истцы полагали, что определение агитации в законе не позволяет, во-первых, свободно высказывать мнение о кандидатах, во-вторых, распространять о них практически любую информацию. В общем, закон нарушал право граждан на свободное получение и распространение информации, гарантированное Конституцией.
Впрочем, даже после решения КС угроза судебных исков против СМИ во время выборов никуда не исчезла. Так же, как и возможное закрытие СМИ после вынесения двух предупреждений. Однако вероятность такого исхода заметно снизилась. Большинство содержащихся в законе норм, касающихся предвыборной агитации, суд оставил в неприкосновенности. КС лишь предложил Госдуме в будущем изменить ряд формулировок. Речь идет о возможной отмене пунктов закона, где под агитацией подразумевается выражение предпочтения какому-либо кандидату, описание возможных последствий избрания кандидата, распространение информации с явным преобладанием сведений о кандидате или о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью, создание положительного образа кандидата. Впрочем, до выборов основные правила ведения избирательной кампании изменить вряд ли удастся.
Вместе с тем Валерий Зорькин пояснил, что действия СМИ могут быть признаны незаконной предвыборной агитацией лишь в том случае, если в суде будет доказан прямой умысел журналиста обеспечить поддержку конкретному кандидату (объединению). Глава КС высказался за изменение правоприменительной практики в связи с решением суда о коррективах в закон.
В Центризбиркоме полагают, что практика рассмотрения подобных дел и так не расходится с позицией КС. В ходе нынешней избирательной кампании в ЦИК поступило около 40 обращений о якобы имевших место нарушениях со стороны СМИ, и не по одному из них никаких репрессивных мер принято не было. ЦИК даже одергивал излишне ретивые избиркомы на местах, пытавшиеся надавить на СМИ, используя весьма расплывчатые формулировки избирательного законодательства.