Осторожно, политика!
Конституционный суд укротил сам себя
"Вопрос разделения властей является одним из самых главных для конституционных судов России и Европы", - заявил вчера на открытии 6-го Международного форума по конституционному правосудию председатель Конституционного суда России (КС) Валерий Зорькин. Судя по тому, как непросто складываются отношения между разными ветвями российской власти, работы у КС действительно непочатый край. Однако готов ли к ней Конституционный суд?
Самый "политический" судья страны Валерий Зорькин, вернувшийся несколько месяцев назад в кресло председателя Конституционного суда, старается быть осторожным в принятии решений. Находясь во главе суда в 1993 году, он вынес решение об антиконституционности указа президента Ельцина о роспуске парламента. Сегодня он старается напомнить власти, что "от ее действий в конечном счете зависят гарантии прав человека".
По словам Зорькина, "история выработала великий принцип разделения властей, что для России особенно важно в год десятилетия ее Конституции". За 10 лет КС вынес около 250 постановлений и сотни определений, многие из которых касаются именно соблюдения принципа разделения властей. "Мы проверяем нормативные акты законодательной и исполнительной властей и своими вердиктами поправляем их, чтобы они не выбились из конституционного поля и не превратились в пожирателей этого поля", - сказал глава КС. "Но, с другой стороны, Конституционный суд сам находится в этом поле, и, чтобы не нарушать его, возникает необходимость самоограничения, требующего не просто диалога, а умения договариваться на основе права, решать проблемы с точки зрения права", - отметил Зорькин.
Конституционный суд, действующий в еще не устоявшемся поле российского права, изо всех сил старается не наступать на законодательные мины. Он не нашел нарушения Конституции в запрете на проведение референдумов в период выборов, а сегодня стоит перед другим не менее трудным политическим решением, Речь идет о процессе, инициированном группой депутатов Госдумы и журналистов, полагающих, что новая редакция закона "Об основных гарантиях избирательных прав" фактически вводит для них "запрет на профессию". Закон запрещает журналистам вести агитацию в период избирательной кампании, но при этом допускает расширительное толкование этого понятия, в связи с чем в разряд агитационных, утверждают они, попадают практически любые, в том числе информационные, материалы, Валерий Зорькин не исключил, что КС до 7 ноября вынесет решение по этому делу.
- Это деликатная тема, и я думаю, что судьи будут учитывать то обстоятельство, что 7 ноября начинается официальная агитационная кампания в СМИ, - подчеркнул судья.
По мнению другого участника конференции - профессора Высшей школы экономики, специалиста по конституционному праву Андрея Медушевского, сегодня КС устранился от ранее присущего ему "юридического активизма" - выступления с политическими инициативами, направленными на толкование Конституции в духе федерализма.
- Я связываю это с тем, что суд предоставляет решение наиболее актуальных политических вопросов другим ветвям власти. Это негативный феномен, как мне кажется, - заявил "Известиям" Медушевский.
По мнению ученого, Конституционный суд сейчас сильно ограничил себя по сравнению с тем, каким он был до закона о КС 1994 года. Да, он реагирует на запросы, но рассматривает чисто правовые аспекты. Возможности для политического участия у КС сейчас неизмеримо меньше, чем 10 лет назад.
Александр БРАТЕРСКИЙ, Георгий ИЛЬИЧЕВ, 197, стр. 3, Известия
25/10/2003